Психологические особенности психокоррекции лиц пожилого возраста - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Психологические особенности психокоррекции лиц пожилого возраста

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: В нашей статье представлены одни из самых эффективных методов психокоррекции и психологические особенности психотерапевтической работы с лицами, находящимися в пожилом возрасте. При проведении психокоррекции стоит учитывать, что в структуре потребностей на первое место выходит потребность в независимости и потребность проецировать свои психические проявления на других. Психологическими особенностями у людей в пожилом возрасте являются : негативное отношение к попыткам дать им советы, пытаться вмешаться в их жизнь. Зачастую они очень обидчивы и амбициозны, поэтому применение повелительного тона с ними неприемлемо. Все эти критерии обязательно необходимо учитывать при проведении психотерапевтической работы с пожилыми людьми.

Abstract:Our article presents some of the most effective methods of psychocorrection and psychological characteristics of psychotherapeutic work with elderly people. When carrying out psychocorrection, it should be borne in mind that in the structure of needs, the need for independence and the need to project their mental manifestations onto others come first.

The psychological characteristics of people in old age are: a negative attitude towards attempts to give them advice, to try to interfere in their lives. They are often very touchy and ambitious, so using an imperative tone with them is unacceptable. All these criteria must be taken into account when conducting psychotherapeutic work with older people.

Ключевые слова: пожилые люди, психокоррекция, симптомы, психотерапия, биографический метод.

Keywords:elderly people, psychocorrection, symptoms, psychotherapy, biographical method.

Ежегодно число пожилых людей, обратившихся за психотерапевтической помощью возрастает, несмотря на то, что это все таки требует материальных затрат. Это непосредственно связано с тем, что психотерапия становится все более заметной социальной практикой.

В большинстве случаев инициаторами обратиться к психологу или психотерапевту являются дети и родственники пожилых людей, которые уже имели опыт работы со специалистом, или же по причине беспокойства за своих родителей.

Для пожилых людей беседы с психотерапевтом могут стать некой формой преодоления одиночества и экзистенциальной пустоты. В самом начале психотерапевтической работы с пожилыми людьми обязательно нужно проводить скрупулезную и детальную психопатологическую диагностику. В первую очередь это необходимо для того, чтобы выявить какие либо органические изменения, которые связаны с атеросклерозом сосудов головного мозга и могут привести к развитию поведенческих и когнитивных расстройств. Характерными признаками старения человека являются: обидчивость и чрезмерное поучательство.

Вместе с тем у многих лиц пожилого возраста есть хронические болезни, которые сопровождаются « невротическим шлейфом»

В большинстве случаев стоит учитывать, что часто встречаемыми запросами от пожилых людей являются: навязчивые страхи, классические панические атаки, невротическое удушье, ситуационный тремор.

Не стоит забывать, что пожилые люди перестают развиваться как личность и живут в прошлом. Поэтому при работе с данными проблемами необходимо применять следующие способы консультирования: позитивное использование ситуации, сценарий на будущее и усиление ресурсов.

Далее будут представлены часть апробированных методов для мотивирования жизненной активности у лиц пожилого возраста:

Арт-терапия

Музыкальная психотерапия

Биографический метод

Кинотерапия

На сегодняшний день, для людей, вступивших в период поздней взрослости, биографический метод является в особенности эффективным методом для индивидуального мотивирования жизненной активности.

Для него характерны диагностическая, коррекционная и коммуникативная ценность, которая направлена на то, чтобы позволить человеку осознать, как его прошлое повлияло на его настоящее и продолжает влиять.

Наиболее перспективный биографический метод , который основан на том, что воспоминание человеком своего прошлого, даже без использования глубинного психологического анализа, может способствовать появлению стойкого позитивного мироощущения и принести весьма сильный психотерапевтический эффект.

В практике биографический метод стоит начать с разговора с человеком о его родителях, детстве и родственниках. Многие пожилые люди вдохновляются этим, и с большой охотой вспоминают свое детство, возвращаясь в него, в свои воспоминания, они снова ощущают свое Я, которое еще не отягощено жизненными трудностями, вследствие чего, у них вновь оживает способность образного и чувственного видения мира.

Для закрепления результатов, пожилому человеку нужно предложить собрать свой « музей детства», в котором будут находиться уцелевшие предметы, напоминающие о детстве. Разложив все вещи по хронологическому порядку, у человека будет возможность вновь прожить свою жизнь.

Разбирая эти вещи, психолог помогает ему, задавая вопросы о том, что за люди находятся на фотографиях, о событиях связанных с ними и об участии в них его самого.

Помимо сбора информации, необходимо сопровождать ее иллюстрациями, подписями и комментариями фотографий , вырезками из газет и открытками, это позволит человеку вспомнить о том, как любили его родители, какие трудности он прошел с друзьями, насколько сильно его уважали коллеги по работе и сколько всего он создал в результате своего многолетнего труда.

В результате проведенной работы, у пожилого человека выстроится цепочка ощущений, которая соответствует ощущению собственной нужности и полезности кому- либо.

В одной терапевтической сессии возможно объединить несколько методов: биографический метод и мемуаротерапию.

Мемуаротерапия – написание мемуаров, являющееся сильным психотерапевтическим средством, которое способно излечить человека от депрессии и побудить его к активной деятельности.

Данное занятие помогает человеку включиться в общественную жизнь и отвлечься от мыслей о его болезнях.

Практически возможны следующие подходы для реализации мемуаротерапии:

Описание событий, привлекшие особое внимание автора мемуаров

Создание книги воспоминаний

Описание только тех событий, которые являются позитивными для автора

Описание последовательно каждого года своей жизни

Участие в работе литературного кружка

И, наконец, самое главное в консультировании, специалисту, который работает с лицами пожилого возраста, необходимо знать, что пожилые люди очень негативно относятся к различного рада критике, попыткам руководить ими и давать советы. Зачастую они бывают обидчивы, амбициозны и поэтому, императивный тон общения для них неприемлем.

При работе с пожилыми людьми специалист должен:

- транслировать искренний интерес к пожилым людям и их жизни

- демонстрировать уважение

- говорить простым и понятным языком

- ограничить контакт с пожилым человеком до 25-30 минут

Список литературы:

Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности / Л.И.Анциферова// Психологическийжурнал. – 1996. – Т.6. - № 17. – С.17-22.

Благодарова Д.В., Абдрахманова З.Р. Проблемы профессионального старения и выхода на пенсию/ Россия в пространстве глобальных трансформаций: в фокусе наук о человеке, обществе, природе и технике: материалы международной междисциплинарной научной конференции. Составитель ответственный и научный редактор сборника- В.П.Шалаева. – 2016. –С.40

List of references:

1. LI Antsyferova Late period of human life: types of aging and the possibilities of progressive development of personality / L.I. Antsiferova // Psychological journal. - 1996. - T.6. - No. 17. - P.17-22.

2. Blagodarova D.V., Abdrakhmanova Z.R. Problems of professional aging and retirement / Russia in the space of global transformations: in the focus of the sciences of man, society, nature and technology: materials of an international interdisciplinary scientific conference. The compiler is the responsible and scientific editor of the collection - V.P. Shalaeva. - 2016. -P.40

Просмотров работы: 139