ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Гвоздецкая К.М. 1, Абрамушкина А.А. 1
1ГАОУ ВО НГГТИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: в статье рассматривается состояние современного российского образования, формирование положительного образа учителя. Использование интерактивных форм занятий в учебном процессе, внедрение инновационных технологий обучения, создание успешного способа реализации основной задачи компетентного.

Ключевые слова: Современные формы обучения студентов требования к педагогу становление личности студента

Annotation: this article examines the state of modern Russian education, formation of a positive image of the teacher. The use of interactive forms of conducting classes in the educational process, the introduction of innovative teaching technologies, the creation of a successful way for the implementation of the main task of the competent.

Keywords: Modern forms of teaching students requirements for the teacher, the formation of the student's personality

В наше современное время проблема влияния преподавателя на формирование личности студента (в дальнейшем специалиста) очень актуальна. Сегодня образование - это очень творческая сфера, которая открывает новые горизонты для культурного развития. Взаимодействие культуры и образования - это очень сложный процесс, без которого невозможно формирование среднего и высшего образования, а также творческая и личностная самореализация студентов и преподавателей. Внедрение инновационных технологий обучения, использование интерактивных форм занятий в образовательном процессе создает успешный способ реализации основной задачи компетентностного подхода – формирования у студентов умения применять полученные знания, умения и личностные качества для успешной будущей профессиональной деятельности. Несмотря на множество видов средств обучения, сегодня главным условием качества образования в целом и формирования соответствующих компетенций у будущих специалистов, в частности, является,выступает преподаватель – носитель знаний.

Инновационные методы в системе образования наглядно демонстрируют многогранность профессиональной деятельности современного педагога. Эти методы требуют от него удовлетворения как традиционных требований к качествам его личности и профессиональной компетентности, так и нового педагогического мышления[2].

Стоит отметить, что очень большое влияние на отношение студентов к изучаемой дисциплине оказывает преподаватель, преподающий эту дисциплину. Главная задача преподавателя - умение вовлекать ученика в учебный процесс, а не заставлять его участвовать в нем. Именно педагог своими личностными и профессиональными качествами способен развить у учащихся жажду знаний, получения и усвоения новых знаний, раскрыть их инициативность и творческий подход к решению задач. Можно сказать, что педагог является организатором и руководителем образовательного процесса в образовательном учреждении. Воспитательное воздействие учителя на учащихся осуществляется как на уроке, так и в результате общения с ними вне класса. Она выражается в воздействии на учащихся мыслей и слов учителя, всей его личности, поведения, отношения к людям.Работа педагога, обучающего студентов, передающего им все свои знания и опыт, заботящегося о формировании в них нравственных качеств, необходимых для личностного развития в профессиональной сфере, оставляет глубокий след у воспитанников на всю жизнь [4]. Это приносит педагогу большую удовлетворение и радость от своего, порой, тяжелого труда.

Считается, что учитель несет огромную ответственность за формирование личности ученика как специалиста, поскольку конечным результатом работы учителя является полноценно развитая личность, а именно профессионал. Для того чтобы решить эту проблему, необходимо выдвинуть определенные требования к учителю.

Во-первых, учителя должны отличать добросовестность, честность, добросовестное отношение к выполнению заданий и своих обязанностей. Его слова не должны отличаться от действий и поступков как на работе, так и в повседневной жизни. Ведь только в этом случае учитель может воспитать целостность личности ученика.

Во-вторых, учитель должен в совершенстве знать свой предмет, обладать профессиональными навыками и умениями. Ведь всем известно, что авторитетом среди студентов пользуется только квалифицированный специалист. Знания учителя не должны ограничиваться рамками программы и учебника, они должны быть гораздо больше и шире. Именно поэтому преподаватель должен систематически работать над повышением своей квалификации, быть в курсе последних достижений науки, инновационных технологий и оборудования по специальности.

В-третьих, не должен забывайть, что преподаватель не только обучает студентов тому или иному предмету или специальности, но и всесторонне их воспитывает. И поэтому сам учитель должен быть высококультурным и хорошо образованным человеком. И кроме знаний по своей дисциплине, преподаватель должен уметь хорошо ориентироваться в других отраслях науки. Ведь без этих знаний может быть трудно общаться со студентами, труднее будет отвечать на их вопросы и давать квалифицированные советы. А это необходимо для проведения уроков, для организации кружковых занятий и для бесед со студентами.

