Активность познавательной деятельности понимается как интеллектуальная и эмоциональная реакция на процесс познания, предрасположенность к обучению, выполнение личных и совместных задач, заинтересованность в совместной работе с учителем и другими учениками, стремление к практической и интеллектуальной деятельности, которая определяет динамику продвижения в познании. Когнитивную деятельность необходимо рассматривать как глубокий внутренний мотив, построенный на естественной потребности в новых знаниях. Его выраженность среди учащихся считается главным условием обеспечения качества обучения и доказательством верной организации учебного процесса, а отсутствие становится показателем неэффективности организации обучения.
Познавательная деятельность учащихся состоит из:
• Ощущения;
• Восприятия;
• Внимания;
• Памяти;
• Мышления;
• Воображения.
Можно сказать, что познавательная деятельность – это многоаспектный компонент, в структуру которой входят различные познавательные процессы.[2]
Основным видом деятельности младшего школьника является учебно-познавательная, состоящая из набора учебных действий, часть из которых образуют группу познавательных универсальных учебных действий. Познавательные УУД – это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации Формирование универсальных учебных действий в начальной школе направлено на развитие личности младшего школьника через содержание предметов и внеурочную деятельность. Роль математики в этом развитии описана в работах В.А. Гусева, Г.В. Дорофеева, Н.Б. Истоминой, Ю.М. Колягина, Л.Г. Петерсон и других. Так В.А. Гусев отмечает, что «начальный курс математики способствует продвижению ученика в общем развитии» [1]. В процессе изучения начального курса математики школьники учатся работать с информацией, осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи, решать задачи и т. д. Эти действия и входят в состав познавательных универсальных учебных действий.
Начальный курс математики раскрывается на системе целесообразно подобранных задач, ученик с первых дней занятий в школе встречается с нумерацией чисел.
Изучение нумераций занимает в математическом образовании огромное место. Сначала и до конца обучения в школе решение арифметических задач, несомненно, помогает младшему ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. В тоже время изучение арифметических действий способствует развитию логического мышления, внимания, памяти, умение проводить анализ и синтез, обобщать, абстрагировать и конкретизировать, раскрывать связи, существующие между рассматриваемыми явлениями.
Усвоение детьми нумерации чисел предполагает использование следующих видов упражнений: обозначение количества элементов множества, значения величины записью соответствующего числа, нахождение места числа в натуральном ряду чисел, определение всех вариантов состава числа, определение поместного значения цифр в десятичной записи числа, сравнение чисел, формирование умения читать и записывать числа. Существует много познавательных возможностей использования данных видов упражнений: использования скорости транспорта, сроков жизни животных и растений, массы вещей и так далее.
Наибольшее раскрытие познавательных возможностей использования числовых данных представляется при обучении решению текстовых задач, так как задача является стимулом познавательной деятельности.[2]
В процессе изучения нумерации чисел первого десятка обучающиеся должны усвоить:
– последовательность первых десяти чисел и умение воспроизводить ее в прямом и обратном направлении, начиная с любого числа;
– два способа образования числа;
–название каждого числа и его обозначение;
– в каком отношении находится каждое число с числом, за ним следующим и числом, ему предшествующим;
– какое место занимает каждое число в натуральном ряду чисел от 1 до 10.
В процессе данной работы развивается память, восприятие, внимание и мышление, что относиться к познавательной деятельности.[2]
Особую роль в организации продуктивной деятельности обучающихся младших классов в процессе обучения математике, а именно при обучении нумерации чисел, играют развивающие методы обучения. К таким методам можно отнести: приём сравнения, приём классификации, приём анализа и синтеза, приём обобщения.
Важнейшими операциями, помогающими облегчить учащимся изучение нумерации многозначных чисел, являются синтез и анализ.
Анализ связан с выделением элементов данного объекта, его признаков, свойств. Синтез – это соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое.
В мыслительной деятельности человека анализ и синтез дополняют друг друга, так как анализ осуществляется через синтез, а синтез – через анализ. Выполняя задания на сравнение и классификацию, учащиеся постоянно пользуются этими операциями.
Для того, чтобы добиться активности учащихся на уроке математике, нужно применять приёмы активизации познавательной деятельности.
Формирование вычислительных навыков – трудоёмкая и порой скучная для учащихся работа, если не вносится разнообразие в её организацию. При включении в структуру урока приёмов активизации сразу же меняется форма поведения ребёнка. Из пассивной она превращается в активную. А это способствует более успешному протеканию этапа усвоения новых знаний.
Не всегда использование нескольких приёмов активизации помогает учащимся в усвоении материала. В некоторых случаях более приемлемым будет использование всего лишь одного приёма. Иногда таким приёмом становятся дидактические игры. Преимущество игр от других приёмов активизации заключается в том, что они помогают учителю развивать у младших школьников психические процессы: внимание, логическое мышление, память, воображение, речь. Большую роль играют в развитии вычислительных навыков, что очень важно для дальнейшего развития учащихся.[2]
Во время игры, как правило, младшие школьники очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированны, что не замедляет протекание процесса обучения, а напротив, продвигает его дальше. Ещё К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игры в серьёзный учебный труд учащихся. Это позволяет организовать и сделать более продуктивной работу школьников.
Таким образом, активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики в процессе изучения темы «Нумерация чисел» достаточно сложный процесс, предполагающий использование различных приемов в системе средств развивающего обучения и правильного стиля отношений между учителем и учащимися. Для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики следует активно использовать разнообразные методы и приёмы обучения.
Список использованных источников
1. Гусев В.А. Психолого - педагогические основы обучение математике [Текст] / В.А. Гусев. - Москва: Владос, 2003. – 1 87 с.
2. Егорова Т.В. Особенности формирования у младших школьников познавательных универсальные учебный действия на уроках математики [Текст] / Т.В. Егорова, С.В. Митрохина// Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы: Сборник статей XII Международной научно -практической конференции «Артемовские чтения ». - Пенза: Издательство ПГУ, 2016. - С. 116–119 .