Аннотация: статья посвящена такой актуальной проблеме, как влияние Интернета на жизнь человека, выражающееся в т.ч. в росте интернет-зависимости, набирающей обороты в связи с растущим доступом детей и подростков ко всемирной «паутине». В рамках статьи описаны симптомы интернет-зависимости и ее последствия для здоровья и развития человека. Особое внимание уделено профилактике интернет-зависимости подростков средствами социально-культурной деятельности.
Abstract: the article is devoted to such an urgent problem as the influence of the Internet on human life, which is expressed in particular in the growth of Internet addiction, which is gaining momentum due to the growing access of children and adolescents to the world wide web. The article describes the symptoms of Internet addiction and its consequences for human health and development. Special attention is paid to the prevention of Internet addiction of adolescents by means of socio-cultural activities.
Ключевые слова: Интернет,интернет-зависимость, молодежь, подросток, профилактика интернет-зависимости, социально-культурная деятельность.
Key words: Internet, Internet addiction, youth, teenager, prevention of Internet addiction, social and cultural activities.
Internet (Интернет) – это совокупность компьютерных сетей в мире, соединенная между собой и предназначенная для передачи данных между компьютерами и иными схожими устройствами [5, с. 21].
Сегодня, если оценить соотношение молодого и взрослого поколения, то можно уверенно сказать, что большинство пользователей Интернета - люди возрастом 15-45 лет [2, с. 78], но также существуют и две тенденции:
- старшее поколение все больше привыкает к использованию всемирной интернет-сети. Это происходит вследствие давления молодых родственников и иного окружения;
- возраст пользователей сети Интернет молодеет. Нередко Интернет становится доступен и детям с 5 лет.
Из отрицательных сторон влияния Интернета на человека хотелось бы остановиться на проблеме интернет-зависимости. С развитием компьютерных и интернет-технологий, с постепенным охватом виртуальной сетью всего мира появилась новая глобальная проблема человечества – интернет-зависимость молодежи, подростков. Сам термин «интернет-зависимость» введен в 1996г. доктором А. Голдбергом [1, с. 74].
Как и иная зависимость, интернетомания приходит не сама по себе, а вследствие причин и факторов. В целом, они схожи с причинами других зависимостей. Особенностью пристрастие к Интернету является полная доступность практически любой информации и анонимность посещения веб-страницы.
Синдром более распространен в тех странах, широко распространен Интернет: США, страны Европы, Австралия [4, с. 92]. В России по сравнению с указанными территориями Интернет развит хуже, но проблема растет с каждым годом. Возникновение зависимости от интернета не подчиняется закономерностям формирования других зависимостей. Если для развития традиционных форм зависимого поведения необходимо несколько лет, то у 25% интернет-аддиктов формирование зависимости от интернета происходит через 6 месяцев после начала использования интернета, у 58% – в течение следующих 6 месяцев, а у 17% – через год [8].
Статистика интернет-зависимости у российских подростков позволяет определить количество времени, проведенного в сети за день. С 2006 по 2010 год число подростков, проводящих за компьютером не менее трех часов каждый день, увеличилось в четыре раза (с 5,7% до 21,7%). В 2019г. уже 56% детей постоянно находилось в Сети. Пребывание в Интернете у подростков не ограничивается играми. Ученики средних и старших классов посвящают много свободного времени скачиванию музыки, загрузке фотографий, общению с друзьями в социальных сетях (Facebook, ВКонтакте и т.д.). Их количество увеличивается в зависимости от возраста: 14,1% – 11 лет, 25,8% – 13 лет, 33,7% – 15 лет. Результаты различны и в зависимости от пола: 26,8% – мальчики, 21,9 – девочки [8].
Основными признаками (симптомами), определяющими интернет-зависимость, в т.ч. у подростков, можно считать следующие:
- ощущение огромной радости перед каждым новым сеансом, а без доступа в интернет чувство грусти и уныния;
- невозможность отвлечь человека от монитора, и ни под каким предлогом не выманить на улицу;
- очень редкое посещение гостей, все более редкими становятся встречи с друзьями, т.е. постепенная потеря контактов с людьми в оффлайне;
- регулярное обновление страниц в соцсетях, частая проверка e-mail, аккаунта на сайте знакомств и т.д.;
- обсуждение компьютерной тематики даже с людьми, едва сведущими в данной области;
- потеря чувства времени;
- откладывание и отбрасывание ради интернета своих служебных обязанностей, учебы, домашних дел, встреч и договоренностей;
- посещение сайтов не с целью найти нужную информацию, а бесцельно и механически;
- затрачивание немалых денег на интернет, а также на обеспечение постоянного обновления как различных компьютерных устройств, так и программного обеспечения. Иногда даже с попыткой скрыть это от близких;
- на физиологическом уровне ощущаются последствия длительного сидения за компьютером: боль в глазах, ломота в суставах, нарушение сна и режима питания;
- значительное влияние информации из сети на психологическое самочувствие - негативные новости или сообщения вызывают бурю отрицательных эмоций, таких как ярость, печаль или тревогу;
- близкие люди все чаще начинают выражать свое возмущение по поводу времени, проводимого в Интернете [7, с. 47].
