КОНКУРЕНЦИЯ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

КОНКУРЕНЦИЯ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА

Зиновьева И.С. 1, Зайцева В.А. 1
1ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Деятельность корпорации зависит от множества факторов: конъюнктуры рынка, спроса на товары и услуги, изменений законодательства, цели фирмы, а также конкуренции. Конкуренция – это соперничество между экономическими субъектами за максимально эффективное использование ресурсов при равных условиях для всех участников. Конкуренция дает стимул продавцу для улучшения качества продукции, повышения уровня технологической оснащенности предприятия, проведения акций для покупателей с целью их большего привлечения.

Конкуренция выполняет одну из важнейших функций – заставляет корпорации учитывать мнение покупателей, т.к. рынок в ходе соперничества отбирает только те товары, которые действительно нужны покупателям, остальные остаются не реализованными, что оказывает отрицательное влияние на деятельность фирмы. Борьба за потребителя приводит к снижению цен, улучшению качества продукции, научно-техническому прогрессу, уменьшению издержек производства.

По данным доклада Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о состоянии конкуренции в РФ интенсивность конкуренции на российских рынках оценивается как умеренная, однако 49% участников проводимого опроса указали на высокую или очень высокую конкуренцию с их точки зрения 2. Этот показатель снизился по сравнению с прошлым годом, когда на высокую конкуренцию указывало больше половины респондентов (51%). Результаты опроса представителей различных категорий бизнеса об уровне конкуренции представлены на рис.1.

Рисунок 1 – Оценка состояния конкуренции представителями различных категорий бизнеса (доля ответивших в общем числе респондентов в соответствующей категории, %)

Стоит отметить, что более крупные компании испытывают большее конкурентное давление: 80,6% крупных компаний указали на высокий уровень конкуренции и необходимость регулярно предпринимать меры по повышению конкурентоспособности продукта, тогда как среди микропредприятий таких только 46,3%.

Такая разница может быть связана с тем, что крупным компаниям приходится конкурировать на всей территории Российской Федерации (среди них таких 61%, тогда как среди микропредприятий на уровень всей страны вышли только 31% опрошенных компаний, а 65% ведут деятельность на локальных или региональных рынках)[2].

На рис.2 представлена картина конкурентной среды в отраслевом разрезе.

Рисунок 2 – Уровень конкуренции в различных отраслях производства

(по данным опроса Федеральной антимонопольной службы РФ)

В зависимости от сферы деятельности уровень конкуренции разнится. Так, по данным ФАС, высокой уровень конкуренции наблюдается в машиностроении и производстве оборудования, химической промышленности, сфере транспортных услуг, финансовых услуг, пищевой промышленности. Обратная ситуация (низкий уровень конкуренции) наблюдается в деревообрабатывающей промышленности, целлюлозно-бумажном производстве, сфере ремонтных услуг, производства неметаллических изделий.

Для достижения ключевых конкурентных преимуществ, сохранения сильных позиций на рынке, корпорация выбирает определенную стратегию своей деятельности. Рассмотрим стратегии конкуренции, чаще всего используемые на практике (рис.3).

Наиболее простым способом привлечь потребителей является снижение цен или демпинг. Корпорация понижает цены в нескольких случаях:

 

Стратегии конкуренции

 

Снижение себестоимости

Дифференциация продуктов

Внедрение новшеств

Своевременное реагирование на потребности рынка

 

Снижение себестоимости и цены

Уникальность продуктов, высокое качество и (или) особый дизайн

Работа в новой рыночной нише, в которой отсутствуют конкуренты

Опережение конкурентов во времени за счет более мобильной системы управления

 

Ключевые конкурентные преимущества

Рисунок 3 – Стратегии конкуренции

1. С целью захвата новых рынков и намеренного переманивания покупателей.

2. Снижение издержек на производство (оптимизация производства, выгодные поставщики, автоматизация производства и т.д.)

3. Также в условиях конкуренции предприятие может оказаться в не выгодном положении, могут появиться проблемы, для решения которых нужны деньги. Тогда корпорация снижает цены с целью быстро распродать продукцию.

Не только снижение, но и повышение цен корпорацией отражается на спросе, что представлено на рис. 4.

