ВЛИЯНИЕ ЛИДЕРСТВА И РУКОВОДСТВА НА МАЛЫЕ ГРУППЫ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ВЛИЯНИЕ ЛИДЕРСТВА И РУКОВОДСТВА НА МАЛЫЕ ГРУППЫ

Конопля Е.С. 1, Лехтянская Л.В. 1
1Владивостокский государственный университет экономики и сервиса филиал в г. Находка
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

АННОТАЦИЯ

В работе рассмотрен вопрос влияния руководства и лидерства на малые группы; психологические свойства и навыки, применяемые в практической работе, в организации или группе. Качества, которыми должен обладать настоящий руководитель.

Ключевые слова: лидерство, психология, руководство, группы, менеджмент, отношения.

ANNOTATION

The paper examines in detail the influence of leadership and leadership on the masses, psychological properties and skills used in practical work, in an organization or group. What qualities should a real Manager have.

Keywords: leadership, psychology, leadership, leader, groups, management, relationships.

ВВЕДЕНИЕ. В социальной психологии лидерство и руководство определяется как групповой процесс, тесно связанный с главенством в группе. Руководство, как и лидерство, в лице человека оказывает большое влияние на группу или коллектив. Лидер командует в неофициальных отношениях, а руководитель – в официальных.[1] Если говорить более конкретно, то лидерство – это влияние на группу или человека, в то время как руководство – это интеллектуальная деятельность, контролирующая работников и выполнение ими определенных действий. [2]

Как вместе, так и по отдельности лидерство и руководство выявляют конкретные цели и проблемы, находят оптимальные решения этих проблем и двигают массы в правильном (в их понимании) направлении.

В статье «Значение лидерства в современной организации» Бульвина Г. Ю. только подтверждает этот факт, считая, что лидерство является одним из самых важных компонентов успешного руководства. Более того, само слово «лидер» означает «ведущий» или «вождь». Обычно лидер выдвигается «снизу» и представляет собой идеал общественного поведения[3].

А вот оценку руководства в современном мире дает автор статьи «Роль руководителя в системе управления организацией» Аслаханова С.А, утверждая, что в настоящее времени, особенно учитывая нестабильность экономики России, роль руководителя, как ключевого звена любой организации, только возрастает. Руководитель успешно развивает свои умственные и физические способности за счет своих работников, что в итоге приводит к достижению поставленных целей.[4]

МЕТОДОЛОГИЯ. В статье были использованы методы: сравнение, анализ и синтез.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Между руководством и лидерством есть как схожие черты, так и совершенно разные.

Различия:

1.Лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся ситуации в группе, в то время как у руководителя этот процесс более сложный, зависящий от множества различных обстоятельств.

Руководство имеет более конкретный объем санкций, нежели лидерство.

Сфера деятельности руководителя шире, чем у лидера, за счет того, что руководитель представляет малую группу в большой социальной системе.

Лидер, как явление, менее стабильно, и его выбор зависит от настроения группы, в отличие от руководителя, где выбор более спокоен и стабилен.

Руководство связанно с системой общественных отношений, являясь частью макросреды, лидерство же функционирует в условиях микросреды.

Руководитель, в отличие от лидера, назначается целенаправленно с помощью выборов, когда как лидер выбирается более стихийно.

Сходства:

Лидерство, как и руководство, способно контролировать и направлять отношения в группе.

Оба явления влияют на процессы в коллективе.

Иерархическая система отношений свойственна и руководству, и лидерству. В первом случае она четко определена должностными инструкциями.

Лидерство и руководство тесно связаны друг с другом, и лидерство в определенных условиях может стать руководство. [5]

Если говорить о способах и методах влияния на группы или организации, то у лидерства это зависит от типажа самого человека:

Руководитель – самый большой авторитет в группе, к его словам прислушиваются все члены организации. Он обладает даром убеждения и внушения.

Лидер – имеет меньше авторитета, чем руководитель, и свои слова ему часто приходится доказывать личным примером. Не все члены группы слушаются его.

Ситуативный лидер – обладает определенным перечнем лидерских качеств только в какой-то конкретной ситуации: мероприятие, праздник в честь определенного события и так далее.

По критерию соотнесенности лидера к поставленным целям и основной деятельности делят:

Конструктивного – лидер ставит перед группой задачи и тратит все усилия для их выполнения.

Деструктивный – ориентируется на свои собственные цели, которые идут наперекор интересам группы, выбранный им путь, единственно правильный. Его решения обычно приняты на эмоциях, которые в будущем могут иметь разрушительные последствия.

