Подростки и здоровое зрение: здоровьесберегающий аспект - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Подростки и здоровое зрение: здоровьесберегающий аспект

Тумаева А.Д. 1
1Ульяновский Государственный Педагогический университет им. И. Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: Статье раскрывает актуальность проблемы профилактики здоровьеразрушающего поведения подростков. Охарактеризованы проблемы подростков, как группы, нуждающейся в здоровоохранительных мероприятиях. Как показывает практика, состояние здоровья населения, особенно детей, продолжает ухудшаться. Практически любое заболевание имеет под собой в числе прочих социальные факторы; следствием заболеваний является нарушение, а в отдельных случаях даже утрата социально значимых навыков, функций, ролей. Актуальным направлением является разработка и внедрение механизмов профилактических мероприятий в образовательных учреждениях, учреждениях социальной реабилитации и социального обслуживания и т.д.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесбережение, дети с ограниченными возможностями по зрению, расстройства глаза.

Resume: The article reveals the urgency of the problem of prevention of health-destructive behavior in adolescents. The problems of adolescents, as a group in need of health protection measures, are characterized. As practice shows, the state of health of the population, especially children, continues to deteriorate. Almost any disease has social factors, among other things; the consequence of diseases is a violation, and in some cases even the loss of socially significant skills, functions, roles. An urgent direction is the development and implementation of mechanisms for preventive measures in educational institutions, institutions of social rehabilitation and social services, etc.

Key words: health, health preservation, children with visual impairments, eye disorders.

Каждый второй человек в мире страдает тем или иным видом зрительной недостаточности. Уровень зрительной депривации у всех разный, но болезни глаза – самые распространенные среди населения на данный момент. В эту статистику можно отнести следующие виды расстройства глаза:

Снижение зрения в связи с наступлением старости

Наследственные заболевания глаза

Приобретенные заболевания внутренних органов глаза

Механические повреждения глаза врождённые

Механические повреждения глаза приобретенные

Общее расстройство функционирования глаза

Спазм аккомодации и другие обратимые приобретённые расстройства глаза.

В настоящее время, в России и за рубежом, всё чаще начинают поднимать вопросы о социальной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья. Факт социальной поддержки государства и негосударственных организаций, несомненно, важный вклад в развитие исследований, направленных на поиски средств минимизации последствий получения человеком той или иной формы физического недуга [1].

Медицинские и физиологические исследования играют немаловажную роль в развитие и других отраслей науки, которые направляют свою деятельность на поиски новых проблемных полей. Одно из таких полей – проблема реабилитации и социализации детей и подростков, которые ведут свою жизнь бок-о-бок с расстройствами глаз.

Проблема здоровьесбережения подростков также имеет особый вес среди других актуальных проблем нашего общества. Обусловлено это тем, что численность объективно здоровых детей и подростков с каждым годом уменьшается.

Многие факторы влияют на здоровье подрастающего поколения: экологическая составляющая, низкая физическая активность, высокие показатели младенческой смертности, широкое распространение заболеваний, передающихся половым путём, среди подростков в возрасте от 14 до 18 лет, случаи самоубийств подростков, низкий уровень осведомлённости детей и подростков, направленной на предупреждение развития различных заболеваний.

Не все вышеперечисленные причины носят чисто физические корни, среди проблем, являющихся причинами снижения общего показателя здоровья нации немало социальной составляющей, влияющей на неокрепшую психику интегрирующего в общества ребёнка или подростка. Сам по себе процесс социализации является огромным стрессом для личности, которая переживает необходимость адаптироваться под общество и его потребности, здесь важно отметить, что настроение самого общества, его ценности и идеология быстро прививаются ребёнку или подростку, следовательно, особое внимание во внедрении здоровьесберегающих технологий следует уделить самому обществу в целом и его благополучию.

