Роль первых советских учебников обществознания в постиндустриальном обществе - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Роль первых советских учебников обществознания в постиндустриальном обществе

Тюленева В.А. 1
1БГПУ им. М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Предмет, который называется в современной школе обществознание, в советское время носил название обществоведение. Его сущность заключалась в выработке у учащихся системы взглядов на мир через призму марксистко-ленинской философии.

В 1921 году в программах семилетней школы впервые появился термин «обществоведение». Подчеркивалось, что стержнем предмета являлось теоретическое и практическое изучение экономической жизни и строительства экономики страны. Термин «трудовая деятельность» был представлен центральным понятием, в него вкладывался широкий смысл: изучалась не только трудовая деятельность, но и природа и ее силы, как объект деятельности, техника, как способы воздействия на природу и человек, как непосредственный субъект этой деятельности.

Так же 1921 году были разработаны новые учебные программы. Курс обществоведения строился на основе социологического понимания структуры общества и материал в нем располагался не в хронологической последовательности, как в истории, а тематически. К 1927 году обществоведение стало общеобязательным во всех школах.

Параллельно издавались учебники по обществознанию, впервые приспособленные к утвержденным программам:

«Рабочие книги по обществоведению для 5 класса под ред. А.П. Станчинского;

Рабочие книги под обществоведению для 6 класса под ред. А.И. Стражева;

«Подвижная лаборатория по обществознанию»/Жаворонков Б.Н., Дзюминский С.Н. – 1925.

Учебник по истории труда/Рожков Н.А.

Учебное пособие по фазам общественного развития для школ 1-й и 2-й ступеней/Трахтенберг О.В., Гуковский А.И. – 1926» [1].

В школах велись предметы «Основы политических знаний», «Конституция СССР 1936 г.» и подразумевались как обществоведческие.

Схема изучения обществоведения и других социально-гуманитарных наук строилась в соответствии с принципами марксисткой идеологии. «В середине 50-х годов ХХ века приоритетным становится представление о том, что главное назначение школы состоит в подготовке ее выпускников к производительному труду…» [4]. В реализации поставленных задач важное место отводилось обществоведческим наукам, призванным формировать коммунистическое мировоззрение у школьников. Координировал и контролировал эту работу ЦК КПСС. «Именно там принимались решения о введении новых обществоведческих курсов, внесении изменений в их содержание и структуру в виде постановлений, распоряжений, писем…» [4].

Появилась необходимость в создании учебника, прежде всего, соответствующего возрастным возможностям школьника. Учебник, который помог бы ориентироваться в современном социалистическом обществе, а так же понимать и разъяснять суть партийных решений в области внутренней и внешней политики.

Над разработкой учебника трудилось несколько авторских коллективов. Для подготовки содержательного учебника руководство партии рекомендовало создать новый авторский коллектив. Государственному издательству политической литературы поручено было выпустить учебник в 1962 году. Учебник «Обществоведение» был издан в 1963 году, в числе его авторов значились Шахназаров Г.Х. (руководитель, заведующий отделом журнала «Политическое самообразование», кандидат юридических наук), Боборыркин А.Д. (проректор ЛГПИ им. А.И. Герцена), Красин Ю.А., Лушников А.М., Писаржевский О.Н. (журналист), Суходеев В.В. «Этому учебнику предстоял долгий путь в учебном процессе и десятки переизданий (рекордсмен в категории стабильного советского учебника). Удостоен он был и Государственной премии СССР» [4].

«В 1963 г. в выпускных классах средних школ СССР был введен курс под названием «Обществоведение». На его структуру и содержание, безусловно, оказала влияние Программа КПСС (1961 г.), известная под названием «Программы строительства коммунизма». Изучение курса предполагало формирование представлений о коммунизме и социализме как этапах развития общества, о роли партии и механизмах «перерастания социализма в коммунизм»» [2].

Учебник «Обществоведение» предназначен для выпускного класса средней школы и средних специальных учебных заведений. Все содержание материала составлено в ключе марксистско-ленинской идеологии. «Представления о капитализме и социализме стали в программах базисными понятиями, своего рода матрицами общественно-политических и исторических знаний» [3].

Учебник включал 5 разделов:

Начала марксизма-ленинизма;

Социализм;

Коммунистическая партия;

От социализма к коммунизму;

ХХ век – век торжества коммунизма.

Содержание разделов раскрывается в 57 параграфах, в то время как в современных учебниках «Обществознание» под редакцией Л.Н. Боголюбова, предназначенных для 10 и 11 классов учебных параграфов почти вдвое меньше – 28-30.

В курс обществоведения включено изучение таких понятий и тем, как общественно-экономическая формация, классы и классовая борьба, экономический и социально-политический строй социализма, программа и Устав КПСС, коммунистическая мораль и быт, мировая социалистическая система хозяйствования, революционное движение пролетариата [5]. Тираж учебника составил 1 675 000 экземпляров.

Учебник имел несколько редакций, его содержательная сторона претерпевала незначительные изменения, но основные его положения, как и весь курс предмета обществоведение оставались прежними: воспитание подрастающего человека в духе идей коммунизма, его сознательное отношение к событиям внутри страны и на международной арене через призму марксистско-ленинской идеологии.

Литература

[1]Гасанова, Р.З. Об истории становления обществознания как научной дисциплины/Р.З. Гасанова, Э.И. Сефералиева. – Студенческий научный форум. – 2015. – С. 2

[2] Григорьева, Н.А. Государственная политика в области гражданского образования в СССР: вехи формирования средней и высшей школы в 1958-84 гг./Н.А. Григорьева. - Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: история. Политология. – 2008. – №10. – С. 135

[3] Гуркина, Н.К. Представления о капитализме в системе знаний советского школьника/Н.К. Гуркина. – Управленческое консультирование. – 2018. - №3. – С. 116

[4] Тимофеева, Е.Г. Государственная политика в сфере обществоведческого образования советской молодежи: исторический опыт 50-60-х гг. ХХ в./Е.Г. Тимофеева. – Вестник РУДН. – 2004. - №3. – С. 157

[5] Шахназаров, Г.Х. Обществоведение/Г.Х. Шахназаров [и д.р.] – М.: Госполитиздат, 1963. – 367 с.

Просмотров работы: 295