Медиаграмотность в информационном обществе - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Медиаграмотность в информационном обществе

Чекина А.С. 1, Матвеев О.В. 1
1Финансовый университет при Правительстве РФ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: в статье анализируется роль медиаграмотности в информационной жизни общества и выделяются специфические особенности ее формирования в современной реальности. Предметом исследования является медиаграмотность как ключевой элемент коммуникации в информационном обществе, с помощью которого осуществляется взаимодействие во всех сферах жизни общества. Цель работы – комплексное исследование медиаграмотности, выявление путей ее формирования в коммуникационном обществе и анализ факторов, влияющих на популяризацию и вовлеченность в процесс повышения уровня медиаграмотности и, как следствия, медиаобразования. Также в статье рассматривается феномен процесса развития медиаграмотности, который трансформируется в систему медиаобразования, необходимого не только для людей, чья профессиональная деятельность непосредственно связана с информационными технологиями, но и для адаптации современного молодого поколения. Приоритетными задачами определены: анализ коммуникативных особенностей медиакомпетентности, выявление взаимосвязи медиаграмотности и информационного общества с точки зрения коммуникаций, а также тенденции развития медиаобразования и навыков пользования медиаресурсами. Сделан вывод о том, что медиаграмотность является одним из ключевых двигателей развития информационного общества, а ее технико-технологические возможности являются важным базисом для коммуникационной эволюции.

Ключевые слова: информация, информационное общество, коммуникация, средства массовой коммуникации, медиаграмотность.

Abstract: this article analyzes the role of media literacy in the information life of society and highlights the specific features of its formation in modern reality. The subject of the research is the media literacy as a key element of communication in modern society, through which interaction is carried out in all spheres. The aim of the work is a comprehensive study of media literacy, identifying ways of its formation in the communication society and analyzing the factors that influence the popularization and involvement in the process of media literacy and, as a consequence, media education. The article also examines the phenomenon of the development of media literacy, which is transformed into a system of media education, which is necessary for people whose professional activities are directly related to information technologies and also for the adaptation of the modern young generation. The priority tasks are: analysis of the communicative features of media competence, identification of the relationship between media literacy and the information society from the point of view of communications, as well as trends in the development of media education and skills in using media resources. It is concluded that media literacy is one of the key drivers of the development of the information society, and its technical and technological capabilities are an important basis for communication evolution.

Keywords: information, information society, communication, mass media, media literacy.

В современном мире все больше говорят и пишут об изменениях в различных сферах жизни общества – геополитической, экономической, технологической и многих других. Однако немногие говорят об изменениях, которые произошли в одной из основополагающих сфер нашей жизни – коммуникациях. Согласно М. Маклюэну, массовая коммуникация прошла три основных этапа своего развития: устная речь, печатное слово и книгопечатание, радио и электронная коммуникация [5]. Таким образом, можно говорить об актуальности изучения феномена медиаграмотности в информационном обществе.

Во-первых, учитывая роль массовых коммуникаций и медиа, общественность все чаще акцентирует внимание на необходимость развития медиаграмотности в процессе всех этапов развития подростка как превентивного механизма, направленного на предупреждение восприятия нежелательного контента и его негативного влияния [3].

Во-вторых, феномен медиаграмотности актуален сегодня в связи с появлением новых профессий, которые плотно связаны с социальным взаимодействием.

В-третьих, с точки зрения коммуникационного прогресса, медиаграмотность является одним из главных элементов усложнения системы средств и способов социального взаимодействия.

Таким образом, актуальность данного феномена формирует проблему анализа роли медиаграмотности в условиях информационного общества, а также ее развития как стратегической цели медиаобразования.

Однако прежде, чем изучить роль медиаграмотности в информационном обществе, необходимо конкретизировать ключевые понятия.

Информационное общество – это система связей и отношений между индивидами, которая основана на обмене информацией в социальной и экономической деятельности [2]. Такую структуру жизни можно охарактеризовать посредством ряда признаков. Например, в информационном обществе производятся и функционируют современные технологии, обеспечивающие потоки медиаданных – имеется развернутая инфраструктура, позволяющая создавать, поддерживать и развивать большой комплекс информационных ресурсов [4].

Информация является основополагающим двигателем информационного общества. Н. Винер полагал, что «информация – это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств». С точки зрения Н.С. Полевого, «информация – это то, что может быть воспринято познающим субъектом или техническим устройством…» [7]. Обобщая эти разносторонние понятия, можно сделать вывод, что информация – это данные, которые человек получает извне, перерабатывает и передает через различные источники и средства коммуникации.

Писатель В.А. Монастырский рассматривал феномен медиаграмотности в качестве «результата медиаобразования – способности адекватного восприятия, интерпретации, оценки, а также создания медиатекстов». Это означает, что уровень коммуникационный и информационной грамотности индивида зависит от его способности объективно воспринимать, анализировать и интерпретировать различные медиасообщения [3].