Нарушения зрения относятся к наиболее распространенным нарушениям здоровья у детей. По данным Министерства здравоохранения более миллиона детей в России страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: косоглазием, близорукостью, амблиопией и дальнозоркостью. И с каждым годом их количество растёт.

По оценкам, 19 миллионов детей имеют нарушения зрения. Из них у 12 миллионов детей нарушения зрения вызваны аномалиями рефракции - состояниями, которые можно легко диагностировать и корректировать.

Важно понимать, что для детей со сниженным зрением необходима повышенная физическая активность: уделять большое внимание подвижным играм, стимулирующих зрение, развивающих координацию движения, укрепляющих мускулатуру, навыкоориентированные игры. Однако, при проведение подобных мероприятий, стоит учитывать рекомендации врача-офтальмолога, а также диагноз конкретного ребенка. Может случиться так, что неверно подобранная нагрузка пойдет во вред ребенку.

Снижение зрения, а особенно слепота, оказывают ощутимое негативное влияние на все стороны жизнедеятельности ребенка. Нарушение зрения в раннем возрасте приводит к физической и социальной дезадаптации, отклонениям в психическом развитии, депривации, как сенсорной, так и организмической [2, с. 69].

Слабовидящие дети, в отличие от детей-инвалидов по зрению (слепых детей), не нуждаются в обучение с специализированных школах и спокойно могут обучаться в обычном классе общеобразовательной организации. В таких случаях администрации школы и учителям важно соблюдать частные показания врача-офтальмолога для конкретного ребенка: максимально дозволенная дальность парты ученика от доски, при условии, что ребенок носит корректирующие очки, график работы с персональным компьютером, если таковые предусмотрены в плане обучения.

Здоровьесбережение - это деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья населения, в частности детей и подростков, призванная улучшить их двигательный статус с учётом индивидуальных возможностей и способностей. Помимо всего прочего, здоровьесбережение ставит одной из своих задач - формирование у родителей, педагогов и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья [3].

Важно объяснить ребёнку, что его здоровье - это ценность, даже если уже имеются нарушения зрения. Регулярно посещать специалиста, следить за выполнением его рекомендаций и стимулировать ребёнка начинать самостоятельно беспокоиться о своём здоровье.

Особенно остро сейчас стоит вопрос об использование персональных компьютеров и смартфонов, которые есть почти у каждого ребенка с возраста 12 лет. Идёт колоссальная нагрузка на зрение, если не следить за выполнением ребёнком определённых правил пользования такого рода техникой. Правила заключаются в следующих позициях:

Время работы за компьютером должно быть строго регламентировано: не более часа непрерывной работы, обязательные перерывы в 10-15 минут.

Расстояние от глаз ребёнка до монитора должно быть не менее 30-45 см.

Освещение должно обязательно присутствовать.

Желательный диаметр монитора - 17 дюймов [4, с. 87].

Высокая степень разработанности данного проблемного поля еще не гарантия качественной помощи детям с ограниченными возможностями по зрению. Необходимо проводить новые исследования, затрагивать новые стороны вопроса и развивать социальные науки параллельно с медицинскими.

Ответственность за развитие здорового нового поколения лежит не только на государстве, но и на плечах педагогов, родителей, ближнего окружения ребенка и, конечно же, на нем самом.

Используемые источники:

Российская Федерация, Законы, Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федер. закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 48. - ст. 6724.

Холостова, Е.И. Технология социальной работы: учебное пособие для бакалавров / Е.И. Холостова, Л. И. Кононова. - М.: Издательство Юрайт, 2011. - 503 с. - Серия: Бакалавр.

Лядов, К.В. Научно-методологические подходы к организации работы центров здоровьесбережения и медицинской реабилитации / К.В. Лядов, Т.В. Шаповаленко, Т.В. Беганова // Медпрактика. - № 7. - 2009.

Назарова, Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие: учебное [пособие дня студентов высш. учеб. заведений] / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 256 с.

Просмотров работы: 3