ОБЩЕНИЕ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОБЩЕНИЕ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ

Думчева А.Н. 1, Лехтянская Л.В. 1
1Владивостокский государственный университет экономики и сервиса филиал в г. Находка
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация

Общение очень важно для людей, оно играет огромную роль в жизни и деятельности. С помощью общения люди обмениваются знаниями, интересами, новостями и многим другим. В процессе взаимодействия людей, посредством общения расширяется кругозор человека.

Ключевые слова: общение, взаимодействие, говорящий, слушатель, взаимосвязь, беседа, собеседник, деятельность, информация.

Введение. Общение – это процесс передачи идей, мыслей и чувства, доведение их до понимания другими людьми. Цель общения – расположить к себе людей для ведения совместной деятельности, либо же начать беседу для достижения личных целей. Распространено мнение, что общение – универсальный элемент человеческого опыта. На самом деле, общение – невероятно тонкая и сложная деятельность.

Основная часть. Форма общения. Процесс взаимодействия людей, их поведение по отношению друг к другу называется формой общения. При выборе форм общения главное, не обидеть в процессе общения близких людей, коллег, друзей. Общение должно быть культурным и грамотным, поэтому нужно правильно выделить компоненты общения:

коммуникатор – человек инициирующий общение, сообщающий какую-либо информацию;

аудитория – люди получающие информацию;

сообщение - то, что говорят, содержание информации;

Значение имеет содержательность общения, его насыщенность смыслом, если эти факторы не учитываются, то людям не интересно продолжать диалог. В связи с этим выделим две формы общения:

опосредованное (косвенное) — через посредников, по телефону, факсу, посредством обмена телеграммами;

непосредственное (контактное) – люди разговаривают в реальном времени.

Непосредственное общение имеет ряд преимуществ: оно обеспечивает прямое восприятие поведения говорящих и прямое восприятие друг друга в процессе разговора. В этой форме общение применяются два вида коммуникаций: это вербальные (речевые) и невербальные (жесты и мимика).

Под функциями общения понимают те роли и задачи, которые выполняет общение в жизни человека, в его деятельности. Они многообразны. [1]

Существует общепринятая классификация, выделение трёх характеристик:

1. Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция, в её основе лежит понимание другого человека. В процессе общения люди эмоционально сближаются.

2. Информационно-коммуникативная функция общения направлена на обмен информацией между контактирующими людьми.

3. Регуляционно - коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в нормализации поведения и организации совместной деятельности людей. В этом процессе человек может регулировать деятельность своего партнера (корректировать его поведение, выполнение и контроль действий)

Организация общения. Каждый человек заинтересован в том, чтобы информация, которую он передает собеседнику, была не только воспринята и прокомментирована, но также передача информации используется для какой-либо цели.

Цель общения – то, ради чего человек начинает вести беседу, это может быть побуждение к определенным действиям, предупреждение о чем-либо, похвала за что-то, удовлетворение своих потребностей через общение.

По целям общение делится на биологическое и социальное.[2]

Биологическое – это общение, необходимое для поддержания организма в норме. Связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное – это общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов.

Существуют так же и частные виды общения:

Деловое общение происходит при совместной деятельности людей, которые преследуют общие цели, желают достигнуть лучшего результата.

Личностное общение, которое сосредоточено на проблемах внутреннего мира, психологии, можно отнести личные разговоры, решение конфликтов.

Инструментальное – общение преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого общения.

Целевое – средство удовлетворения потребности в общении.

Общение не может осуществляться без разносторонних взаимоотношений.

В отношения вступают не только два человека, но и группы, и человек оказывается субъектом многочисленных отношений, вступая в межгрупповое общение. Процесс взаимодействия начинается с постановки цели и формирования идеи. Инициатор разговора должен передать появившуюся идею, должен уметь объяснить её доступно и понятно.

Подготовка к общению. Многие считают, что общение начинается со знакомства или приветствия. Но знакомства не произойдет без истинной потребности в другом человеке, без настроя или цели. Таким образом, общению предшествует потребность в нём. То, как мы начинаем общение с человеком, определяет результаты нашего взаимодействия. Чтобы беседа была продуктивной, с самого начала необходимо:
• установить положительный контакт с собеседником;
• создать благоприятную атмосферу для беседы;
• привлечь внимание партнера;
• побудить интерес к разговору;

Установление контакта с собеседником является первой фазой общения. В конкретной степени фундамент первых эмоций закладывается ещё до встречи с человеком, с теми сведениями, которые мы знали заранее. Под контактом понимается присутствие симпатии между собеседниками, доверие и искренность. Если удалось наладить контакт с собеседником, то разговор пройдет легко и благополучно. [3] Передача (получение) информации. Она продолжает беседу и является ограничением для перехода к фазе аргументов. Цель этой части общения состоит в решении следующих задач: сбор информации по проблемам, запросам и пожеланиям собеседника; выявление мотивов и целей собеседника; передача информации; анализ и проверка позиции собеседника. В этом контексте выделяются следующие элементы:

информирование собеседника;

постановка вопросов;

слушание собеседника;

наблюдение за поведением собеседника;

анализ поведения собеседника.

По манере слушания можно разделить людей на:

внимательных;

пассивных;

агрессивных;

Внимательные слушатели создают атмосферу беседы, и располагает собеседника к разговору. Пассивные люди своим безучастием к беседе вызывает у собеседника апатию и не желание вдаваться в подробности. Агрессивные своим поведением возбуждают у говорящего негативные эмоции. Во всем этом большую роль играют невербальные средства общения.

