ГИГИЕНА СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ У ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ГИГИЕНА СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ У ПОДРОСТКОВ

Беляева Е.Ю. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: в данной публикации проведен анализ особенностей сенсорных систем у подростков и рассмотрена необходимость проведения гигиенических основ учебно-воспитательного процесса в школе.

Ключевые слова: анализаторы, гигиена,нейроны,рецепторы, сенсорная система.

Введение

Согласно проведенным исследованиям, было выявлено, что соблюдение гигиенических норм учебно-воспитательного процесса являются обязательным условием для формирования и развития здорового организма обучающегося, а в частности способствуют правильному развитию сенсорных систем.

Сенсорная система - это часть нервной системы, состоящая из сенсорных рецепторов, которые получают стимулы из внутренней и внешней среды, нервных путей, которые передают эту информацию в мозг (или части мозга, которые обрабатывают эту информацию) [5].

Рецепторы - специализированные окончания афферентных нейронов или отдельные клетки, которые воздействуют на концы афферентных нейронов. Они собирают информацию о внешней и внутренней среде в различных энергетических формах и энергии, которая активирует рецептор, называемой стимулом [1,5].

Любая сенсорная система включает следующие элементы:

а) периферическая часть представлена рецепторные органы, которые воспринимают стимулы внутренней и внешней среды;

б) сенсорные пути – каналы, по которым нервные импульсы поступают в ЦНС;

в) сенсорные проводящие сети и нейронные сети ЦНС;

г) сенсорные и ассоциативные области коры больших полушарий [5].

Результаты

Гигиена визуального анализатора — это совокупность норм, условий и требований, которые должны выполняться для создания оптимальных условий деятельности зрительного анализатора [1].

1. Соблюдение норм естественного и искусственного освещения.

2. Правильный подбор мебели с учетом роста ребенка (расстояние от глаз до стола составляет 30-35 см).

3. Соблюдение стандартов и требований к просмотру телепередач.

4. Правильная дозировка зрительных нагрузок:

а) шрифт для каждого возраста;

б) в домашних условиях исключить чтение лежа;

в) соблюдать установленные нормы непрерывности письма для обучающихся: в подростковом возрасте 25-30 минут, а в старшей школе 16 -18 лет 35-45 минут;

г) в промежутках между чтением и письмом необходимо давать отдых глазам в течение 10 минут [5].

Гигиена слухового анализатора — это комплекс норм, условий и требований, направленных на сохранение слуха, создание оптимальных условий для деятельности слухового анализатора, способствующих нормальному его развитию и функционированию [1].

1. Избежание чрезмерно громких и резких звуков, что может привести к снижению остроты слуха или в худшем случае – к полной глухоте.

2. Профилактика «школьного шума», который оказывает негативное влияние на работоспособность обучающегося.

3. Учитель должен обладать педагогическим мастерством, а именно умением использовать разнообразную интонацию при объяснении учебного материала, при этом произношение должно быть чётким и понятным.

4. Правильная дозировка слуховых нагрузок.

5. Соблюдение санитарных норм по размерам учебных помещений.

У детей вестибулярный аппарат более возбудим, чем у взрослых. С возрастом хронаксия вестибулярного аппарата увеличивается: у детей 6—10 лет она меньше, чем в 10—15 лет, у 15—20-летних еще больше [5].

У здоровых детей вегетативные рефлексы при укачивании вызываются при значительно более сильных раздражениях вестибулярного аппарата, чем те, которые вызывают нормальные рефлекторные трудовые, спортивные и другие движения [4]. Под влиянием тренировки вестибулярных аппаратов эти вегетативные рефлексы уменьшаются и даже полностью исчезают. Например, развитие функций вестибулярного аппарата у детей, систематически занимающихся спортом, достигает уровня взрослых, не занимающихся спортом, у мальчиков к 13—14 годам, а у девочек — к 10—и у подростков, систематически занимающихся спортом, на 2—3 года раньше, чем у не занимающихся спортом [4].

Наибольшая тренировка вестибулярных аппаратов происходит при упражнениях в качании головой, а также занятиях гимнастикой, плаванием, боксом, качании на качелях, прыжках в воду и прыжках с трамплина на лыжах [4]. В состоянии невесомости возбудимость вестибулярных аппаратов может изменяться.

При тренировке вестибулярных аппаратов одновременно происходит тренировка зон зрительной и кожно-мышечной чувствительности в больших полушариях [5]. Эта тренировка приводит к образованию и укреплению условнорефлекторных связей между этими зонами, что имеет решающее значение для точного ориентирования детей в пространстве во время ходьбы, бега, игр, трудовых и спортивных движений.

На протяжении первого года жизни происходит качественное преобразование кожных рецепторов, но окончательное образование наблюдается к концу первого года жизни и по функциональным особенностям схожи со взрослым состоянием [1]. Препубертатный и пубертатный периоды отмечены самой высокой возбудимостью тактильных рецепторов. Следовательно, умственная нагрузка приводит к переутомлению и резкому снижению тактильной чувствительности кожи, например, после пяти учебных занятий чувствительность может уменьшиться в два раза. Исходя из этого, следует повышать кожную чувствительность путем проведения физических упражнений между учебными занятиями [1].

Согласно «Энергетическому правилу скелетных мышц», автором которого является И. А. Аршавский, следует, что интенсивная двигательная активность стимулирует развитие некоторых отделов нервной системы. Во время игр или трудовых и физических упражнений возбуждение проприорецепторов у обучающихся приводит к последующему повышению умственной работоспособности. Тренировка проприорецепции ускоряет ее развитие [1]. Развитие проприорецепции у детей, занимающихся спортом, происходит неравномерно и ускоряется в 7—8 и в 13—14 лет.

Выводы

В подростковом возрасте учебная нагрузка возрастает в силу того, что увеличивается количество учебных занятий, что может послужить причиной развития переутомления. Во избежание переутомления обучающихся подросткового возраста необходимо более рационально составлять учебное расписание и на уроке сочетать статические и двигательные компоненты [3].

Правильная организация учебно-воспитательного процесса – это один из важнейших гигиенических принципов построения режима дня для предотвращения негативного влияния на сенсорную систему подростков [2].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Григорьева, Е. В.  Возрастная анатомия и физиология: учебное пособие для вузов / Е. В. Григорьева, В. П. Мальцев, Н. А. Белоусова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 182 с. —Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455314 (дата обращения: 05.12.2020).

Завьялова, Т. П.  Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у обучающихся : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. П. Завьялова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 167 с. — (Профессиональное образование). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454097 (дата обращения: 05.12.2020).

Замараев, В. А.  Анатомия : учебное пособие для вузов / В. А. Замараев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 268 с. — (Высшее образование). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452556 (дата обращения: 05.12.2020).

Каменская, В, Г Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / ВГ Каменская. - СПб.: Питер, 2017. - 304 c.

Самойлов, В. О.  Физиология человека для технических специальностей: центральная нервная и сенсорная системы : учебное пособие для вузов / В. О. Самойлов, Е. В. Бигдай. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 433 с. — (Высшее образование). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448327 (дата обращения: 06.12.2020).

1Научный руководитель: Драчкова Людмила Николаевна – кандидат географических наук, доцент кафедры географии и гидрометеорологии ВШЕНиТ САФУ имени М. В. Ломоносова

Просмотров работы: 637