SWOT-анализ на примере ООО "Сибирского арматурного завода" в г. Тобольске - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

SWOT-анализ на примере ООО "Сибирского арматурного завода" в г. Тобольске

Усольцева К.И. 1, Чижикова Е.С. 2
1филиал ТИУ в г. Тобольске
2Тюменский индустриальный университет (филиал в г. Тобольске)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: в работе рассмотрены теоретические аспекты SWOT-анализа. Он представляет собой эффективный инструмент анализа внутренних и внешних факторов компании, оценки рисков и конкурентоспособности предприятия (или товара). SWOT-анализ является основой стратегического планирования и позволяет правильно оценить положение производственного предприятия в отрасли, определить риски и выработать эффективные управленческие решения.

 

В статье описан качественный анализ деятельности производственного предприятия ООО «Сибирский арматурный завод» (г. Тобольск). С помощью SWOT-анализа были выявлены сильные и слабые стороны предприятия, возможности и угрозы, а так же установлены связи между ними. Результатом работы является разработка возможной стратегии поведения предприятия на российском машиностроительном рынке.


Ключевые слова: SWOT-анализ, стратегическое планирование, производственное предприятие, сильные и слабые стороны предприятия, управленческие решения.

Abstract: the paper considers theoretical aspects of SWOT analysis. It is an effective tool for analyzing internal and external factors of the company, assessing risks and competitiveness of the enterprise (or product). SWOT analysis is the basis of strategic planning and allows you to correctly assess the position of a manufacturing enterprise in the industry, identify risks and develop effective management solutions.

The article describes a qualitative analysis of the activities of the production enterprise LLC "Siberian rebar plant" (Tobolsk). Using SWOT analysis, the company's strengths and weaknesses, opportunities and threats were identified, as well as links between them were established. The result of this work is the development of a possible strategy for the company's behavior in the Russian machine-building market.

Keywords: SWOT analysis, strategic planning, production enterprise, strengths and weaknesses of the enterprise, management decisions.

Введение.Создание и претворение в жизнь программ и планов действий, мероприятий, связанных в пространстве и во времени, нацеленных на выполнение таких стратегических задач как планирование, прогнозирование и целеполагание, является процессом стратегического планирования.

Смысл стратегического планирования заключается в формулировании основных направлений деятельности предприятия и показателей его развития на планируемый период. То есть, суть заключается в постановке целей, определяющих желаемый результат его деятельности в целом и в конкретном бизнесе. В рамках стратегического планирования обеспечивается комплексное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие, и определяются действия по их разрешению, а также разрабатывается конкретный план управленческих действий (стратегии) по выполнению миссии предприятия и достижению сформулированных целей.

Одним из методов стратегического планирования является SWOT-анализ.

Цель исследования. Определить риски и конкурентоспособность предприятия при помощи такого инструмента, как SWOT-анализ, а также оценить положение производственного предприятия в отрасли и разработать возможные стратегии поведения предприятия на российском машиностроительном рынке.

Материал и метод исследования.SWOT-анализ – это комплекс маркетинговых и иных исследований сильных и слабых сторон компаний или конкретных объектов. При данном анализе необходимо рассматривать сильные и слабые стороны, которые характеризуют внутреннюю среду объекта анализа, а также необходимо учитывать возможности и риски стратегического планирования, характеризующие внешнюю среду.

До того, как появился данный алгоритм, для определения перспектив бизнеса учитывали только сильные и слабые стороны компании. Например, сравнивали достоинства и недостатки, и в дальнейшем из их соотношения делали вывод о будущем развитии.

SWOT-анализ стал продуктом многолетнего исследования, проведенного Стэнфордским университетом в 1960-1970-х годах. К концу 1950-х многие американские компании были разочарованы отсутствием результатов по инвестициям в стратегическое планирование, поэтому в 1960 году некоторые из них запустили проект по разработке новых методов. Так аббревиатура SWOT была введена впервые в Гарвардском Университете в 1963 годупрофессором Кеннетом Эндрюсомна конференции по проблемам бизнес-политики. Эндрюс расширил формулу двумя составляющими – факторами влияния извне и внутри, чем превратил анализ сильных и слабых качеств в одну из популярных моделей оценки бизнеса [1].

Основная задача SWOT-анализа при разработке корпоративной стратегии развития -убедиться в том, что были учтены все ключевые факторы – движущие силы для успешного роста. А также рассмотрены возможности внутри компании и факторы извне.