У руководства есть свои стили, с помощью которых руководитель способен воздействовать на подчиненных. Стили имеют свои методы влияния и форму их исполнения. Есть три типа руководства:

Авторитарный:

Единоличность в решениях

Грубость или жестокость в общении

Подавление инициативы

Командные методы управления

Жесткий контроль

Ориентация на задачу

Демократический:

Умеренный контроль

Ориентация на человека

Терпимость к критике

Вежливость в общении

Коллегиальность решений

Широкая гласность

Нейтральный:

Малый контроль над действиями подчиненных

Равнодушие к персоналу

Отклонение попыток принятия серьезных решений

Уход от ответственности через групповые способы решения задач [6]

Каждый из представленных типов по-своему влияет на работу в коллективе, со своими недостатками и плюсами. Но ни один из методов, ни одного типа не будет работать, если в человеке нет определенных качеств лидера или руководителя. Например, таких как:

Решительность. Руководитель может быстро и эффективно принимать решения, и даже если они не верны, то получать с этого определенный опыт.

Ответственность за свои поступки. Лидер должен отвечать за свою деятельность и деятельность сотрудников. Если сотрудник не справился с делом, если не справились все – то вина на лидере. Именно он должен был проконтролировать ситуацию.

Способность к самоконтролю. Остальные члены группы будут подражать поведению руководителя и последнему нужно научиться подавать хороший пример остальным. Если он задержал работников после работы, то почему, и он не должен оставаться?

Максимальное понимание ситуации и сферы деятельности, в которой предстоит руководить. Руководить только в том месте, где лидер будет профессионалом.

Грамотное построение задач и планов. У хорошего руководителя всегда есть четкое представление о планах группы, задачи имеют подразделы, а график работы всегда конкретен.

Умение прислушиваться к мнению подчиненных. Такой человек умеет «слышать» своих работников и готов принять их инициативу.[7]

Многие из качеств можно развить постепенно, если проявить силу воли и желание. Но не стоит забывать и о том, что помимо личных качеств ведущего, есть еще общая психология им ведомых.

Психология руководства – это взаимодействие руководителя и подчиненного в рамках группы. Обычно рассматриваются психические процессы, происходящие между объектом и субъектом в ходе их деятельности, где желательно конструктивное и гармоничное общение.

Психология лидерства – психическое взаимодействие ведомого и ведущего. Подчинение неформальному лидеру осуществляется добровольно, но не дает официальной власти. Его авторитет является способом влияния на остальных людей.

Есть четыре основные модели влияния лидера на группы:

Воплощение добродетелей. Такого лидера просто обожествляют, считают его «особенным» или «уникальным».

Лучший из нас. Лидерские качества связанны с определенными способностями, в какой либо сфере.

Один из нас. Лидер воспринимается как «свой парень», только с немного улучшенными характеристиками. [8]

ВЫВОДЫ. В данной статье автор раскрывает суть руководства и лидерства. Их многочисленные, и, порой противоречивые способы и методы влияния на сознание людей, которые им подчиняются, имеют свой список недостатков и достоинств. В современном мире сложно переоценить значимость грамотного руководителя или лидера. Именно поэтому глубокие познания в этой теме помогут будущим менеджерам хорошо справляться со своей работой.

Список использованных источников:

1. https://hr-portal.ru/article/liderstvo-i-rukovodstvo (дата обращения 2.12.2020)

2. https://hr-portal.ru/article/liderstvo-i-rukovodstvo (дата обращения 2.12.2020)

3. «Значение лидерства в современной организации» статья Бульвины Г. Ю. 2https://webkonspect.com/?room=group&id=66&labelid=1587 (дата обращения 3.12.2020 )

4. статья «Роль руководителя в системе управления организацией» Аслахановой С.А https://moluch.ru/archive/104/24005/ (дата обращения 3.12.2020 )

5. https://revolution.allbest.ru/psychology/00315935_0.html (дата обращения 3.12.2020 )

6. https://studopedia.ru/11_27851_stili-liderstva-i-rukovodstva.html (дата обращения 3.12.2020 )

7. https://professionali.ru/Soobschestva/biznes-klub/vosem-vazhnyh-kachestv-rukovoditelja-lidera/ (дата обращения 3.12.2020 )

8. https://lektsii.org/13-48216.html (дата обращения 3.12.2020 )

Просмотров работы: 14