В-четвертых, культура педагога-воспитателя должна проявляться в его аккуратности, речи, осанке и движениях, в умении сдерживать себя в самых сложных и необычных ситуациях образовательного процесса.

В-пятых, для подготовки и воспитания будущих специалистов понимание и любовь к студентам, знание их особенностей и их внутреннего мира также является необходимым условием успешной педагогической деятельности.

Также не стоит забывать, что учитель должен обладать способностью к обучению, которая должна проявляться в его педагогическом творчестве, изобретательности в организации и проведении учебного процесса с целью достижения более высоких результатов. Способности учителя являются предпосылками для овладения педагогическим мастерством. Не следует забывать и о педагогических способностях, которые подразумевают способность педагога быстро ориентироваться в постоянно меняющейся среде образовательного процесса и принимать соответствующие решения, как важные, так и непредвиденные [5].

Также важно в этом случае, сможет ли учитель постоянно чувствовать себя уверенно на занятиях, а именно управлять своими эмоционально-волевыми качествами. Ведь эта уверенность часто передается студентам, заставляет их стремиться знать и уметь больше, а также положительно влияет на отношение студентов к учебе. А если учитель не уделяет достаточно внимания своей работе, то интерес учащихся к занятиям снижается [1].

Помимо вышеперечисленных качеств, учитель должен обладать особым педагогическим тактом-это позволяет сочетать высокие требования к ученикам с чуткостью, всегда сохранять самообладание и выдержку. Быть в меру хорошим и в меру суровым. Это качество помогает развивать у будущих специалистов твердость характера, умение подчинять своему влиянию людей, с которыми они будут работать в будущем. Истинное уважение к студенту важно, потому что оно является основой для формирования компетентной личности в профессиональном, культурном и социальном плане. Поэтому в настоящее время формирование положительного имиджа педагога становится актуальной проблемой, основной задачей которой является подготовка высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов. На предприятиях повысились требования к кандидатам на вакантные должности.

В условиях формирования рыночных отношений изменились целевые установки к среднему профессиональному образованию: это удовлетворение различных потребностей личности ради развития и самореализации, а также обеспечения ее конкурентоспособности на рынке труда с целью получения высокооплачиваемой и интересной работы.

К основным качествам высокоразвитой личности относятся: уверенность в себе; готовность к риску; отсутствие комфорта; хорошо развитое чувство юмора; любовь к фантазиям и построению планов на будущее; открытость (по отношению к другим и новому); толерантность; развитая интуиция; стрессоустойчивость; оптимизм как философия жизни и т. д.

Из психических личностных качеств следует выделить следующие: аналитичность; рефлексивность; быстрота реакции; креативность; наблюдательность; критическое мышление; целостность мышления [3]. Из поведенческих-общительность, инициативность, предприимчивость, умение импровизировать, умение расслабляться, умение рисковать, умение руководить и подчиняться, ответственность.

Личностные качества формируются как под влиянием внутренних факторов, зависящих от самой личности (ее направленности, способностей, характера и самоконтроля), так и внешних факторов, зависящих от среды, в которой находится индивид, воспитательного воздействия педагога. Только учитель, который прежде всего уважает себя и свою профессию, может уважать своих учеников, а значит, быть для них учителем, наставником и образцом поведения.

Преподаватель, который знает и любит свою работу, увлечен своим предметом, вызывает искреннее уважение со стороны учеников, создает для них высокий уровень мотивации не только к изучению самого предмета, но и помогает во многом изменить их отношение к себе. Поэтому решающим фактором в подготовке высококвалифицированного специалиста является личность педагога и его идеи.

Список используемых источников:

1. Сокольская М. В. Личное здоровье профессионала. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008.

2. Сокольская М. В. Субъективное благополучие студентов-парадоксы особенностей профессионального образования / / гуманитарные науки современного образования: психолого-педагогические парадоксы: сб. науч.тр. Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2009.

3. Сокольская М. В. личностное здоровье профессионала: Автореф.Дис. ... доктор психологических наук. Хабаровск, 2012

4. Яницкий М. С. основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. ... Канд. курс обучения. Науки. Кемерово, 1995.

5. Яницкий М. С. модификация метода Р. Инглхарта для изучения ценностной структуры массового сознания / / Сибирская Психология сегодня:сб. Тр. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.

Просмотров работы: 66