Последний симптом, возможно, основной: самому подростку чрезмерную увлеченность интернетом заметить бывает сложно.
Вышеперечисленные признаки и симптомы можно визуализировать схемой, представленной на рисунке 1.
Рис. 1. Дерево проблемы интернет-зависимости подростков
авторская разработка
Данные статистики показывают, что к зависимости от интернета склонны люди с двумя видами дезориентаций - это социальная и сексуальная дезорганизации. Дезорганизация сексуальная (особенно важно в период полового созревания подростков) объясняется проблемами в отношениях с партнером, невозможностью построить и поддержать здоровые сексуальные отношения с противоположным полом.
Социальная дезорганизация проявляется в трудностях в отношениях с обществом, сверстниками, сложности найти друзей в реальной жизни. Это причина серьезного межличностного и внутриличностного конфликта. У человека развивается низкая самооценка, замкнутость, неуверенность в себе, отстраненность от отношений с обществом, либо формируется очень узкий круг общения [3, с. 42].
Поэтому особенную опасность представляет данная проблема именно для молодежи, подростков. Возраст очень влияет на пристрастие к Интернету. Подростки ежедневно имеют дело с компьютером и мобильными гаджетами: в школе, дома, в поездках, на прогулках.
Согласимся с исследователями, что важное место в профилактике интернет-зависимости занимает социальной-культурная деятельность. В целом, это деятельность, предполагающая сохранение, транслирование, развитие норм, традиций, ценностей в сфере художественной, исторической, политической, духовно-нравственной и экологической культуры, а также осуществление научно-исследовательской, научно-методической, учебно-педагогической, производственно-практической и экспертно-консультационной работы [1, с. 93].
Большинство исследователей согласны с тем, что профилактические вмешательства должны быть сосредоточены в основном на детях и подростках. Дети и подростки находятся в юности, когда развиваются ценности и стандарты, и у них самые высокие показатели распространенности интернет-зависимости. По этой причине профилактические программы должны осуществляться в школьной среде, особенно в условиях начальной школы, которые часто находятся на переднем крае выявления потенциально опасного для жизни поведения [5, с. 22].
Проведенный анализ литературы позволяет нам констатировать факт, что в настоящий момент недостаточно изучены последствия формирования интернет-зависимости у подростков, отсутствуют достаточно эффективно работающие профилактические программы. Эта деятельность затруднена в силу отсутствия у педагогов и родителей четкого представления об особенностях возникновения и развития у подростков интернет-зависимости, недостаточности знаний форм и методов ведения педагогической профилактики, умений определять и создавать условия для ее эффективного осуществления. Из этого следует, что социальный работник, занимающийся профилактикой зависимого поведения в целом, как никто другой, должен владеть информацией и в области интернет-зависимости, доносить ее до родителей, учителей, подростков; организовывать разнообразные профилактические мероприятия [1, с. 98].
Можно выделить следующие формы работы социального работника по профилактике интернет-зависимости (рисунок 2).
Рис. 2. – Формы и средства работы социального работника по профилактике интернет-зависимости подростков
составлено по [2, с. 79]
Данные формы, используемые в комплексе, а не изолированно, помогут социальному работнику в работе по предупреждению интернет-зависимости подростков.
Исходя из всего вышесказанного, нужно сделать вывод, о том, что приоритетным направлением в борьбе против интернет- зависимости является ее профилактика. Она должна осуществляться при взаимодействии социального работника, родителей, педагогического коллектива и подростка. Задача социального работника, разработать правильную и интересную для подростков профилактическую программу, с использованием разнообразных форм.
Таким образом, анализируя феномен интернет-зависимости подростков в социологии, можно сделать вывод, что это сильная привязанность к использованию Интернета, усугубляется виртуальной, компьютерной, гаджето- и социальной зависимостью. Интернет-зависимость относится к наркотической зависимости и к классу нехимических зависимостей, и, хотя в настоящее время не включена в Международную классификацию болезней, могут представлять не меньшую опасность для личности, чем другие аддикции. От нормального использования интернета, зависимое отличается появлением проблем, которые делят на внутриличностные и поведенческие
Основными формами профилактики интернет-зависимости у подростков можно определить индивидуальную, групповую и общественную.
Список литературы
Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2016. – 363 с.
Жантикеев С.К. Интернет-зависимость или социальные сети как часть жизненного пространства молодежи // Вестник Университетв «Туран-Астана». - 2020. - №1. - С. 78-81.
Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. – СПб.: Питер, 2016.- 283 с.
Нестерова А.А. Зарубежные и отечественные исследования интернет-зависимости и включенности в социальные сети у молодежи // Человеческий капитал. - 2020. - №1 - С. 92-99.
Нугаев П.И. Влияние интернета и социальных сетей на современную молодежь // Современное образование. - 2020. - №3. - С. 21-24.
Социология: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. А.Н. Елсукова. - Минск.: Тетра-Системс, 2018. - 478 с.
Спасовский С.С. Некоторые методы определения и анализа интернет-зависимости среди молодежи // Социальная психология. - 2020. - №4. - С. 46-49.
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ. Информационный портал о профилактике и лечении аддикции. - Режим доступа: http://netaddiction.ru/111