SWOT-анализ подходит для проектирования стратегии новых предприятий, фирм, услуг и товаров. Он также используется для конкурентной разведки на нишевых рынках.

Для любого бизнеса важно владеть информацией о техрычагах, которыми он может управлять – внутренние ресурсы компании, а также понимать те факторы, которые находятся вне зоны воздействия – внешние угрозы. Простое понимание этих моментов уже позволяет сэкономить время и бюджет.

SWOT-анализ предполагает, что необходимо учитывать следующие характеристикидля успешного развития коммерческого проекта (рис. 1):

Рис.1. Четыре кита SWOT-анализа

S (strengths) – сильные стороны. К сильным сторонам относятся преимущества предприятия, его уникальные навыки и ценности. За счет сильных сторон компания увеличивает свои продажи, продлевает свое присутствие на рынке, чувствует уверенность в конкурентной борьбе.

W (weaknesses) – слабые стороны. К слабым сторонам можно отнести такие моменты, в которых предприятие проигрывает конкурентам. Эти характеристики мешают развитию предприятия, тормозят рост прибыли, тянут его вниз.

O (opportunities) – возможности фирмы. Сюда относятся те рычаги, которые находятся в руках бизнеса и поддаются прямому воздействию. Например, повышение квалификации сотрудников и прочее;

T (treats) – угрозы. Трудности, внешние факторы, которые не зависят от принимаемых предприятием решений [2].

На три характеристики предприятия можно повлиять. Например, за счет внедрения новых технологий и решений устранить свои слабые стороны и избавиться от недостатков, а также усилить конкурентные преимущества предприятия, то есть сильные стороны. SWOT-анализ учитывает также внешние причины, которые являются угрозой для роста. Сюда можно отнести: изменения в законодательстве, природные катаклизмы, климат региона, нестабильность курса валют, принятие новых законов, политическая ситуация в стране, демография и ряд других факторов.

Составляя SWOT-анализ, рекомендовано соблюдать следующие правила:

Необходимо сосредоточиться на конкретном направлении бизнеса. Следует отбросить всё, чтонапрямую не относится к сфере деятельности компании.

Определите «свои» сильные и слабые стороны.

Определите возможности. Нужно сосредоточиться на внутренних факторах, которыми компания может управлять.

Используйте точные формулировки характеристик, избегайте неоднозначных, двусмысленных определений. Чем конкретнее вы поставите перед собой цель, тем понятнее будут пути её достижения.

На практике используют три разновидностиSWOT-анализа, которые приведены на рис. 2 [3].

Рисунок 2. Разновидности SWOT-анализа

SWOT-анализ имеет следующие преимущества:

Определяетсильные и слабые стороныорганизации, выявляет факторы роста и угрозы с внешней среды.

Прост в реализации и эффективен для всех форм коммерческой деятельности. Экспресс-анализ может быть проведен любым предпринимателем или группой сотрудников без профессиональной помощи.

Выявляет возможности компании, которые влияют на работу с реальными проблемами бизнеса.

Выявление связей между слабыми и сильными сторонамис точки зрения возможностей роста с учетом внешних рисков. Найти рычаги воздействия на недостатки и стать лучше - это одна из главных задач, которую решает SWOT-анализ.

Не нужно собирать массив информации для проведения расчетов. Очень часто все данные уже есть под рукой, нужно только их систематизировать.

Проектирование вариантов эффективного развития компании, предприятия.

Количественный расчет факторов и вариантов эффективного развития с учетом реалий всех рынков. Сводный или смешанный алгоритм расчета позволяет глубоко проработать характеристики роста.

Оценка рентабельности проекта в существующих реалиях.

Укрепление конкурентного преимущества, исследование ситуации на рынке.

Оценка внутреннего потенциала компании, корпоративных ресурсов, выявление возможных проблем и разработка мероприятий по их устранению.

Выявить угрозы, которые являются наиболее критичными в существующем положении, принять меры для эффективной защиты.

К недостаткам относят:

SWOT-анализ – это инструмент анализа, который не дает четких числовых показателей или рекомендаций к действию. В первую очередь – это наглядная, структурированная информация. Качественную работу аналитиков никто не отменял.

Отсутствие временной динамики. Если ситуация на рынке изменяется или происходят перемены внутри компании, то расчеты следует делать заново.

