ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОСЛЕТНИХ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОСЛЕТНИХ

Казакова Н.И. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В статье отражен опыт работы ОГКУСО СРЦН «Причал надежды» в г. Ульяновске – Центр по профилактике семейного неблагополучия». Описан технологический процесс диагностической и социально-реабилитационной работы центра для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Ключевые слова: реабилитационный центр, несовершеннолетние дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Annotation. The article reflects the experience of the OGCUSO SRCN "Pier of hope" in Ulyanovsk - center for the prevention of family problems." The article describes the technological process of diagnostic and social rehabilitation work of the center for minors in difficult life situations.

Keywords: rehabilitation center, minor children in difficult life situations.

Нестабильность социально-экономической и политической жизни значительно расширяет спектр социальных, экономических, педагогических факторов, активно стимулирующих детскую безнадзорность и неблагополучность. В современной ситуации выделяют кризисные явления в семье – нарушение структуры и функций семьи, падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, резкое снижения уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития [3, с.46]. Поддубная Т.Н. отмечает, что именно социально- реабилитационные центры являются наиболее перспективными в общей системе социально- защитных детских учреждений. Они призваны помочь не только беспризорным и неблагополучным детям, но и тем, которые еще не утратили связи с семьей [2, с.11].

В Российской Федерации развита сеть учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Одно из них - областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Причал надежды» в г. Ульяновске – Центр по профилактике семейного неблагополучия», который был создан в 1994 году. В настоящее время - это благоустроенное учреждение, имеющее все возможности для оказания социальной помощи и реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Одним из структурных подразделений учреждения является отделение социальной реабилитации, предназначенное для оказания социальной поддержки несовершеннолетним; организации их временного проживания; оказания социальной, правовой, медицинской, психолого-педагогической помощи; определения дальнейшего жизнеустройства.

В отделение принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет:

- оставшиеся без попечения родителей или законных представителей;

- проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;

- заблудившиеся или подкинутые;

- самовольно оставившие семью, самовольно-ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;

- оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.

Основаниями для помещения в отделение социальной реабилитации центра являются:

- личное обращение несовершеннолетнего;

-заявление родителей несовершеннолетнего или его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;

- направление органа социальной защиты населения или согласованное с ним ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- акт оперативного дежурного отдела внутренних дел о необходимости помещения несовершеннолетнего в социально-реабилитационный центр.

При поступлении ребенка в стационарное отделение специалистами Центра проводится его комплексное медико-психолого-педагогическое обследование и разработка индивидуальной программы социальной реабилитации. В отделении действует консилиум (ПМПК – психолого-медико-педагогический консилиум), в который входят: заместитель директора по реабилитационной и воспитательной работе, заведующая отделением социальной реабилитации, все специалисты, медицинский персонал, воспитатели. Консилиум устанавливает срок реализации индивидуальных программ. По истечению этого срока на повторном консилиуме рассматриваются результаты реализации проведенных мероприятий, принимается решение о необходимости продолжения социальной реабилитации, продления срока реабилитации или его завершение.

На сегодня в Центре сформированы три группы несовершеннолетних (младшая группа, старшая группа мальчиков, старшая группа девочек), с которыми работают педагоги-психологи, социальный педагог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по труду, руководитель физического воспитания, специалисты по социальной работе. Для проживания воспитанников созданы условия, приближенные к домашним. Каждая группа оснащена необходимой мебелью, бытовой, музыкальной и видеотехникой. Функционирует музыкальный, спортивный, тренажерный залы, зал с мягко-модульным оборудованием, компьютерный класс, комната эмоционально-психологической разгрузки [4, с.11].

Содержание работы с детьми и их семьями в социально-реабилитационных центрах, кризисных центрах, социальных гостиницах и др. учреждениях социального обслуживания, имеют свои особенности, направленные на приспособление каждого временного этапа жизни ребенка к условиям реальной действительности.

