ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Севостьянова Д.А. 1, Лехтянская Л.В. 1
1Владивостокский государственный университет экономики и сервиса филиал в г. Находка
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация

Статья посвящена исследованию феномена интеллектуального потенциала. Дается социологический анализ интеллектуального потенциала личности, как социального явления, которое развивается, существует и функционирует в обществе в определенных социокультурных условиях. В то же время реализация интеллектуального потенциала личности - это механизм формирования и развития интеллектуального потенциала общества. Предлагается оригинальное определение интеллектуального потенциала человека через понятия «интеллект» и «потенциал».

Ключевые слова: интеллектуальный потенциал личности, интеллект, культура, потенциал, деятельность.

Annotation

The article is devoted to the study of the phenomenon of intellectual potential. A sociological analysis of the intellectual potential of an individual as a social phenomenon that develops, exists and functions in society in certain socio-cultural conditions is given. At the same time, the realization of the intellectual potential of an individual is a mechanism for the formation and development of the intellectual potential of society. An original definition of human intellectual potential through the concepts of "intelligence" and "potential" is proposed.

Key words: intellectual potential of an individual, intelligence, culture, potential, activity.

Введение. Текущая фаза общественного развития характеризуется информационными процессами, которые привели к значительным изменениям во всех сферах социальной практики человека. Новое общество, насыщенное сложными технологиями, интенсивными потоками информации, высоким уровнем межличностного взаимодействия, делает значимость интеллектуальной деятельности преобладающей в жизни человека. Формирование интеллектуальной и творческой личности, обладающей базовыми ключевыми компетенциями, - социокультурная потребность современного российского общества. В настоящее время исследователи различают интеллект поколений, интеллект команды, организации или компании, интеллект отрасли, региона и государства. Очевидно, что интеллект больше не является характеристикой отдельных людей, а является характеристикой организованной группы людей, их коллективного качества, т.е. он действует как потенциал для коллективной или массовой деятельности.

Основная часть. Интеллект и интеллектуальный потенциал образуют единство, но не идентичность. Прежде всего, интеллектуальный потенциал - это связь между потенциалом и тенденцией субъекта, движущей силой ресурсов и резервов и интеллектом, диапазоном потребностей человека в энергии и общих способностях и, наконец, запасом энергии человеческого творчества в процессе деятельности. Следует отметить, что категория «интеллектуальный потенциал» имеет множество значений и нюансов: образовательный уровень населения, уровень развития науки и техники, уровень развития общественного сознания, степень творческой активности в процессе деятельности, содержание интеллектуальных способностей, общих и специальных дарований, знаний, накопленных населением, и их применения. Конечно, интеллектуальный потенциал - это системный атрибут с множеством уровней и определений. На основе анализа взаимосвязей можно выявить интеллектуальный потенциал человека: интеллект-жизненный процесс; интеллект - личность.

Поэтому изучение данной проблемы, на наш взгляд, необходимо вести по двум направлениям: во-первых, с точки зрения развития интеллектуального потенциала субъекта, в процессе деятельности которого раскрываются содержание, свойства и механизмы, интеллектуальный потенциал, который остается относительно неизменным при различных трансформациях (в результате исторических, политических, научно-технических изменений, социальных революций и др.) этого явления. Интеллект и интеллектуальный потенциал образуют единство, но не идентичность. Интеллектуальный потенциал - это, прежде всего, связь потенциалов и тенденций, ресурсов и резервов субъекта с движущими силами интеллекта, со сферой мотивационных потребностей и общих способностей человека и, наконец, с запасом энергия, творческая продуктивность человека в процессе деятельности. Очевидно, интеллектуальный потенциал - это системное свойство, имеющее многоуровневое определение. Выявить интеллектуальный потенциал человека можно на основе анализа взаимосвязей: интеллект - жизненные процессы; интеллект - это личность. Он формируется и накапливается в процессе развития человека как личности, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Д. Векслер сделал важный шаг в анализе развития интеллекта: он стал рассматривать интеллект как структурную форму. Д. Векслер понимает интеллект как способность действовать целенаправленно, рационально мыслить и эффективно взаимодействовать с окружающей действительностью. В определении интеллекта Д. Векслер делит умственные способности на языковые и невербальные (способности воображения) и показывает, что тот или иной набор навыков может доминировать.