 Аргументация. В момент аргументации нужно продумать вопросы, которые вы будете задавать, а также предусмотреть возможные варианты ответов на них.

В процессе этой работы появятся аргументы, которые вы будете использовать для уточнения своей точки зрения и объяснения своей позиции. Существуют некоторые правила для лучшей аргументации:

при аргументации используйте понятные утверждения;

темпы и способы аргументации следует выбирать с учетом особенностей характера собеседника;

аргументация должна быть корректной по отношению к собеседнику;

следует избегать таких выражений и формулировок, которые затрудняют понимание у слушателя.

Подведение итогов общения. Успешность разговора устанавливается после состоявшегося разговора. Следует понимать, что с помощью одного разговора не всегда можно достигнуть стратегических целей. Решение. Заключительный элемент общения. Подводятся итоги беседы, анализируются результаты, полученные в ходе взаимодействия; объясняются вопросы для последующего решения, а также выделяются нерешенные проблемы. Собеседники приходят к совместному выводу. Психология общения. В психологии имеется несколько подходов к пониманию общения между индивидами:

общение – процесс передачи информации между людьми. Главная цель - взаимопонимание (А.Г. Ковалев);

общение есть взаимодействие людей, а передача информации является лишь необходимым условием (А.А. Леонтьев);

общение - процесс взаимодействия людей в коллективе, с помощью которого достигается коллективистские свойства группы (К.К. Платонов);

общение – это и обмен информацией, и взаимодействие людей. (Б.Д. Парыгин).

Потребность в общении, по мнению психологов, это основная потребность человека. Общение - необходимое условие развития человека как личности. Человеческое общение всегда лежало в основе социальной жизни людей, но прямым объектом психологического анализа оно стало в XX в. В процессе общения формируется личность человека, это неотъемлемая часть развития мышления.

[4] В зависимости от использования техники общения и его целей можно выделить следующие типы:

«Контакт масок» - формальное общение, отсутствие понять личность человека. При таком общении используются привычные маски: это вежливость, безразличие, участливости. Используются фразы, которые позволяют скрыть истинное отношение к собеседнику.

2. Формально-ролевое общение сосредоточено на ролях в жизни людей - учитель и ученик, контролер и пассажиры автобуса, общение заранее определено стандартами и правилами.

3. Светское общение - определяется формальной вежливостью, люди общаются между собой “по шаблону”, говорят не то, что думают, а то, что нужно говорить в подобных случаях, ответы обычно сухие, не затрагивают личное пространство собеседника.

4. Манипулятивное общение, целью является личная односторонняя выгода с помощью разных вспомогательных функций («пускание пыли в глаза», запугивание, угрозы) они зависят от особенностей собеседника.

5. Духовное межличностное общение характеризуется разговорами между людьми доверительными отношениями, искренностью.

6. Деловое общение, направленное на объединение с целью налаживания отношения и достижения общей цели.

[5] Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии. Под восприятием в психологии общения понимается цельный образ другого человека, создающийся на основе оценки его внешнего вида и поведения. В процессе общения приходится контактировать с людьми, которых видишь впервые и с теми, кого хорошо знаешь. Психологические исследования показали, что в основе взаимодействия людей, которых видишь впервые, и тех, которых знаешь давно - лежат разные психологические механизмы общения. В первом случае, восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором – механизмов межличностного общения. В межгрупповом общении суть заключается в том, что образ другого человека строится на базе разных типовых схем - так называемый “социальный стереотип”. Под ним обычно понимается устойчивое представление о ком-либо. Социальный стереотип – осознанная принадлежность к группе людей. Сначала можно подумать, что почти каждый взрослый человек может определить психологические и социальные характеристики, но в основном, чем нейтральны отношения, тем больше люди заинтересованы друг в друге – тем больше вероятность ошибок. Это можно объяснить тем, что перед человеком никогда не стоит задача воспринимать другого человека. Образ человека при знакомстве – составляющая поведения в начальной стадии общения. Наше общение складывается разным образом в зависимости статуса собеседника. Для каждой категории собеседников есть свои техники общения, так называемый “подход”. Важные характеристики в данной ситуации это те, с помощью которых можно отнести человека к какой-либо группе. Именно эти характеристики воспринимаются точно.

Вывод. Общение — сложный процесс. Значение общения в том, что оно позволяет показать социальную сущность человека, детерминацию внутреннего мира человека и личности. Общение возможно только между живыми и одушевленными существами. Общение выполняет много разных функций: передача, обмен информацией; процесс узнавания себя в ком-то; передача ценностей, традиций, обмен мнениями. Так же можно разделить общение на вербальное (общение словами, взаимодействие людей с помощью речевых средств) и невербальное (коммуникационное взаимодействие). Под функциями общения можно понимать те роли и задачи, которые имеют значение в социальной жизни человека, они многообразны. Люди обязательно должны взаимодействовать друг с другом посредством общения, так расширяется кругозор, мы испытываем разные эмоции от информации. Человек – существо социальное, он обеспечивает свою жизнь через общение с другими людьми.

Список использованных источников

1 https://psyera.ru/4322/obshchenie

(дата обращения: 28.11.2020)

2 https://cyberleninka.ru/article/n/osobye-formy-obscheniya/viewer

(дата обращения: 28.11.2020)

3 https://studfile.net/preview/3844559/page:19/

(дата обращения: 28.11.2020)

4 https://works.doklad.ru/view/uy1FJabP6_E.html (дата обращения: 29.11.2020)

 

Просмотров работы: 248