Экономика менеджмента: ресурсы и эффективность - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Экономика менеджмента: ресурсы и эффективность

Карюк Д.А. 1, Куликова В.В. 1
1 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, филиал в г. Находке
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: В данной работе рассматривается понятие эффективности менеджмента, основные критерии эффективного управления, оптимизация затрат и увеличение результативности по всем направлениям менеджмента, рассмотрены виды ресурсов в менеджменте их классификации и модели.

Ключевые слова: эффективность менеджмента, ресурсы менеджмента, оптимизация затрат, увеличение результативности.

Современный менеджмент исследует множество проблем управления организацией, и проблема повышения эффективности организации управленческого труда является одной из важнейших. 

Одной из важных сфер жизни предприятия, способного во много раз увеличить его эффективность, считается управление персоналом, которое трактуется довольно широко и затрагивает интересы, поведение и деятельность персонала в целях наибольшего их развития. Методологически представляется как сфера управления кадрами и социальным развитием коллектива. Другими словами, управление персоналом – целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включает разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом организации. В этом и заключается актуальность данной работы.

Эффективность менеджмента представляется сложным и многообразным понятием, под которым понимаем весь процесс управления, начиная с постановки цели и заканчивая конечным результатом деятельности. Данный процесс производится с минимальными издержками или с максимальной результативностью (производительностью). Материальные, трудовые и финансовые ресурсы должны преобразовываться в товары, услуги. Для этого имеется функция организации, которая должна обеспечивать это преобразование не только с выгодой для потребителя, но и для себя. Другими словами, затраты на преобразование должны быть ниже, чем стоимость результата. В этом и состоит сущность понятия эффекта и эффективной деятельности. Хороший менеджер видит организацию, как систему зависящих друг от друга элементов, результативность функционирования которых зависит от непрерывного развития и движения этой системы.

Главные критерии эффективного управления выражаются во множестве показателей, характеризующих результативность работающих организационных систем и подсистем. Конечный результат управления часто называют эффектом управления. Эффект играть роль результата осуществления мероприятий, направленных на совершенствование производства, бизнеса и организации в целом. Эффект управления складывается из 3 составляющих:

экономический эффект, имеющий непосредственную стоимостную форму, то есть измеряющийся в финансовых или натуральных измерителях;

социально-экономический эффект  имеет комплексную природу сочетания экономической выгоды и социальной стабильности и спокойствия;

социальный эффект, принципиально не может быть пересчитан в экономический.

Общий эффект можно условно принять за сумму 3 эффектов. Условно, так как показатели эффекта измеряются по-разному, и напрямую сложить их не представляется возможным.

Помимо определения эффекта используют определение эффективности. Под эффективностью принимают результат, выражаемый стоимостными показателями, является экономическим эффектом, определяющийся как прирост дохода, увеличение прибыли. Кратко это выражается как соотношение эффекта или достигнутого результата и затрат на их получение.

Эффективность = Эффект Затраты

При управлении стараются к урезанию затрат и к предельному повышению всех видов эффектов. Затраты в организации не однородны и не всегда являются деньгами.

Затраты разделяют на:

материальные затраты (сырье, полуфабрикаты) и энергия;

трудовые затраты (время работы и квалификация работников);

финансовые ресурсы или деньги и их эквиваленты (например, ценные бумаги).

Эффективность можно увеличивать уменьшением любого из перечисленных ресурсов, и эти пути весьма разнообразны. Используя компьютерную технику, можно уменьшать трудовые ресурсы и максимально экономно использовать материальные. Все же для введения такой техники финансовые затраты должны быть увеличены.

Основной источник издержек считается аппарат управления. Прямым методом эффективность работы менеджеров трудно измерить, т.к. существует время между решением и результатом, и масса преобразований. Необоснованно принятые управленческие решения обладают большой разрушительной силой. Они могут нарушить работу организации и социально-экономической системы. Факторами неэффективности решений могут быть: нерационально поставленные цели, недостаток ресурсов, некачественное выполнение работ.

Резюмируем, эффективность менеджмента можно создать за счёт работы по оптимизации издержек и повышения результативности во всех направлениях менеджмента, таких как:

управление человеческими ресурсами;

управление производством;

определение методов и структуры управления.

