Аннотация: в данной статье проводится сравнение зданий императорского гаражного комплекса с целью выявления архитектурных особенностей для проведения последующей реконструкции и реставрации одного из рассматриваемых корпусов.
Ключевые слова: Императорские гаражи, Царское село, реставрация, реконструкция зданий и сооружений
Abstract: this article compares the buildings of the Imperial garage complex in order to identify architectural features for subsequent reconstruction and restoration of one of the buildings under consideration.
Keywords: Imperial garages, Tsarskoe Selo, restoration, reconstruction of buildings and structures
В настоящее время реконструкция различных зданий и сооружений является хорошим решением проблем модернизации объектов недвижимости. Задачей данного мероприятия является улучшение технико-эксплуатационных и эстетических качеств сооружения до соответствия современным требованиям и нормам.
Нарастающие темпы развития строительства в России оставляют за собой много зданий и сооружений, которым требуется своевременное восстановление.
В г. Пушкин Санкт-Петербурга расположен интересный комплекс из трех зданий начала прошлого столетия. Это корпуса императорских гаражей, история которых начинается с 1901 года.
Первое двухэтажное здание, возведенное в 1906 году, было построено в стиле английского коттеджа с элементами фахверха (Рис. 1.). Здание делится на два яруса: нижний, со стоянкой автомобилей, сплошь выложен красным кирпичом, а верхний, с треугольными и вальмовыми фронтонами, имитирует фахверковую конструкцию из коричневых накладных досок на желтом фоне[2]. Площадь здания составляет 964,8 кв. м. Автором проекта был видный зодчий С.А. Данини, работавший в те годы архитектором Царскосельского дворцового управления. На первом этаже было несколько боксов, мастерские для царских автомобилей и каретник. Здесь же размещались подсобные службы гаража. Второй этаж здания был жилым для служащих гаража.
Рис. 1. Первое здание Императорского гаража, построенное в 1906 г.
Два года спустя, в 1908 году архитектором Липским В.А. было построено второе здание Императорского гаража в стиле модерн площадью 367,6 кв. м. (Рис. 2.) В нем разместился гараж-резиденция начальника технической службы и личного шофера Императора Николая II француза Адольфа Кегресса[1]. Здание примечательно введением в завершение объема лестничной клетки парадной лестницы барельефа с изображением первых автомобильных гонок, проходивших в те годы регулярно в Царском Селе. Дело расширялось. Императорский гараж с его почти полусотней первоклассных машин, выражаясь современным языком, являлся самым крупным автотранспортным предприятием того времени в России[5].
В 1913 году по проекту архитектора А.К. Миняева рядом с существующими зданиями было возведено здание гаража–хранилища императорских автомобилей. Здание построено в неоклассическом стиле и напоминает гараж в Ливадии (Рис. 3.).
Рис. 2. Второе здание Императорского гаража, построенное в 1908 г.
Рис. 3. Императорский гараж в Ливадии
Ясности объемного решения отвечает строгая гладь стен. Торцовые фасады прорезаны трехчастными арочными проемами, рассеченными по горизонтали антаблементом и окантованными сверху полосой рустовки[1]. Сдержанно трактованные классические элементы подчеркивают построение фасадов, адекватное организации внутреннего пространства сооружения. Это единый зал-манеж, перекрытый легкими металлическими фермами. В центре пролета возвышается трехслойный стеклянный фонарь верхнего света, придающий силуэту постройки особую остроту.
Гараж–хранилище вмещает 40 автомобилей, оснащен по последнему слову техники всевозможными устройствами и приспособлениями[2]. Здесь и электромеханические подъемные ворота, и двери, мойка автомобилей струей воды под давлением, электрическая система вентиляции, паровая система отопления, всевозможные станки и гаражное оборудование.
Рис. 4. Третье здание Императорского гаража, построенное в 1913 г.
Комплекс сооружений Императорского гаража за годы советской власти, войн, перестроек, сохранились до наших дней практически в первозданном состоянии. После Великой Отечественной войны их занял Аграрный университет. Сейчас там расположены кафедры охраны труда, сельскохозяйственных машин и военная кафедра. Царскосельский автомобильно-спортивный клуб совместно с Аграрным университетом разработал проект воссоздания Императорского гаража, планируя открыть школу высшего водительского мастерства и современный автосервис.
Однако для сохранения, непосредственно, исторической значимости Императорских гаражей, необходимо, чтобы при реставрации была выполнена грамотная разработка интересного решения реконструкции здания и благоустройства территории в архитектурно-художественном облике, который будет максимально приближен к его первозданному образу.
Проект реконструкции Императорского гаража главным образом предполагает восстановление первоначального вида здания и изменение его назначения. Для восстановления первоначального вида необходимо изменить конструкцию крыши и фасадов здания, это обеспечит сохранение исторической ценности здания.
Проведя все работы по восстановлению данного комплекса, также предлагается изменить функциональное назначение реконструируемого объекта с учебного корпуса на выставочный павильон, а именно, создать на территории музейный комплекс для дальнейшей долгосрочной эксплуатации.
Список использованной литературы
Мелентьев Ю. А. Авгомотострасти Российской империи. Исторические очерки. СПб., 2005. С. 46
Парки Царского Села и окрестностей. Путеводитель [Электронный ресурс] // Царскосельский императорский гараж: http://xn----7sbb4bxah.xn--p1ai/38-Tsarskiy_garag_Pushkin.html (дата обращения 20.01.2019).
Энциклопедия Царского Села [Электронный ресурс] // Академический пр., 2, 4, 6 Императорский гараж: https://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/adresa/akademicheskii-pr-2-4-6-imperatorskii-garazh.html (дата обращения 20.01.2019)
Кириков Б. М. Гаражи начала века / Б. М. Кириков, С. Г. Федоров // Строительство и архитектура Ленинграда. 1981. № 10. С. 35–38.
Козлов А.В. Сильвио Данини: материалы к творческой биографии /А.В.Козлов.СПб: КОЛО, 2010.- 240 с.