АССОЦИАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

АССОЦИАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Попова И.В. 1, Зайцев А.И. 1
1ОГБПОУ "УККиИ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ассоциативная композиция - это связь между элементами композиции, в результате которой появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним. Цель любой композиции – выразить и передать зрителю определенные мысли, идеи и настроения. Однако объекты и элементы, расположенные на картинной плоскости, не должны вызывать у зрителя одинаковый визуальный интерес и одинаковые по силе эмоции. В гармоничной и целостной художественной композиции должно быть что-то более важное и поэтому с точки зрения визуального восприятия более интересное и заметное. Наиболее заметный и вызывающий повышенный зрительский интерес участок картинной поверхности композиции называется композиционным центром.

Принцип доминанты – главный принцип, помогающий найти правильное соотношение контрастов, акцентов и противоположных сил в композиции, правильно разместить их на картинной плоскости и создать композиционный центр. Доминантными можно сделать любые объекты или части композиции, усиливать или ослаблять их доминантность - все зависит от желаемого визуального эффекта. Доминантные объекты или элементы композиции принято называть доминантной композицией. Такой доминантой может стать один из акцентов, если его визуальная сила будет наивысшей.

Вокруг доминанты на картинной плоскости возникает область, которая привлекает внимание зрителя в первую очередь и вокруг которой создается своеобразный центр повышенного визуального интереса. Эта область и называется композиционным центром. А объект этой области является доминантой композиции

Метафора (от греч. «перенос») может считаться способом композиционного формообразования, который заключается в ассоциативном сближении, сопряжении двух разных образов (никак не связанных между собой в реальной жизни) в единый художественный образ. В результате действия метафоры происходит мысленный «перенос» свойств одного объекта на другой.

Ассоциативная композиция - это в первую очередь абстрактный визуальный ряд, вызывающий определенную эмоцию или ассоциацию. Сходство с тем или иным понятием или явлением достигается косвенно [3].

Физические явления:

Тяжелый. Массивный. Увесистый. Громоздкий. Давящий. Сразу представляется что-то грузное. Включим немного логическое мышление: тяжелый, значит обладающий большим весом, большой силой тяжести (вектор силы направлен вниз), что-то поддающееся гравитации. Визуально композиция будет казаться тяжелой, если будет находиться в нижней части листа, занимать большую его площадь и масса будет показана заливкой - статика налицо, скажете вы. Или наоборот, будет показано что эту композицию тяжело удержать (более громоздкая часть на тонкой ножке, например) - прием динамика.

Легкий.Воздушный. Невесомый. Что-то парящее в воздухе, стремящееся ввысь, легко поддающееся ветру. Основная контурная масса, стремящаяся вверх листа - динамика. Небольшой однородный предмет, зависший как бы в воздухе на фоне большой белой массы листа - контраст и статика. Больше воздуха в композиции, больше пространства и светлых пятен.

Быстрый. Движение. Скорость. Динамика. (Вспоминаем, какая композиция выглядит динамичнее?) Направленные линии, треугольники, - динамичные формы, иллюзия падения, - все это поможет Вам передать движение на листе.

Медленный. Заторможенный. Размеренный. Спокойный. Явно плавные округлые линии.

Четкий. Резкий. Контрастный. Понятный. Ясный. Имеющий строго очерченную границу. Предмет, не требующий объяснений.

Бодрый. Четкая, ясная и понятная композиция. Динамичные или статичные формы с резкими границами.

Усталый. Плавные, вялотекущие линии. Переплетения. Хаос, каракули. Свалка, неупорядоченность.

С помощью цвета как самого богатого и гибкого выразительного средства можно передавать ассоциативные впечатления на самые различные темы, например: карнавал, счастливое детство, запах весны, пашня, индустриальный город, утро, осень, печаль, нежность, страх, радость и т.п. В хроматической формальной композиции также могут переданы ассоциации, связанные с образами писателей и художественным своеобразием их творческой деятельности. Так, Л.Н. Толстой на уровне поверхностного подсознания воспринимается как «образ беспокойный, тяжелый, многоплановый. Композиционный замысел сразу отвергает тонкое изящество, филигранность, бесплотность» [1].

Для воплощения данного образа, по мнению современных исследователей, лучше всего обратится к поиску гармонии с использованием земляных и насыщенных красок коричневатых оттенков. Образ А.П. Чехова ассоциируется с эмоциональностью литературно-художественного языка, изяществом, интеллигентностью и тонким юмором. Здесь могут подойти светлые, серебристые и немного меланхоличные тона, создающие уравновешенную хроматическую гамму с плавными переходами цвета [2, с.7].

Итак, ассоциативная композиция представляет собой достаточно многогранное явление, которое реализуется в самых различных формах творческой деятельности, как на уровне изобразительного воплощения ассоциаций, связанных с различными психофизиологическими ощущениями, так и на уровне создания тонких аллегорий в образах и символах.

Список литературы:

Биценко, Р.В. Развитие художественно-образного мышления в процессе создания ассоциативной композиции Р.В. Биценко. - Электронный ресурс: URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-hudozhestvenno-obraznogo-myshleniya-v-protsesse-sozdaniya-assotsiativnoy-kompozitsii

Свешников, А.В. Композиционное мышление. Учебное пособие / А.В. Свешников. - М.: Логос, 2009. – 272с.

Тосунова, М. Средства гармонизации / М. Тосунова // Архитектурное проектирование. - Электронный ресурс: URL: https://tatlin.ru/articles/sredstva_garmonizacii

Франсис, Д.К. Чинь Все об архитектуре. Форма, пространство, композиция / Франсис Д.К. Чинь. - М.: АСТ 2020. – 448с.

Корепанова, О.Н. Композиция от А до Я. Ассоциативная композиция / О.Н. Корепанова. - М.: Феникс, 2014

Просмотров работы: 481