Шкалы Д. Векслера отличаются от других тестов интеллекта тем, что содержащиеся в них задания не сгруппированы по возрастным уровням, а объединены во второстепенные тесты и организованы в порядке возрастания сложности. Интеллектуальный потенциал - это своеобразное «продвинутое» отражение действительности, качественно новые элементы и резервы функций, необходимые для перехода интеллектуальной системы на новый уровень функционирования. Современный этап общественного развития выдвигает новые требования к развитию знаний и раскрывает их потенциал в контексте новаторства и трансформации социального мира. Социальное взаимодействие в сфере культурной и духовной жизни, условия для создания, распространения и воспроизведения результатов интеллектуальной деятельности претерпевают серьезные изменения. В настоящее время интеллектуальный потенциал имеет особое значение для общества. В русской литературе интеллектуальный потенциал общества означает, что определение нынешнего и будущего богатства каждой страны и народа является «инструментом» прогресса и индикатором уровня общественного развития. Интеллектуальный потенциал - это не только количество образованных людей, но также включает в себя уровень познавательной независимости, качество умственной деятельности отдельных людей и страны в целом, а также степень умственной активности всех слоев населения. В настоящее время необходимо рационально и бережно относиться к интеллектуальному потенциалу, его сохранению и развитию.

Интеллектуальный потенциал - это комплексная характеристика уровня развития интеллектуальных и творческих способностей, их распространения, организации и использования обществом. Уровень развития научного потенциала влияет на формирование интеллектуального потенциала России. Наука - неотъемлемая часть интеллектуального потенциала. Именно в ходе научного исследования определяется что-то новое, которое впоследствии порождает информацию и знания: выявляются и формулируются модели общественного развития, моделируется изучаемое явление, прогнозируются будущие тенденции его развития.

Помимо науки, на интеллектуальный потенциал населения влияет уровень компьютеризации общества, поскольку именно информационные технологии позволяют в полной мере реализовать научный и образовательный потенциал. Следует выделить такие ценностные основы интеллекта, как творчество, интеллектуальная компетентность, инновационное мышление. Креативность подразумевает способность действовать творчески, что приводит к необычному новому взгляду на проблему или ситуацию.

Интеллектуальная компетенция - это сочетание навыков анализа, синтеза, сравнения, диагностики и прогнозирования, гибкости и критического мышления, организации и планирования, что позволяет принимать эффективные решения в профессиональной деятельности. Основными составляющими интеллектуальной компетентности являются: широта взглядов; система интеллектуальных универсалий; интеллектуальная готовность к жизни, творчеству.

Инновационное мышление - это высший уровень человеческого познания. Это процесс понимания противоречий, возникающих в социальных отношениях, и его творческое решение основано на признании того, соответствуют ли новые вещи человеческим потребностям и интересам. Таким образом, интеллектуальный потенциал общества включает в себя реальный интеллектуальный потенциал личности и возможность воспроизводства, начиная с создания условий для интеллектуального развития и творческих способностей и заканчивая наиболее полно реализованной возможностью во всем.
Следует помнить, что только общество может воспроизводить интеллектуальный потенциал как целостную социальную систему во взаимодействии с ее подсистемами управления, производства, идеологии, образования, науки, политики, культуры и мировоззрения.

Список литературы:

https://cyberleninka.ru/article/n/intellekt-i-intellektualnyy-potentsial-v-obrazovanii

https://cyberleninka.ru/article/n/intellektualnyy-potentsial-lichnosti-opyt-sotsiologicheskogo-analiza

https://psyera.ru/6077/intellektualnyy-potencial

Просмотров работы: 632