Урок-основная форма организации учебного процесса в школе. Нетрадиционные формы урока физической культуры в школе. - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Урок-основная форма организации учебного процесса в школе. Нетрадиционные формы урока физической культуры в школе.

Вдовина П.Е. 1, Журавлев А.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация:

В статье рассматриваются проблемы мотивации учебной деятельности,

вопросы повышения уровня заинтересованности в предмете физическая культура.

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью творческого и нетрадиционного подхода к построению физкультурных занятий, который позволяет поддерживать постоянный интерес учащихся.

Нетрадиционные формы урока, прежде всего, используются в качестве средства повышения эффективности образовательного процесса, так как новые элементы деятельности, которые присущи данным формам, привлекают учащихся и активизируют их деятельность. Нетрадиционные формы урока обеспечивают для учащихся комфортное психологическое состояние, изменяют стиль взаимодействия и заряжают положительными эмоциями. Дети начинают ощущать себя в новых условиях, а значит, принимают новые обязанности, тем самым повышается степень ответственности. Для учителей проектирование нетрадиционных уроков – это возможность реализовать свой творческий потенциал. Нетрадиционные формы урока позволяют отвлечься от жестких требований, предъявляемых в традиционные уроки, повысить интерес и мотивацию учащихся к изучению предмета.

Что касается современного урока физической культуры, то он должен обеспечивать единство обучения, воспитания и развития учащихся, побуждать к систематическим выполнениям физических упражнений, приобщать к здоровому образу жизни. Чтобы реализовать данные требования необходимо, в первую очередь, избегать монотонности в образовательном процессе. Для этого и используется нетрадиционный формат занятий, он помогает украсить урок различными упражнениями, повышает эффективность занятия за счет эмоционального и соревновательного компонента и, самое главное, пробуждает интерес у школьников к занятиям физическими упражнениями, за счет активизации познавательных процессов самоанализа.

При выборе нестандартных форм на уроке физической культуры учителю необходимо учитывать:

1) задачи,

2) содержание,

3) место и условия проведения занятия,

4) физическую подготовленность детей,

5) степень владения ими определенными видами движений,

6) индивидуальные особенности,

7) интерес детей.

В настоящее время в практике работы учителей физкультуры используют

следующие варианты нетрадиционных уроков:

1. Урок-путешествие, построенный, как правило, на сказочной или

реальной основе, где содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом (маршрутом путешествия). Тематика таких занятий должна соответствовать возрастным возможностям учащихся, учитывать их уровень: репортаж со стадиона, цирк, поездка на дачу, сказочные сюжеты и т.д. Такие занятия сочетаются с задачами по обучению спортивному ориентированию.

2. Тренировочный урок, направленный на закрепление определённых

видов движений;

3. Урок, построенный на одном движении (один из вариантов

тренировочного урока). Для упражнений в основных движениях отбирается только один из видов (например, лазание), учащиеся упражняются в различных его видах: ползании по скамейке, лазании по гимнастической стенке, пролезании в обруч и т.д. При планировании такого занятия важно продумать последовательность упражнений, чтобы чередовать нагрузку на разные группы мышц.

4. Круговая тренировка, используемая преимущественно для развития

физических качеств;

5. Урок, построенный на подвижных играх, направленный на закрепление

движений в новых (меняющихся в процессе игры) условиях;

6. Урок, построенный на музыкально-ритмических движениях и т.д. Вводная часть состоит из разных видов ходьбы и бега под музыкальное сопровождение, выполнение танцевальных движений. Общеразвивающие упражнения проводятся в виде ритмической гимнастики. После неё можно предложить детям музыкальные игры и танцы.

7. Занятие по карточкам. После проведения вводной части и общеразвивающих упражнений каждый учащийся получает карточку, на которой в виде пиктограмм изображены основные движения, в которых нужно поупражняться данному ученику, и указана последовательность выполнения упражнений. По учащиеся упражняются в первом, изображенном на карточке виде движения, через 2 минуты переходят к следующему и т.д. На индивидуальных карточках может быть изображен и предмет, с которым надо поупражняться. Это позволяет предложить отдельным студентам выполнить упражнения с гимнастической палкой для профилактики нарушения осанки, с гантелями для развития силы, девочкам – с лентами, мальчикам с фитболами, или выбрать физкультурный снаряд по желанию.

