ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ПРИ ПРОБЛЕМАХ СО ЗДОРОВЬЕМ У ДЕВУШЕК - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ПРИ ПРОБЛЕМАХ СО ЗДОРОВЬЕМ У ДЕВУШЕК

Леонова Д.В. 1, Лыженкова Р.С. 1
1ИрГУПС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. Современное развитие общества характеризуется общим спадом здоровья молодежи и девушек в частности. Весомая часть молодого поколения относится к медицинской группе, из чего вытекает пренебрежение к физической активности. Наличие хронического заболевания и отсутствие мотивации к двигательной активности приводит к еще большему ухудшению здоровья.

Ключевые слова: специальная медицинская группа, здоровье, занятие физической культурой, заболевание, двигательная активность.

Актуальность исследования

Постоянное движение и физические упражнения оказывают воздействие на развитие человека, а также на рост, который происходит без различных болезней либо же без развития патологий. Женский организм от мужского отличает целый ряд морфологических и функциональных признаков. Поэтому при занятиях физической культурой и спортом с лицами женского пола существует множество особенностей, которые следует предусматривать, чтобы не нанести вред организму.

Физическая культура – это одна из составляющих общей социальной культуры, которая позволяет развиваться человеку в интеллектуальном и физическом плане, укреплять и сохранять здоровье, с помощью двигательной активности. Качество здоровья современного человека является полноценным гарантом комфортной и интересной жизни, предпосылкой к профессиональной самореализации и к созданию здоровой семьи. Здоровье молодых людей в целом, девушек в частности в современных условиях характеризуется крайне низким уровнем. Увеличивается количество не только врожденных, но и приобретенных заболеваний. Это связано преимущественно с «сидячим» образом жизни, низкой физической активностью (гиподинамией) и потреблением вредной пищи и напитков.

Усугубляет ситуацию нерегулярный режим питания с употреблением вредной пищи, неправильный режим сна и отдыха, а также постоянно ухудшающаяся экологическая ситуация, особенно в больших промышленных городах. Учитывая складывающиеся аспекты социальной и экологической проблематики, важную роль играет физическое развитие девушек, которое способствует повышению уровня здоровья и является профилактикой некоторых заболеваний. [1,2.3.4.5]

Целью данного исследования является, изучение необходимости использования физических нагрузок при проблемах со здоровьем у девушек.

Проблема исследования. Недостаточность и ограниченность двигательной активности, способствует возникновению и острому течению таких заболеваний, как гипертоническая болезнь, атеросклероз, инфаркт миокарда, вегетососудистая дистония, ожирение и целый ряд других заболеваний.

Анализ литературных источников показал, чтофизическая культура является обязательным предметом во всех учебных заведениях. Данная дисциплина входит в образовательный стандарт всех государственных ВУЗов. Физическое воспитание способствует необходимому функциональному и двигательному развитию молодого поколения. На состояние здоровья так же влияют стрессы. Молодой организм очень остро реагирует на подобные проблемы. Стресс оказывает негативное воздействие на состояние здоровья. Занимаясь физическими упражнениями на занятиях в СМГ, у девушек повышается работоспособность, развиваются физические качества и значительно улучшается состояние здоровья. Занятия в группах СМГ по физической культуре проводятся по специальной программе. Девушкам, с выявленными нарушениями здоровья, относящихся к специальной медицинской группе, также необходимо заниматься физической культурой [4]. Правильно подобранные упражнения, адаптированная система занятий способствует эффективной мобилизации важных свойств организма, а также формированию комплекса волевых качеств, нужных для преодоления различных трудностей, стрессов, психоэмоциональных напряжений. Таким образом, значимость физической культуры проявляется в укреплении и поддержания здоровья.

По состоянию здоровья можно разделить на следующие группы:

 Основная группа – полностью или практически здоровые девушки, способные выполнять все задания и упражнения в полном объеме.

 Подготовительная группа – это группа обучающихся, которые имеют незначительные ограничения по выполнению упражнений. Эти ограничения связаны с хроническими заболеваниями, не заключающих в себе особой опасности.

 Специальная медицинская группа – это группа, к которой требуется особый индивидуальный подход, так как некоторые упражнения для девушек запрещены, или их выполнение ограничено по состоянию здоровья.

Группа «А» — девушки с проблемами по здоровью, которые можно исправить, проведя оздоровительные работы.

Группа «Б» — девушки с врожденными или приобретенными болезнями, которые на текущий момент нет возможности вылечить.

