Устный счет является неотъемлемым этапом урока математики. Именно на этом этапе решается главная задача урока: формировать у учащихся навык выполнения арифметических действия и решение задач с их помощью.
От того, какие задания подберет учитель для устных упражнений, в какой последовательности будет их выстраивать, существенно зависит достижение целей урока и степень активности учащихся в процессе познания. Чтобы заинтересовать детей, необходимо подбирать разнообразные задания, рассчитанные как на слабых детей, так и на наиболее сильных. Это могут быть задания вычислительного характера, разгадывание ребусов, задания на внимание, геометрические задания. [4, c86]
Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всего периода обучения в начальной школе на каждом уроке необходимо выделять 7-10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях. Устные упражнения должны проводиться не только регулярно, но и в определенной последовательности, которая определяется программой начальной школы.
Устные упражнения важны не только тем, что активизируют мыслительную деятельность учеников, но и тем, что они играют и воспитательную роль в обучении - дисциплинируют учащихся, учат детей терпению и умению ждать отставших товарищей, помогать им.
Устный счет помогает учителю, во-первых, переключить ученика с одного вида деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задание на повторение и обобщение пройденного материала. [1, с25]
Прививая любовь к устным упражнениям, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, побуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более экономичными. А это – важнейшее условие сознательного усвоения материала. Направленность мыслительной деятельности ученика на поиск рациональных путей решения проблемы свидетельствует о вариативности мышления.
Устная работа на уроках математики в начальной школе, а особенно в первом классе, имеет большое значение – это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.д. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые устные упражнения. До недавнего времени они сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название «устный счёт».
Устные упражнения проводятся в вопросно-ответной форме, все учащиеся класса выполняют одни и те же упражнения. С ними не следует смешивать, например, такую форму работы, как выполнение упражнений под диктовку учителя с записью ответов и последующей поверкой всей работы, так называемые математические диктанты. Так как возможность записывать ответ часто во много раз облегчает задание, и оно уже не несёт необходимой нагрузки, а зачастую перестаёт быть устным. Например, даётся задание: «39 умножить на 100». Если есть возможность записать ответ, то задание выполняется почти автоматически. При устном выполнении того же задания оно становится более трудным [2, с39]
Кроме того, устные упражнения важны тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении у детей развиваются память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. В сочетании с другими формами работы устные упражнения позволяют создать условия, при которых активизируются различные виды деятельности учащихся: мышление, речь, моторика. И устные упражнения в этом комплексе имеют большое значение.[3, c117]
Каждое упражнение на уроке должно даваться с чётко определённой целью. Устные упражнения, как и любые другие упражнения, проводятся с одной из следующих целей:
- подготовка к пониманию нового материала;
- закреплению пройденного материала;
- отработка приобретённых навыков.
При проведении устного счёта каждый учитель придерживается следующих требований:
Упражнения для устного счёта выбираются не случайно, а целенаправленно.
Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть легкими, но и не должны быть «громоздкими».
Тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть приготовлены заранее.
К устному счету должны привлекаться все ученики.
При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрение).
Устный счет может быть построен в следующей форме:
Задания на развитие и совершенствование внимания. Такие как: найди закономерность, и реши пример, продолжи ряд.
Задания на развитие восприятия, пространственного воображения. Например, нарисуйте орнамент, узор; посчитайте сколько линий.
Задания на развитие наблюдательности (найдите закономерность, что лишнее?)
Устные упражнения с использованием дидактических игр.
Основные виды упражнений для устных вычислений:
Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений. Рассмотрим основные их виды:
1)Нахождение значений математических выражений.
Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется найти его значение. Эти упражнения имеют много вариантов. Можно предлагать числовые математические выражения и буквенные (выражение с переменной), при этом буквам придают числовые значения и находят числовое значение полученного выражения.
Например:
найдите разность чисел 100 и 9.
найдите значение выражения С – К, если С = 100, К = 9.
Выражения могут предлагаться в разной словесной форме:
из 100 – 9 ; 100 минус 9.
уменьшаемое 100, вычитаемое 9, найдите разность.
найти разность чисел 100 и 9.
уменьшить 100 а 9 и т. д.
Основное значение упражнений на нахождение значений выражений – выработать у учащихся твердые вычислительные навыки, а также они способствуют усвоению вопросов теории арифметических действий. [5, c59]
2) Сравнение математических выражений.
Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть даны два выражения, а надо установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше или меньше.
6 + 4 * 4 + 6;
20 + 7 * 20 + 5;
20 8 * 18 10;
8 9 * 8 10.
Вместо «*» поставить знак <, >, =.
Главная роль таких упражнений – способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, о неравенствах и др. Также они помогают выработке вычислительных навыков.
3) Решение уравнений.
Это, прежде всего простейшие уравнения(х + 2 = 10) и более сложные (15 · х – 9 = 51).
Уравнение можно предлагать в разных формах:
из какого числа надо вычесть 18, чтобы получить 40?
решение уравнения х · 8 = 72;
найдите неизвестное число: 77 + х = 77 + 25
Николай задумал число, умножил его на 5 и получил 125. Какое число задумал Николай?
Назначение таких упражнений – выработать умение решать уравнение, помочь учащимся усвоить связи между компонентами и результатами арифметических действий.
4) Решение задач.
Для устной работы предлагаются и простые и составные задачи.
Эти упражнения включаются с целью выработки умений решать задачи, они помогают усвоению теоретических знаний и выработке вычислительных навыков.
В практике школы данные виды устных упражнений изменяются и дополняются самими учителями.
Например, задачи в стихотворной форме:
Цель: отработка навыков устного счета в пределах 20.
1. Пять малышек- медвежат
Мама уложила спать.
Одному никак не спится,
А скольким сон хороший снится? ( 5-1=4 )
2.Цапля по воде шагала,
Лягушат себе искала.
Двое спрятались в траве,
Шесть – под кочкой.
Сколько лягушат спаслось?
Только точно! ( 2+6=8)
Разнообразие упражнений и возбуждает интерес у детей, активизирует их мыслительную деятельность
Список использованной литературы:
Бантова, М.А., Бельтюкова, Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. М.: Просвещение 2004-335с.
Дьячкова, Г.Т. Устный счёт в начальной школе. - Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.
Зайцева, О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка //Начальная школа. 2001г. №1
Истомина, Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах. Учебное пособие. М.: “Академия”, 2013г. – 288с.
Кравченко, В.С. Устные упражнения по математике в 1-3 классе. Пособие для учителя. М.: Просвещение 1999г.