УПРАВЛЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИЯМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ. - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

УПРАВЛЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИЯМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

Валишина А.М. 1
1ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: в данной статье обоснованна необходимость управления качеством человеческих ресурсов в вузе в условиях реформирования системы высшего образования. Выявлены факторы, оказывающие влияние на потребность в управлении качеством человеческих ресурсов. Приведены компоненты системы и этапы процесса управления. Представлено, что результативность деятельности и конкурентоспособность вуза во многом зависят от управления качеством человеческих ресурсов.

Ключевые слова: управлениечеловеческие ресурсыменеджмент качества,  методы и средства,  компетенциипрофессиональное образование.

В течение последнего двадцатилетия в Российской Федерации произошли значительное изменение целей, форм и способов функционирования образовательных учреждений высшего профессионального образования. Изменения коснулись увеличения значимости знаний и компетенций производительной движущей силы социально- экономического развития России, а также информационно-коммуникационного прогресса, всеобщих социально-политических видоизменений в функционировании образовательных учреждений высшего профессионального образования. На сегодняшний день, образовательное учреждение высшего профессионального образования является одним из важнейших институтов страны, формирующее мировоззрение настоящего и будущего поколений работников, который определяет социально-экономический и научно- технический прогресс России.

Развитие отечественной высшей школы протекает в условиях объединения социально-экономического пространства, глобализации рынка труда, увеличении наукоемкости производства, формирования инновационной деятельности, увеличения темпов производства и потребления товаров и услуг. В общности это усиливает творческий характер профессиональной деятельности работников высшей школы, расширяет сферу коллективного творчества, снижает контроль и расширяет самостоятельность в образовательном процессе. Усложнение труда определяет рост требований к его качеству, мобильности и адаптивности человеческих ресурсов. Таким образом, системе высшего профессионального образования в России нужно искать методы и средства для повышения своей конкурентоспособности во всемирном образовательном пространстве.

Сегодня в России происходят непрерывные реформы в сфере высшего образования: были введены новые образовательные стандарты третьего поколения, поменялся порядок приема в высшие учебные заведения, совершенствуется процедура сдачи единого государственного экзамена. В современном мире высшее образование финансируется государством и за счет оказания образовательных услуг на коммерческой основе.

В Российской Федерации государство сформулировало главные направления, приоритеты и цели развития системы высшего образования. Основными принципами совершенствования образования являются повышение его доступности, качества и результативности. Воплощение в жизнь этих принципов приведет к значительному обновлению содержания образования, возможности оценить экономическую целесообразность государственных инвестиций в образовании.

Необходимо признать, что качество и результативность деятельности образовательной организации напрямую связаны с сохранением научных школ, появлением новых ученых, ростом общественного статуса преподавателя высшей школы в условиях высоких требований к профессорско-преподавательскому составу вузов, интенсификации его труда и т.п.

Иными словами, развитие высшего профессионального образования напрямую зависит от управления качеством человеческих ресурсов в учебном заведении. Управление качеством человеческих ресурсов вуза выступает как некая совокупность методов и видов деятельности оперативного характера, используемых для формирования требований к человеческим ресурсам, обеспечения соответствия данным требованиям, а также ориентированность на устранение причин неудовлетворительного качества работы [1].

Управление качеством человеческих ресурсов должно содействовать расширению профессиональной компетенции, формированию ее разнонаправленности, использованию творческого потенциала и соответствию компетенций человеческих ресурсов действующим структурам и системам, считает В.С. Резник [2]. Необходимо, чтобы рост качества человеческих ресурсов предусматривал формирование компетенций у работников вуза, позволяющих им овладевать новыми формами работы, должны развиваться коммуникативные навыки, формироваться навыки проектной и командной работы. Именно это способно содействовать более высокому качеству их труда и повышению трудовой мотивации.

К факторам, оказывающим влияние на качество человеческих ресурсов, относятся: уровень требований к качеству со стороны российского законодательства, условия вуза, отношение работника к процессу формирования и применения человеческого капитала.

Управление качеством человеческих ресурсов содержит такие компоненты как: объект управления, субъект управления и механизм управления. Объект управления качеством человеческих ресурсов вуза- это реальные и потенциальные человеческие ресурсы, которые характеризуются тем или иным уровнем качества. Субъектами управления являются: реальный или потенциальный работник; отдел, министерство или лицо, которое осуществляет управление на уровне вуза или государства. Механизм управления качеством человеческих ресурсов вуза характеризуется как вариант влияния субъекта управления на объект, включающий в себя различные формы и методы влияния (организационные, социальные, психологические и экономические).

Для того чтобы работники были компетентными необходимо выполнить ряд задач, таких как: обеспечить общедоступность высшего профессионального образования; способствовать улучшению организации, финансово и информационно обеспечить инфраструктуру высшего профессионального образования. Необходимо также привлекать в вуз работников, обладающих высоким профессиональным уровнем, соответствующим требованиям деятельности. Дирекция вуза должна сформировать определенную систему мотивации, которая должна быть подкреплена эффективной системой стимулирования работников [3]. Необходимо разработать объективные критерии качества работы преподавателя для того, чтобы соотнести результаты труда и вознаграждение за результаты.

Для того чтобы обеспечить высокий уровень эффективности и рост качества, оказываемых образовательных услуг необходимо разработать четки требования к компетенциям работников и их квалификации, которые должны отвечать нынешним задачам и технологиям работы, обеспечить переподготовку и повышение квалификации, установить для них нормы и нормативы по труду.

Процесс управления качеством человеческих ресурсов в вузе можно представить в виде следующих стадий:

создание программы управления повышением качества человеческих ресурсов;

сбор и анализ информации о факторах, которые влияют на качество человеческих ресурсов вуза;

генерирование управленческих решений по управлению качеством человеческих ресурсов и подготовка воздействий на объект управления;

исполнение принятых управленческих решений по повышению качества;

осуществление анализа информации об изменениях качества объекта, вызванных управленческими воздействиями.

Таким образом, управление качеством человеческих ресурсов высшего профессионального образования предусматривает создание вышеперечисленных условий для привлечения и результативной работы человеческих ресурсов. Необходим учет различных факторов, например: материальная оснащенность труда, развитие определенных компетенций в рамках повышения квалификации, эффективность системы оплаты труда, оценка результатов работы.

Литература

1. Масалова Ю.А. Эффективный контракт как инструмент управления качеством человеческих ресурсов // Управление человеческими ресурсами в условиях реформирования системы образования: коллективная монография / под ред. д-ра экон. наук, проф. С.И. Сотниковой; Новосиб. гос. ун-т экономики и управления. Новосибирск: НГУЭУ 2014.

2. Резник В.С. Управление человеческим потенциалом современной организации // Создание в вузе условий для повышения качества профессионального образования профессионального роста педагогических кадров / Материалы Всерос. совещания-семинара проректоров по учебной работе и директоров филиалов высших учебных заведений; под ред. А.И. Еремкина. Пенза, 2002. С. 243.

3. Хеннер В. Тонкая настройка университета // Эксперт. № 6 (885). 3 февраля 2014. URL:http://expert.ru/expert/2014/06/tonkaya-nastrojka-universiteta/

Просмотров работы: 14