Этапы, на которые делится время пребывания ребенка в каждом конкретном учреждении социального обслуживания несовершеннолетних, помогает педагогам и специалистам сосредоточить внимание на развитии именно тех навыков, которые необходимы в данный момент.

Время пребывания ребенка в учреждении условно делится на шесть этапов.

Первый этап называется этапом формирования чувства безопасности. Данный этап охватывает время от начала работы по адаптации ребенка в конкретное учреждение до 5- 6 недель пребывания в нем.

Второй этап направлен на организацию жизни ребенка в учреждении. Данный этап охватывает весь период пребывания ребенка в каждом конкретном учреждении и по длительности продолжается от трех месяцев до момента преодоления семьей или ребенком жизненных трудностей.

Третий этап включает организацию и проведение разного вида реабилитационной работы с детьми. На данном этапе предполагаются индивидуальные и групповые формы работы с детьми и подростками в течение всего времени пребывания в учреждении.

Четвертый этап направлен на подготовку ребенка к возвращению в родную семью или в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подбор замещающей семьи.

Пятый этап предполагает самоопределение воспитанников конкретного учреждения, в том числе и в профессиональные. Данный этап охватывает все время пребывания ребенка в данном учреждении, а виды работы и формы зависят от возраста ребенка.

Шестой этап связан со временем, когда воспитанник покидает данное учреждение и его готовят к возвращению в родную семью, в приемную (замещающую) семью или в учреждение для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Этап включает также социальное сопровождение семьи с ребенком в постреабилитационный период в случае необходимости [4, с.25].

По результатам первичной диагностики определяются следующие проблемы воспитанников:

Проблемы социального характера:

- перегруженность детей отрицательным опытом, негативными образами, обусловленная изначальным пребыванием в неполноценной или опасной социальной ситуации;

- «ребенок государства», находящийся на социальной поддержке в течение длительного времени.

Проблемы медицинского характера:

- патологические отклонения в состоянии здоровья воспитанников;

- психические травмы, нервные расстройства, задержка развития;

- ослабленность детского организма, отставание в физическом развитии.

Психологические проблемы:

-ранняя депривация, деформация эмоционально-чувственной сферы, вызванная недостатком родительской любви;

- эмоциональная холодность, зажатость, отчужденность, недоверие к людям, недоброжелательное, а иногда и агрессивное отношение к ним;

- несформированность коммуникативных умений, неумение выстраивать конструктивное общение на уровне «ребенок – ребенок», «ребенок – взрослый»;

- повышенная уязвимость воспитанников реабилитационного центра, неспособность к самоопределению, инфантилизм;

- нарушение чувства близкой привязанности к родным (братьям, сестрам).

Педагогические проблемы:

- социально-педагогическая запущенность детей;

- девиантное поведение;

- низкий уровень культуры;

- высокий уровень притязаний, эгоизм, потребительское отношение к людям, слабо развито чувство ответственности, бережливости[1, с.35].

На основе выявления индивидуальных особенностей, с детьми и подростками проводится поэтапная реабилитационная работа, включающая преодоление педагогической запущенности, нравственно-эстетическое, правовое, гражданско-патриотическое, спортивно-оздоровительное, интеллектуальное развитие, профориентационное и трудовое воспитание, оздоровление, привитие здорового образа жизни, обеспечивается защита прав и интересов воспитанников.

В отделении сложилась комплексная система коррекционно-развивающей работы с детьми. Реабилитационный процесс направлен на возвращение ребенка в семью и социум, повышение социального статуса в среде сверстников. Деятельность всех специалистов отделения построена на обеспечении всестороннего изучения личности воспитанников, выявлении причин кризисной ситуации или существа конфликта, приведшего несовершеннолетнего в приют. Только комплексный подход к реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением дает стабильный и положительный результат.

Используются различные формы организации досуга несовершеннолетних: посещение спектаклей, цирковых представлений, концертов, праздников, экскурсий в музеи и по памятным местам региона, конкурсы, викторины, встречи с сотрудниками ПДН, выступления с концертными программами, участие в спортивных соревнованиях. Кружковая работа помогает повысить степень самостоятельности воспитанников, подготовить их к выполнению творческих заданий, умению анализировать объект предстоящей деятельности, учат видеть конечный результат труда, планировать свою работу.

