ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ НА ОТНОШЕНИЕ К СВОЕМУ БУДУЩЕМУ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ НА ОТНОШЕНИЕ К СВОЕМУ БУДУЩЕМУ

Помелова А.И. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В статье представлена роль воображения в юношеском возрасте, как можно определить цели на будущее, благодаря воображению.

Ключевые слова: воображение, будущее, жизненные перспективы.

Annotation. The article presents the role of imagination in adolescence, how you can define goals for the future, thanks to imagination.

Keywords: imagination, future, life prospects.

Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Именно воображение помогает человеку творить, разумно планировать свою деятельность и управлять ею. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире.

Проблемой воображения занимались многие философы, психологи, ученые, среди них есть такие известные личности как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Р. Лурия, П.А. Флоренский, Леонардо да Винчи, Ж. Пиаже, Ф. Бэкон, И. Кант.

Ученые по-разному интерпретировали понятие воображения. Например, по мнению П. А. Флоренского такие процессы как «память», «мышление», «творчество», «воображение», «фантазия» представляют собой одну и ту же способность психики человека.

По мнению Т. Рибо, для воображения характерными чертами являются внезапность, безличность, метафизичность, многообразие.

Мнение Канта является противоположным. Он считал, что существует ряд различий между воссоздающим и творческим воображением. Для Канта воображение является промежуточным процессом, который стоит между чувственностью и рассудком.

Для С.Л. Рубинштейна воображение - это потребность создавать новое. При этом воображение является некой интерпретацией прошлого опыта.

По Выготскому Л.С. воображение теснейшим образом связано с мышлением. Оба этих процесса управляются мотивами и используются в процессе решения некой проблемы.

Следует подчеркнуть, что воображение в юношеском возрасте не менее продуктивно, чем воображение взрослого человека. Неудовлетворенность потребностей и желаний юношей и девушек в реальной жизни легко воплощается в мире его фантазий. Поэтому воображение и фантазии в ряде случаев приносят успокоение, снимая напряженность и устраняя внутренний конфликт.

Если бы у всех людей было воображение, говорил писатель Любиньски, и они сумели бы представить себе картину последствий своих и чужих действий, жизнь стала бы гармоничной, а мир был бы полон согласия и порядка. Воспитание, формирующее у человека разум и чувства, Любиньски считал правильным и полезным. Но прежде всего он советовал развивать в человеке воображение.

Также следует подчеркнуть, что воображение у человека является основной двигательной силой выстраивания жизненных перспектив. Это всё потому, что вся наша жизнедеятельность так или иначе, но связана с творчеством, начиная от ремонта дома до создания каких-то литературных или архитектурных произведений. Тяжело решить какую-либо задачу без творческого подхода, поэтому воображение следует развивать в человеке с раннего детства.

Целью данной работы являлось изучить особенности развития воображения в юношеском возрасте. А методами исследования были теоретический – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и эмпирический – анкетирование, опрос.

В исследовании приняли участие 45 человек возраст от 17 до 20 лет. (15 юношей и 30 девушек).

На первом этапе проводилось исследование уровня развития воображения на основе методики «Несуществующее животное», предложенной М.З.Друкаревичем.

Результаты распределения участников по уровням развития изображения представлены на Диаграмме 1.: 25% (11 человек) - низкий уровень; чуть больше 31% (14 человек) - средний уровень; около 44% (20 человек) - высокий уровень воображения в юношеском возрасте.

Для низкого уровня воображения характерно – высокая самооценка, присутствует ярко выраженный эгоизм и низкий уровень агрессии.

Для среднего уровня воображения присуще преобладание высокой самооценки и ярко выраженный эгоизм, а также для данного уровня отличительной характеристикой человека является страх, т.е. человек к окружающему миру относится с тревогой, нет четко выраженной агрессии к чему-то, внутренняя неуверенность, страх перед чем-то новым.

Для высокого уровня воображения характерно – низкая самооценка, эгоизм здесь не имеет определенного уровня и агрессивность в отношении окружающих также, либо может быть ярко выражена, либо ее может и не быть вовсе.

Диаграмма 1. Уровни развития воображения юношества

На основе анализа результатов исследования можно сделать вывод о том, что в возрасте от 17 до 20 лет ребята имеют в общем высокий уровень воображения. Они способны детально изобразить то, что представили в голове. А также можно заметить, что уровень развития воображения определяет другие характеристики личности, а именно:

при низком уровне развития воображения демонстрируется высокая самооценка, а при высоком уровне – низкая, т.е. чем выше уровень воображения у людей в данном возрасте, тем ниже их самооценка и значит они более замкнуты в себе и чаще критикуют себя, больше неуверенности в себе;

при низком уровне развития воображения ярко выражен эгоизм и низкий уровень агрессии, при этом для высокого уровня нет таких ярких выражений эгоизма или агрессии, но здесь имеет место средний уровень, на котором ярко выражен эгоизм и присутствует страх, т.е. люди с таким уровнем воображения имеют определенные трудности с внутренней неуверенностью, отношениями с окружающими.