Представим в виде таких ресурсов, применяемых в менеджменте:

материальных (финансы, энергия, недвижимость и др.);

человеческих (интеллект, физическая сила, творческие способности).

информационных.

временных,

пространство менеджмента.

Успех управления зависит от личностных качеств и умений проанализировать обстановку, находить решения, а также от волевых качеств и силы воли. Настойчивость, смелость и ответственность в большей степени влияют на достижение хороших результатов в бизнесе и карьере.

Укажем основные составляющие успеха, в соответствии с американской моделью:

компетентность руководителя;

способность психически настроиться на восприятие и мышление партнера;

доверие, как переход от авторитарного и консультативного подходов к полному делегированию полномочий.

Укажем важные пункты, от чего зависит эффективность менеджмента, согласно Европейской модели:

положительного настроя руководителя (например, доверие к подчиненным и интерес к делу как установка на успех);

верно подобранный тон (условия коммуникации);

выбор правильной частотности влияния, так как для успешной мотивации нужна оптимальная частота влияния на долговременную (более двух суток) память в ассоциативном состоянии человека, когда он способен чувствовать, желать, формировать впечатления.

В качестве объективных внешних ресурсов, которые могут быть применены в качестве ресурса менеджмента, следует, по преимуществу, назвать налаженность и качество информации, прогрессивность организационной структуры предприятия и применяемых методов управления. Прогрессивность методов управления зародилось из практического использования нынешних психотехнологий на базе гуманистической психологии и личностно-ориентированной педагогики, а также на применении управленческих информационных технологий, новейших каналов, способов коммуникации и контроля, персональных компьютеров, локальных и интернациональных информационных систем.

Следовательно, современный менеджмент имеет максимальные возможности и ресурсы для эффективного управления сложными взаимоотношениями в условиях значительной неопределенности, характерной для переходного этапа экономики.

Применяемые в прошлом, методы социального управления, не всегда учитывают такие факторы, как изменяющиеся ситуации, влияние человеческого фактора и т.п., а значит, являются малоэффективными в настоящее время, особенно при создании новых организационных структур.

Питер Друкер, выдающийся теоретик в менеджменте, выделил представленные ниже категории результативности менеджмента, рассматриваемые в качестве составных элементов ресурса менеджмента:

действенные;

производительные;

экономичные;

качество продукции;

инновации;

качество жизни работников;

прибыльные.

В многочисленных источниках по управлению учёные выделяют три аспекта эффективности менеджмента:

внутренняя – использование внутренних возможностей организации (внутренних ресурсов: затраты и капитал);

внешняя – использование внешних факторов организации;

общая – совокупная эффективность: внутренняя и внешняя;

рыночная эффективность – удовлетворение запросов потребителя по сравнению с альтернативными способами их удовлетворения;

идеальная – считается недостижимой;

целевая, или стратегическая эффективность отображает меры достижения целей организации;

затратная, или тактическая – выражает экономичность способов преобразования ресурсов в ходе производственной деятельности предприятия;

глобальная эффективность экономики – последствие способов функционирования экономической системы (в том числе международной) на организацию микроуровня (фирмы).

Итак, эффективность заключается во множественности факторов. Главенствующую укажем экономическую, которая выражается в стоимостной форме, но и социальная, как фактор управления человеческими ресурсами, и социально-экономическая, как фактор управления производством, играют также решающую роль.

Литература

Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник.  М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015. – 613 с.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 5-е изд.  М.: Магистр : ИНФРАМ, 2014. – 576 с.

Основы менеджмента. Эффективность менеджмента: Электронный ресурс. – Режим доступа: http://bmanager.ru/articles/effektivnost-menedzhmenta.html. (Дата обращения 16.11.2020).

Теоретико-правовые основы управления организацией малого бизнеса. Понятие эффективного управления организацией: Электронный ресурс. – Режим доступа: https://studwood.ru/992501/menedzhment/teoretiko_pravovye_osnovy_upravleniya_organizatsiey_malogo_biznesa (Дата обращения 26.11.2020).

Просмотров работы: 130