Практическая социальная работа по оказанию помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, предполагает также обязательную работу с семьей ребенка, особенно в тех случаях, если семья неблагополучная. Основной формой оказания такой помощи является специально организованный процесс - социальное сопровождение семей с детьми, основанное на межведомственном взаимодействии всех его субъектов. На этапе реализации плана по выводу семьи из кризисной ситуации специалисты совместно с другими субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних оказывают:

- помощь в решении медико-социальных проблем членам семьи (побуждение родителей к лечению от алкоголизма, наркомании, соматических заболеваний и содействие в его организации);

- правовую поддержку (предоставление информации о правах, льготах, помощь в их получении);

- содействие родителям в восстановлении социального статуса (трудоустройство, помощь в профессиональном самоопределении);

- содействие в улучшении условий для жизни и развития детей (помощь в оформлении различных видов пособий, адресной помощи, облегчение доступа к определенным социальным услугам);

- психологическое оздоровление семьи (коррекция внутрисемейных отношений, преодоление проблем членов семьи в общении) [5, с. 27].

Особое место в социальной реабилитации отводится:

- сбору информации о неблагополучных и семьях группы риска, используя информацию из различных источников (соседи, родственники, участковые инспектора, педиатры, школы, дошкольные учреждения и т.д.);

- составлению картотеки учета семей группы риска;

- участию специалистов вместе с инспекторами органов опеки и других компетентных организаций в обследовании жилищно-бытовых условий неблагополучных семей, социального окружения ребенка, создании на этой основе социального паспорта семьи;

- координации всех заинтересованных ведомств на местах по оказанию помощи и поддержки детям, а также их семьям, своевременный обмен информацией (в виде официального запроса одной из сторон и ответного письма);

- обеспечению защиты прав и законных интересов детей и подростков (в том числе и участие специалистов в судебных заседаниях, возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости)).

Специфика социальной реабилитации несовершеннолетних заключается в необходимости:

-своевременного выявления семейного неблагополучия и защиты прав и интересов несовершеннолетних;

- учета потребности детей, находящихся в социально-реабилитационном центре, в поддержке и помощи, ориентации на ожидание получить ее со стороны педагогов и специалистов;

- учета недостатка семейного взаимодействия, интеграции процессов социализации, сопровождения, воспитания детей, в условиях социально-реабилитационного центра;

- включения в процесс поддержки элементов семейных взаимоотношений, способствующих преодолению кризиса идентификации «Мы», на основе корректировки содержания деятельности специалистов.

Результатом такого взаимодействия становится коррекция, реабилитация, восстановление утраченных социальных связей, отношений и функций, а также их формирование с учетом возрастных и психосоциальных особенностей развития личности ребенка.

Библиографический список.

1. Дробинская, А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь / А.О. Дробинская. – М.: Школьная пресса, 2016. – 96 с.

2. Поддубная, Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб, пособие для студентов высш. учеб. заведений /Т.Н. Поддубная. – М.: Академия, 2014. – 320 с.

3. Савинов, А.Н. Организация работы социальной защиты : учеб. пособие для студентов для учреждений сред. проф. образования /А.Н. Савинов, Т.Ф. Зарембо. – 2е изд., стереотип. – М.: Академия, 2012. – 192 с.

4. Шубович, М.М. Социально-педагогическое сопровождение детей с трудной жизненной ситуацией в условиях реабилитационного центра. Методическое пособие / М.М. Шубович, Е.А. Гринева, Г.П. Дворянскова. – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ имени И.Н. Ульянова», 2018. – 57с.

5. Холостова, Е.И. Социальная реабилитация: учеб. пособие /Е.И. Холостова, Н.Ф Дементьева. – М.: Дашков и К, 2012. – 340 с.

Просмотров работы: 749