На втором этапе на основе методики «Незаконченное предложение определяли межличностные отношения в разных сферах. Методика принадлежит Джекобом Леви, но в дальнейшем адоптированного для юношеского возраста доктором психологических наук А.Б.Орловым.

Данная методтка позволила выявить отношение ребят к разным аспектам жизни. Результаты представлены на Диаграмме 2.

Диаграмма 2. Отношение юношества к аспектам жизни и деятельности

К учебной деятельности юноши и девушки относятся в большинстве положительно, т.е. они считают, что это важно для их дальнейшего жизненного пути и от этого никуда не уйти, но также есть ребята, которые ответили нейтрально или крайне положительно. Это ученики, которым очень нравится принимать участие в разных видах научной деятельности школы или вне ее рамок.

Отношение к самой школе большинство юношей и девушек выразили нейтральное и положительное. Здесь следует обратиться к сверстникам. Эти два понятия взаимосвязаны, потому что у многих в юношеском возрасте отношение к школе строится на основе взаимоотношений с одноклассниками, своими сверстниками. Проведя анализ результатов исследования можно заметить, что отношение к школе и сверстникам почти одинаковое. Из 45 человек 17 нейтрально относятся к школе и 15 человек также относятся к сверстникам. По отношению к школе 14 человек положительны и 10 крайне положительны, а по отношению к сверстникам эти два уровня одинаковы – 11 человек ответили положительно или крайней положительно. Это говорит о том, что в данном возрасте ребята имеют хорошие отношения с одноклассниками своего возраста и поэтому школа в них не вызывает отрицательных эмоций.

Отрадно отметить, что отношение к семье в юношеском возрасте крайне положительно. Всего 1 человек ответил, что его взаимоотношения с близкими крайне отрицательны и 2 человек, что просто отрицательны. Получается, что всё-таки в таком возрасте взрослые и дети находят общий язык, в семье происходит меньше конфликтов.

По отношению к самим себе крайне положительно ответили 17 человек, из которых 8 девушек и 9 юношей. Положительно ответили 11 человек и здесь преобладание девушек – 8 человек и 3 молодых человека. Также здесь ярко видно «отрицательное отношение», 9 человек. Оно присуще больше девушкам – 7 человек. Нейтрально относятся только юноши – 6 человек, а крайне отрицательно ответило всего 2 человека – 1 девушка и 1 юноша. Подводя итог, можно заметить, что к самому себе более трепетно относятся девушки, им важно, как они выглядят, как к ним относятся окружающие. Юноши более нейтральны в данном отношении.

К окружающим людям в общем из 45 человек: нейтрально относятся 12 человек, на одном уровне находятся отрицательное и крайне положительное отношения – по 11 человек ответили на первое и второе; положительно ответили 10 человек; и всего 1 человек отметил, что он относится к окружающим крайне отрицательно. Получается, что здесь имеют основное место 3 уровня – крайне положительно, нейтрально и отрицательно.

Анализируя отношение юношей и девушек к своему будущему можно отметить, что только 1 человек отрицательно относится к своему будущему и не представляет себя в нем, 44 школьника юношеского возраста относятся к своему будущему крайне положительно, т.е. 98% респондентов имеют представление о том, что их ждет впереди, а также ставят себе цели, чтобы добиться того, о чем они мечтают.

Далее, мы провели анализ соотношения уровня развития воображения и отношение к будущему в юношеском возрасте и получили следующие результаты: из 45 человек крайне положительно относятся к своему будущему 27 человек: 18 человек обладают высоким уровнем воображения, 4 человек имеют низкий уровень и 5 средний. Положительно относятся к своему будущему 6 человек, которые имеют средний уровень воображения. Нейтрально отнеслись к своему будущему 10 человек, из них: 5 имеют низкий уровень воображения, 3 ребят с средним уровнем и всего 2 человека имеют высокий уровень воображения. Крайне отрицательно и отрицательно к своему будущему относятся 2 человека, и они оба имеют низкий уровень воображения. Результаты представлены на Диаграмме 3.

Диаграмма 3. Зависимость уровня развития воображения

от отношения к своему будущему.

В результате исследования мы получили, что при высоком уровне развития воображения у юношей и девушек демонстрируется крайне положительное отношение к своему будущему. Чем выше уровень воображения, тем четче и яснее человек может представить себе будущее. Юноши и девушки строят свои жизненные планы, проектируют дальнейшую образовательную деятельность для овладения профессиональными знаниями и умениями, строят представления как правильно себя реализовать и т.д. Именно в этом возрасте юноши и девушки начинают осознавать, что их может ждать впереди и поэтому их воображение выстраивает образы и «картинки» в их голове. Все процессы работают на максимум, чтобы ребята смоги добиться того, к чему стремятся.

Литература:

Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. — М., 1989.

Козубовский В. М. Общая психология: Конспект лекций. Мн., 2001.

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб., 2001.

Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПБ.: Праймеврознак, 2002- 656с.

Просмотров работы: 276