SWOT оперирует субъективными показателями, что усложняет работу [4].

Результаты исследования и их обсуждение.Рассмотрим SWOT-анализ на примере Сибирского Арматурного Завода г. Тобольска.ООО «САЗ» зарегистрирован с 2010 года. Основным видом деятельности ООО "САЗ" является производство трубопроводной арматуры, производство прочих кранов и клапанов. Кроме того, заявленными дополнительными видами деятельности ООО "СИБИРСКИЙ АРМАТУРНЫЙ ЗАВОД" являются: оптовая торговля водопроводным и отопительным оборудованием, розничная торговля вне магазинов. Данный завод имеет большую клиентскую базу по всей России, обслуживает такие крупные организации, как ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Газпром», ООО «Сибур».

Выявим, согласно характеристикам анализа, сильные и слабые стороны предприятия, а так же возможности и угрозы. Для описания воспользуемся таким программным обеспечением, как MSExcel (рис. 3).

Рисунок 3. SWOT-анализ ООО «САЗ»

Далее составим матрицы факторов. Проведем оценку влияния (для сильных и слабых сторон) и вероятность использования (для возможностей и угроз) в баллах. Проводить ранжирование факторов предоставим нескольким экспертам, которые по каждой позиции в зависимости от степени влияния ставят от 1 до 4 баллов. Затем найдём средний показатель.

Чтобы процесс анализа происходил быстрее, на основе матриц составим диаграммы и выберем по 3 самых значимых фактора (рис. 4).

Рисунок 4. Диаграммы на основе матриц

Далее соотнесем выбранные пункты SWOT-анализа между собой таким образом, чтобы перекрыть минусы плюсами. Составим план мероприятий, который позволит решить текущие вопросы и, возможно, опередить возникновение новых проблем.

Перекрестная работа с пунктами дает стратегию поведения:

Сильные стороны + возможности = стратегия прорыва - мероприятия, которые необходимо провести, чтобы использовать сильные стороны для увеличения возможностей компании;

Сильные стороны + угрозы = стратегия переходного периода - мероприятия, которые используют сильные стороны организации для избежания угроз;

Слабые стороны + возможности = стратегия переходного периода - мероприятия, которые необходимо провести, преодолевая слабые стороны и используя представленные возможности;

Слабые стороны + угрозы = стратегия выживания - мероприятия, которые минимизируют слабые стороны для избежания угроз.

Как итог работы SWOT-анализа, создадим возможный план мероприятий. Ответы на вопросы записываются в ячейки на пересечении факторов(рис. 5)[5].

Рисунок 5. Возможная стратегия поведения

Стоит отметить, что в чистом виде одна стратегия не встречается. Обычно, во внимание берется анализ всех внутренних и внешних плюсов и минусов.

Заключение.

Качественный SWOT-анализ является простым и удобным маркетинговым инструментом, позволяющим определить оптимальную стратегию развития предприятия и укрепления позиций на рынке. Данный анализ не дает указаний что делать, но является стимулом для размышлений – как эффективно развивать проект в имеющейся ситуации.

Анализируя таким образом любое предприятие, необходимо сопоставлять «проблемные места» с имеющимся положением дел и с желаемым результатом в будущем — в этом случае на основании результатов SWOT-анализа можно будет разработать наиболее эффективную рабочую стратегию.

Список литературы

Что такое SWOT-анализ и как его правильно сделать [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.calltouch.ru/glossary/swot-analiz/ (дата обращения: 16.11.2020).

Как сделать SWOT-анализ в 3 шага [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://in-scale.ru/blog/swot-analiz (дата обращения: 16.11.2020).

SWOT-анализ как средство для выживания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:  https://zen.yandex.ru/media/id/5bcb6db02069cf00a9ecb123/swotanaliz-kak-sredstvo-dlia-vyjivaniia-5d80376f95aa9f00ae74f764 (дата обращения: 20.11.2020).

Преимущества и недостатки SWOT-анализа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://spravochnick.ru/marketing/preimuschestva_i_nedostatki_ispolzovaniya_swot-analiza/#preimuschestva-swot-analiza (дата обращения: 20.11.2020).

SWOTанализ слабые и сильные стороны предприятия пример в Excel[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://exceltable.com/otchety/swot-analiz (дата обращения 24.11.2020).

Просмотров работы: 371