Актуальность создания специальных медицинских групп определяется тем, что ежегодно увеличивается число девушек с различными заболеваниями, при которых они не могут полноценно заниматься физической культурой, но при этом занятие спортом для них не является противопоказанием.

Поскольку девушки, относящиеся к специальной медицинской группе, имеют какие-либо отклонения от нормы по состоянию здоровья, то целью занятий физической культурой не является достижение высоких спортивных результатов.

К ключевым целям специальной медицинской группы можно отнести:

• Укрепление здоровья;

• Исправление отклонений в организме или компенсация их последствий;

• Развитие устойчивости к заболеваниям;

• Развитие физических качеств;

• Повышение работоспособности;

• Адаптация к повышающимся нагрузкам;

• Обучение специальным упражнениям с учетом заболевания;

• Развитие навыков самостоятельных занятий: дозирования нагрузки, интенсивности и так далее;

• Вырабатывания интереса к самостоятельным занятиям физкультурой.

При разработке программы работы с девушками в специальной медицинской группы, целесообразно строить занятие по физической культуре используя комплексный подход. Занятия по физической культуре осуществляются по методике базово-вариативного подхода. Базовую часть занятия проводит преподаватель, длится занятия около 70-80 мин. От времени основного содержания. Это происходит таким образом: большую часть занятия (около 60 %) проводит преподаватель, контролируя базовую подготовку; оставшуюся часть занятия (около 40%) проводят, согласно разработанному индивидуальному плану врача или преподавателя. Такая организация занятий является наиболее эффективной и помогает достичь положительных результатов в ключевых целях медицинской группы [1,2].

При различных заболеваниях рекомендованы следующие виды физической культуры:

Заболевания легких, сердца, проблемы с лишним весом – легкая физическая культура на улице, велоспорт, лыжный спорт, плаванье, спортивная ходьба.

Заболевания эндокринной системы, сердечнососудистой системы: ходьба, бег, велоспорт, ходьба на лыжах [5].

Занятие можно разделить на три части. Первая часть это, как правило, разминочные упражнения, которые постепенно направляют на переход к выполнению комплекса. Вторая часть – теория, которая поможет больше узнать о пользе и особенностях занятий физической культурой при определенных проблемах со здоровьем. Третья часть – выполнение индивидуального комплекса упражнений. Самостоятельные занятия позволяют оценить свое физическое состояние и самочувствие после выполнения физических упражнений. Так же для более результативной части необходимо обеспечить девушек специальной литературой, которая поможет им углубить свои знания о физической культуре и даже самостоятельно планировать физические нагрузки.

Так, чтобы подобрать правильную физическую нагрузку и оптимальную программу занятий для девушек специальной медицинской группы, необходимо тестирование. Тестирование проводится в специализированном медицинском учреждении специалистом в данной области. И должны выявлять следующие параметры:

 Физическое состояние: рост, вес, объем легких, пульс;

 Показания качеств движения: зрительная реакция, координация в пространстве, гибкость;

 Возможности кардио системы: подъем по ступеням, приседания.

Согласно данным полученным в ходе тестирования, преподаватель физической культуры формирует комплекс упражнений в зависимости от заболевания. Занятия с девушками необходимо формировать индивидуально. В течение занятия необходим контроль за основными показателями здоровья, а также контроль за внешними проявлениями утомляемости или плохого самочувствия, например, изменение цвета лица, нарушение координации, затруднения при дыхании, высокий пульс и так далее. Нагрузки должны чередоваться и дозироваться в зависимости от подготовки. Также необходимо с течением времени добавлять новые упражнения и повышать объем выполнения старых видов заданий. Это связано с тем, что организм адаптируется к новым занятиям. В последующем, количество и интенсивность нагрузок можно увеличить, если это соответствует рекомендациям специалиста.

Каждое заболевание отличается спецификой физического отклонения, которое требует соблюдения противопоказаний и рекомендаций к занятиям физической культурой. При соблюдении этих рекомендаций и обеспечении максимально комфортных условий для занятий спортом девушкам специальной медицинской группы будут достигнуты максимальные результаты [1].

Проблемы зрительного аппарата и координации движений: противопоказаны различные напряжения, прыжки, наклоны; допускаются: занятия на гибкость, упражнения в положении сидя, лежа [3].

Девушкам специальной медицинской группы рекомендуют использовать упражнения с собственным весом. Такие упражнения позволяют укрепить сердечно-сосудистую и мышечную систему, так же повышают работоспособность.