По данным доклада Федеральной антимонопольной службы РФ 58% ответивших подтвердили, что повышение цен на 15% приведет к потере 15% и более клиентов, 16% опрашиваемых указали на полное переключение их клиентов на другого производителя, что говорит о высоком уровне конкуренции между российскими предприятиями.

Следующей стратегией в условиях конкуренции является дифференциация продукции, что означает наделение товара какой-либо отличительной особенностью.

Рисунок 4 – Эластичность спроса по цене: при росте цены на 15% (доля ответивших в общем числе респондентов, % )

Данная стратегия позволяет компаниям стать успешными в конкурентных отраслях, необходимо лишь правильно определить конкурентное преимущество своей продукции, найти целевую аудиторию, для которой данное преимущество будет важно и установить цену, которая позволит максимизировать прибыль.

Конкуренция является стимулом для разработки и внедрения в производство инноваций (новшеств), оптимизации производства с целью получения большого дохода, уменьшения издержек, найти и реализовать новые идеи, возможно, сделать производство более экологически безопасным, что также является на сегодняшний день большим конкурентным преимуществом.

В Российской Федерации действует ФЗ «О защите конкуренции», назначение которого – недопущение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции [1].

За нарушения компания или предприниматель несет ответственность, которая наступает, если ФАС выявит: злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, нарушение порядка ценообразования, факты недобросовестной конкуренции. На рис.5 показана динамика нарушений антимонопольного законодательства за 2015-2019 гг.

Рис. 5 – Динамика выявленных нарушений антимонопольного законодательства за 2015-2019 гг.

На графике видна тенденция снижения количества нарушений антимонопольного законодательства, что говорит об эффективности принимаемых мер по защите конкуренции.

Однако наиболее распространенным нарушением ФЗ «О защите конкуренции» является нарушения со стороны органов власти (табл. 1).

Таблица 1 – Количество выявленных нарушений ФЗ «О защите конкуренции» за 2015-2019 гг., ед.

Нарушение

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Со стороны органов власти

3955

1284

1260

1092

1017

Ст.10 ФЗ «О защите конкуренции»

3059

1340

847

685

630

Ст. 14.1-14.8 ФЗ «О защите конкуренции»

1113

453

409

517

427

Ст.11ФЗ «О защите конкуренции»

375

360

420

437

492

Ст.10 ФЗ – запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующего положения. По данному правонарушению отмечается положительная динамика снижения количества возбужденных дел органами ФАС. Нарушения Ст. 4.1-4.8 занимают третью позицию в списке нарушений, к данным нарушениям относится недобросовестная конкуренция. Ст. 11 – запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов. По данной статье наблюдается рост правонарушений в 2018 и 2019 годах.

Для прогрессивного развития экономики, а также для улучшения качества жизни граждан необходимо развивать конкуренцию и стремится к снижению количества нарушений антимонопольного законодательства.

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики, является двигателем прогресса, держит в тонусе всех экономических игроков. Она дает возможность выбора для потребителей и создает мотивацию для развития производителей, благодаря конкуренции создаются равные условия для всех субъектов, действующих на рынке. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о важности поддержания и развития конкуренции как необходимого условия функционирования рынка. Именно конкуренция способствует наполнению рынка качественными товарами и услугами по разумной цене.

Список использованных источников

О защите конкуренции : Федеральный закон № 135-ФЗ : текст с изменениями на 27 декабря 2019 года : принят Государственной думой 8 июля 2006 года : одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года // Некоммерческие интернет-версии системы КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/

Оценка конкурентной среды в России [Электронный ресурс]: доклад // Федеральная антимонопольная служба РФ – URL: Publications/Konkurenciya_doklad_2020.pdf

Итоги деятельности ФАС в РФ за 2019 год [Электронный ресурс] // Федеральная антимонопольная служба РФ – URL: https://fas.gov.ru/news/29731

Куницына И.А. Развитие российской инновационной экономики в современных условиях / И.А. Куницына, И.С. Зиновьева // В сборнике: Студенческий научный форум-2018. – URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018006941.

 

Просмотров работы: 36