Формирование навыков устных вычислений у младших школьников - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Формирование навыков устных вычислений у младших школьников

Федикова А.А. 1
1Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Устный счет является неотъемлемым этапом урока математики. Именно на этом этапе решается главная задача урока: формировать у учащихся навык выполнения арифметических действия и решение задач с их помощью.  

От того, какие задания подберет учитель для устных упражнений, в какой последовательности будет их выстраивать, существенно зависит достижение целей урока и степень активности учащихся в процессе познания. Чтобы заинтересовать детей, необходимо подбирать разнообразные задания, рассчитанные как на слабых детей, так и на наиболее сильных. Это могут быть задания вычислительного характера, разгадывание ребусов, задания на внимание, геометрические задания. [4, c86]

Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всего периода обучения в начальной школе на каждом уроке необходимо выделять 7-10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях.   Устные упражнения должны проводиться не только регулярно, но и в определенной последовательности, которая определяется программой начальной школы.

Устные упражнения важны не только тем, что активизируют мыслительную деятельность учеников,  но и тем, что они играют и воспитательную роль в обучении - дисциплинируют учащихся, учат детей терпению и умению ждать отставших товарищей, помогать им. 

Устный счет помогает учителю, во-первых, переключить ученика с одного вида деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задание на повторение и обобщение пройденного материала. [1, с25]

Прививая любовь к устным упражнениям, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, побуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более экономичными. А это – важнейшее условие сознательного усвоения материала. Направленность мыслительной деятельности ученика на поиск рациональных путей решения проблемы свидетельствует о вариативности мышления.

Устная работа на уроках математики в начальной школе, а особенно в первом классе, имеет большое значение – это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.д. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые устные упражнения. До недавнего времени они сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название «устный счёт».

Устные упражнения проводятся в вопросно-ответной форме, все учащиеся класса выполняют одни и те же упражнения. С ними не следует смешивать, например, такую форму работы, как выполнение упражнений под диктовку учителя с записью ответов и последующей поверкой всей работы, так называемые математические диктанты. Так как возможность записывать ответ часто во много раз облегчает задание, и оно уже не несёт необходимой нагрузки, а зачастую перестаёт быть устным. Например, даётся задание: «39 умножить на 100». Если есть возможность записать ответ, то задание выполняется почти автоматически. При устном выполнении того же задания оно становится более трудным [2, с39]

Кроме того, устные упражнения важны тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении у детей развиваются память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. В сочетании с другими формами работы устные упражнения позволяют создать условия, при которых активизируются различные виды деятельности учащихся: мышление, речь, моторика. И устные упражнения в этом комплексе имеют большое значение.[3, c117]

Каждое упражнение на уроке должно даваться с чётко определённой целью. Устные упражнения, как и любые другие упражнения, проводятся с одной из следующих целей:

- подготовка к пониманию нового материала;

- закреплению пройденного материала;

- отработка приобретённых навыков.

При проведении устного счёта каждый учитель придерживается следующих требований:

Упражнения для устного счёта выбираются не случайно, а целенаправленно.

Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть легкими, но и не должны быть «громоздкими».

Тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть приготовлены заранее.

К устному счету должны привлекаться все ученики.

При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрение).

Устный счет может быть построен в следующей форме:

Задания на развитие и совершенствование внимания. Такие как: найди закономерность, и реши пример, продолжи ряд.

Задания на развитие восприятия, пространственного воображения. Например, нарисуйте орнамент, узор; посчитайте сколько линий.

Задания на развитие наблюдательности (найдите закономерность, что лишнее?)

Устные упражнения с использованием дидактических игр.

Основные виды упражнений для устных вычислений:

Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений. Рассмотрим основные их виды:

1)Нахождение значений математических выражений.

Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется найти его значение. Эти упражнения имеют много вариантов. Можно предлагать числовые математические выражения и буквенные (выражение с переменной), при этом буквам придают числовые значения и находят числовое значение полученного выражения.

Например:

найдите разность чисел 100 и 9.

найдите значение выражения  С – К, если С = 100, К = 9.

Выражения могут предлагаться в разной словесной форме:

из 100 – 9 ;  100 минус 9.

уменьшаемое 100, вычитаемое 9, найдите разность.

найти разность чисел 100 и 9.

уменьшить 100 а 9 и т. д.

Основное значение упражнений на нахождение значений выражений – выработать у учащихся твердые вычислительные навыки, а также они способствуют усвоению вопросов теории арифметических действий. [5, c59]

2) Сравнение математических выражений.

Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть даны два выражения, а надо установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше или меньше.

6 + 4   *   4 + 6;

20 + 7    *    20 + 5;

20  8   *     18  10;

8  9  *     8   10.

Вместо «*» поставить знак <, >, =.

Главная роль таких упражнений – способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, о неравенствах и др. Также они помогают выработке вычислительных навыков.

3) Решение уравнений.

Это, прежде всего простейшие уравнения(х + 2 = 10) и более сложные (15 · х – 9 = 51).

Уравнение можно предлагать в разных формах:

из какого числа надо вычесть 18, чтобы получить 40?

решение уравнения х · 8 = 72;

найдите неизвестное число: 77 + х = 77 + 25

Николай задумал число, умножил его на 5 и получил 125. Какое число  задумал Николай?     

Назначение таких упражнений – выработать умение решать уравнение, помочь учащимся усвоить связи между компонентами и результатами арифметических действий.

4) Решение задач.

Для устной работы предлагаются и простые и составные задачи.

Эти упражнения включаются с целью выработки умений решать задачи, они помогают усвоению теоретических знаний и выработке вычислительных навыков.

В практике школы данные виды устных упражнений изменяются и дополняются самими учителями.

Например, задачи в стихотворной форме:


Цель: отработка навыков устного счета в пределах 20.
1. Пять малышек- медвежат

Мама уложила спать.
Одному никак не спится,
А скольким сон хороший снится? ( 5-1=4 )


2.Цапля по воде шагала,
Лягушат себе искала.
Двое спрятались в траве,
Шесть – под кочкой.
Сколько лягушат спаслось?
Только точно! ( 2+6=8)

Разнообразие упражнений и возбуждает интерес у детей, активизирует их мыслительную деятельность

Список использованной литературы:

Бантова, М.А., Бельтюкова, Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. М.: Просвещение 2004-335с.

Дьячкова, Г.Т. Устный счёт в начальной школе. - Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.

Зайцева, О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка //Начальная школа. 2001г. №1

Истомина, Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах. Учебное пособие. М.: “Академия”, 2013г. – 288с.

Кравченко, В.С. Устные упражнения по математике в 1-3 классе. Пособие для учителя. М.: Просвещение 1999г.

Просмотров работы: 153