Силовые упражнения так же оказывают положительное влияние на организм, формируя силовые качества.

Чаще всего рекомендуют применение кардио-тренажеров для повышения функциональных возможностей организма, сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата.

Занятия специальной медицинской группы рекомендуют проводить в тренажерных залах на специальных тренажерах.

Для анализа физического развития девушек нами было проведено исследование со студентами второго и третьего курсов ИРГУПС ФСОТ. в опросе принимало 96 студентов ,которые показали следующее результаты:

Проявляют интерес по отношению к физической культуре вообще и к занятиям физической культурой в частности 94 % респондентов.

В основную группу здоровья входят 68 человек (71 % девушек), подготовительную – 0 %), специальную медицинскую группу составляют 28 человек (29 %).

Хорошее самочувствие во время и после занятий по физической культуре у 100 % студентов.

Занятия по физической культуре в ВУЗе нравятся – 100 % студентов.

Сверх обязательных занятий занимаются сортом – 80 % респондентов.

Занимаются в специально оборудованных залах на тренажерах 100% студентов.

Считают занятия физической культурой фактором сохранения здоровья (вне зависимости от группы здоровья) 100 % студентов.

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство опрошенных студентов относится к основной группе здоровья и регулярно занимаются физической культурой. Все студенты с удовольствием посещают тренажерный зал ВУЗа. Студенты, которые входят в СМГ, занимаются под руководством преподавателя и после занятий на тренажерах чувствуют себя удовлетворительно. Упражнения на тренажерах дают возможность говорить о повышении оздоровительного эффекта занятий. Это позволяет девушкам спецгруппы выйти на более высокий уровень физического развития. Так, на втором курсе количество девушек со СМГ составляет 20 человек, а на третьем – 8 человек. Исследования показали, что благодаря регулярным занятиям физической культурой наблюдается изменение показателей здоровья у студентов специальной медицинской группы в лучшую сторону.

Заключение. Таким образом, для укрепления здоровья девушек необходима тщательная работа в специальных медицинских группах. При работе с девушками в специальных медицинских группах важен индивидуальный подход, который основывается на особенностях здоровья и возможностях организма. Это способствует повышению результативности занятий.

Преподаватель играет определенную роль, именно на него ложатся определенные функции и задачи по подготовке специальной медицинской группы. В статье так же рассматривается использование тренажеров на занятиях физической культурой, что позволяет повышать уровень эффективности достижения необходимого уровня физической подготовленности, и облегчить технику выполнения упражнений, тем самым способствует улучшению эмоционального фона. В современном мире разрабатываются множество условий и множество программ для того, чтобы все люди могли заниматься спортом, девушки специальной медицинской группы так же имеют такую возможность, так как здоровье является важным критерием для полноценной и продолжительной жизни.

Занятия спортом помогают поддерживать или восстанавливать функции организма, поддерживать и укреплять здоровье, повышать иммунитет, адаптировать организм к некоторым заболеваниям и нормализовать работу внутренних органов. То есть адекватное применение физических нагрузок положительно сказывается на здоровье девушки. В настоящее время необходимо повышать уровень физического развития среди молодежи, так как недостаточная физическая активность лишь усугубит уже существующие проблемы и добавит большое количество новых проблем со здоровьем.

 

Список литературы:

Борисова Н.Ю. ,. Галкина Т.Н, Якимова Я.Е. . Особенности занятий физической культурой / Актуальные вопросы современной педагогики - 2016 [электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/978/ - с. 248

Гончаров, В.Д. Физическая культура в системе социальной деятельности/ В.Д. Гончаров//. - СПб., 2015. - С. 193.

Морозова О.В., Ярошинская А.П., Янкевич И.Е. Ермолина Н.В., Зинчук H.A. Адаптивная физическая культура при нарушениях опорно-двигательного аппарата / Учебно-методическое пособие. - Астрахань: Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2016. С. 112

Путилина Т.А. , Мноян В.В. Цели и задачи занятий физической культурой в специальной медицинской группе / Таврический научный обозреватель —2017 г. - № 10 (27) Часть 2. Спецвыпуск [электронный ресурс] URL: http://tavr.science/stat/2017/10/TNO-27-2.pdf - с. 66-71

Таова АХ. / Особенности лечебной физической культуры при заболеваниях органов дыхания// Успехи современной науки и образования. 2016. № 9. Т. 1. С 96-99.Р.

Просмотров работы: 18