Целью совершенствования медиакомпетентности можно считать формирование гражданского высокоразвитого информационного общества.

Согласно данным исследования Modern Poland Foundation, которое было проведено с участием экспертов в области коммуникаций, был составлен «Каталог навыков», с помощью которого можно категоризировать уровень медиаграмотности, отвечающий сформированным навыкам пользователей информационных ресурсов: минимальный уровень предполагает ограниченное участие индивида в информационном обществе за счет использования средств массовой информации; оптимальный уровень характеризуется активным участием индивида в создании медиасреды; высокий уровень предусматривает способность вызывать социальные изменения посредством использования средств массовой информации.

В данном контексте необходимо детальнее рассмотреть аспекты информационного общества с точки зрения коммуникации.

Во-первых, информационное общество – это общество знания, в которое входит развитие не только знания научного, но и в различных его проявлениях. А недостаток знания, который порождается повышением запроса на различную информацию, подразумевает формирование медиаграмотности как регулирующего механизма компетентности.

Во-вторых, средства массовой информации, которые являются неотъемлемым элементом информационного общества, не передают реальность, а формируют ее. Теперь они не только транслируют информацию, но и образовывают коммуникационные связи между историей и современностью, идентичностью и дифференцированностью.

В-третьих, нельзя недооценивать исключительную роль интернета в формировании информационного общества. Заметно стираются между пользователями, какой бы статус они не имели – политики, общественные деятели, бизнесмены – почти все их них взаимодействуют с целевыми аудиториями посредством интернета и социальных сетей [3].

Моделирование медиаграмотности можно классифицировать по направлениям и показателям. Так, направления включают в себя шесть областей, посредством которых люди производят сообщения.

Во-первых, это язык, с помощью которого происходит не только самовыражение индивида в рамках коммуникации, но и модификация уже существующих информационных продуктов, придание им новых смыслов и ценностей.

Во-вторых, технологии, включающие в себя понимание роли коммуникативных технологий в обществе и степень эффективности их применения для достижения целей взаимодействия.

В-третьих, немаловажную роль играют и процессы взаимодействия, которые включают в себя возможности анализа потребляемого контента и уровень включенности в процесс коммуникации – взаимодействие с различными группами людей, работа в области создания платформ для социальных связей, преобразование окружающей среды.

В-четверых, обладание навыками производства и распространения коммуникационных процессов позволяет осуществлять обмен информацией с помощью различных медиа, как традиционных, так и социальных, а также управлять собственной онлайн и оффлайн индентичностью.

В-пятых, эстетика, которая тоже присутствует в информационном пространстве. Она включает в себя возможности оценки контента, который производится СМИ с точки зрения культуры и искусства, формальной ценности [3].

Таким образом, можно сделать следующие выводы о роли медиаграмотности в информационном обществе и ее формировании как комплексного процесса:

Медиаграмотность развивает информационное общество посредством усложнения коммуникационных технологий. Медиакомпетентность формирует новые запросы в информационном обществе, делают эффективными контент и взаимодействия людей.

Медиаграмотность – это один из сдерживающих механизмов коммуникации в социальном пространстве. С помощью медиакомпетентности в информационном обществе соблюдаются нормы и правила поведения.

Формирование медиакомпетентности – это сложный процесс, который требует большого участия не только вовлеченных в процесс людей, но и государство как регулятора информационного пространства и медиа как основополагающего дистрибьютора информации.

Можно заключить, что медиаграмотность является неотъемлемой частью современной жизни информационного общества, и существует необходимость ее формирования не только у взрослого поколения, но и у молодых людей, потому что относительная свобода современных медиа может оказать значимое влияние на психику и коммуникативную жизнь ребенка.

Список используемой литературы:

Бехман Г. Концепции информационного общества и социальная роль информации//Политическая наука. Дискуссионные проблемы глобального информационного общества. – 2008. – С 13-16.

Городнова А.А. Развитие информационного общества. – М.: Юрайт, 2018. – 243 с.

Жижина М.В. Медиаграмотность как стратегическая цель медиаобразования: о критериях оценки медиакомпетентности// Медиаобразование. – № 4. – 2016. – С. 50-60.

Кафтан В.В. Теория и практика массовых коммуникаций. – М.: КНОРУС, 2018. — 454 с.

Родинова В.А. Концепция коммуникаций Г.М. Маклюэна и современность// Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2011. –С. 83-84.

Шунейко А.А. Теория и практика эффективной коммуникации: учебное пособие / А.А. Шунейко, И.А. Авдеенко. – М.: ФЛИНТА, 2020. – 360 с.

Якупов П.В. Коммуникация: определение понятия, виды коммуникации и ее барьеры// Вестник университета. Социальные структуры, институты и процессы. – 2016. – С. 261-263.

Просмотров работы: 1816