8. Занятия с элементами спортивного ориентирования – проводятся на спортивном участке. Перед занятием 2 команды получают маршрутные листы. На них схематично изображен участок, где будет проходить занятие и путь следования команд. После небольшой разминки команды отправляются в путь в сопровождении преподавателя и преодолевают различные препятствия: перелезают через барьеры или пролезают сквозь них, лазают по гимнастической лестнице, идут по бревну и т.д. 1

Все, перечисленные выше, нетрадиционные способы организации обучения на уроках физической культуры достаточно известны, освещены многими учеными и педагогами, но, к сожалению, нечасто применяются учителями на практике.

Факт о необходимости внедрения нетрадиционных форм в процесс обучения физической культуре хотелось бы подтвердить исследованиями.

Экспериментальное исследование применения нетрадиционных уроков для повышения познавательного интереса учащихся к физической культуре было организовано на базе средней общеобразовательной школы №118 с.Карпогоры, Пинежского района, Архангельской области.

Для проведения эксперимента было выбрано 2 класса, которые включают учащихся разных возрастов, с разными способностями и разным уровнем интереса к учебной деятельности.

Целью экспериментальной работы является: проследить как проведение нетрадиционных уроков в обучении физической культуре воздействует на активизацию познавательного интереса.

Уроки проводились в спортивном зале.

На первоначальном этапе, наблюдения были сделаны на традиционном уроке по следующим показателям проявления познавательного интереса:

1.Активность

2.Вовлеченность в образовательный процесс

3.Эмоциональная отзывчивость

Результаты наблюдения можно проследить в следующей таблице:

Класс/количество учащихся

Показатели познавательного интереса

Активность

Вовлеченность в образовательный процесс

Эмоциональная отзывчивость

5 класс(21)

17/21

16/21

10/21

7класс(19)

14/19

13/19

5/19

В ходе исследования было выявлено, что на традиционно уроке учащиеся задействованы, выполняли необходимые требования учителя, урок был монотонным.

Следующим, через определенный промежуток времени был проведен урок в нетрадиционной форме. Для 5-го класса был урок сюжетно-ролевой игры по легкой атлетике, игра называлась «Пожарные учения». Для 7-го класса был проведен баскетбольный матч.

Результаты после проведения урока были следующими:

Класс/количество учащихся

Показатели познавательного интереса

Активность

Вовлеченность в образовательный процесс

Эмоциональная отзывчивость

5 класс(21)

20/21

20/21

19/21

7класс(19)

18/19

18/19

16/19

В ходе исследования было выявлено, что на уроке в нетрадиционном формате, учащиеся были активными, крайне заинтересованными, охвачены соревновательным духом.

Нетрадиционный урок в отличии от привычного традиционного урока был наиболее ярким, интересным, учащиеся были эмоционально заряжены, физически активны.

Таким образом, в результате экспериментального этапа исследования мы проследили влияние нетрадиционных форм урока на развитие познавательного интереса учащихся к изучению физической культурой на примере обучения физкультуры в средней школе.

Нетрадиционный урок является органичным сочетанием образования, развития и воспитания. Нетрадиционные уроки нравятся детям, т. к. они творческие и необычные, а самое главное — эффективные.

В занятия физической культурой необходимо включать нетрадиционные формы, которые позволяют при помощи образовательного процесса воспитать хорошую привычку-привычку быть здоровым, заниматься спортом, вести здоровый образ жизни.

Список литературы:

Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005г.- 72 с.

Прагикович Н.Г. Конструирование нетрадиционных уроков в общеобразовательной школе: Дис. ... канд. пед. наук. Арзамас, 2005. С. 131 — 146.

Николаева Л. С., Лесных Л. И. Использование нетрадиционных форм занятий. // Специалист. 1992. — № 2. С. 5-6.

1 Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005г.- 72 с.

Просмотров работы: 526