Аннотация: В данной статье на примере студентов Ивановского филиала РЭУ Им. Плеханова, студентов ИВГУ, студентов университета Синергия в г. Москва и студентов Педагогического института в г. Старый Оскол рассмотрена актуальная картина чтения студентов, дающая возможность выявить особенности читательских предпочтений молодежи и аспекты, влияющие на изменение данных предпочтений.
Ключевые слова: Чтение, читательские предпочтения, книга, студенты, читательские предпочтения студентов.
В условиях стремительного развивающегося технического прогресса в современном обществе все чаще встает вопрос о месте книги в жизни человека.
Исторически книги играли важную незаменимую роль и в качестве носителя хранения и передачи информации, а также способа развлечения и не имели превосходящих аналогов, но в современных реалиях книгу постепенно вытесняют более удобные электронные носители и множество вещей в них, способных скоротать досуг человека [1]. Задачей данной работы является исследование читательских предпочтений студентов в спектре авторов и жанров и выяснение того, какое место в их жизни занимает литература.
Рассмотрим читательские предпочтения опрошенных студентов, представленные в таблицах 1 и 2:
Таблица 1
Предпочтения студентов в жанрах литературы,%
Жанры |
Ужасы |
Детектив |
Научно-познавательная |
Историческая |
Романтика |
Фэнтези |
Доля среди читающих |
14 |
18 |
19 |
10 |
14 |
25 |
У девушек |
8 |
11 |
12 |
5 |
30 |
34 |
У парней |
17 |
22 |
24 |
15 |
3 |
19 |
Таблица 2
Предпочтения студентов в уровне и качестве читаемого материала, %
Лит.разделы |
Манга и комиксы |
Лайт-новеллы |
Романы |
Статьи и научные сборники |
Философия |
Проч |
Доля среди читающих |
12 |
25 |
29 |
17 |
11 |
6 |
У девушек |
23 |
37 |
17 |
19 |
1 |
3 |
У парней |
4 |
16 |
36 |
16 |
20 |
8 |
На основе собранного материала можно сделать выводы, что основу читательского интереса современной молодежи составляют романы. Также за последние годы стремительно набирают популярность новеллы, лайт-новеллы и различные виды комиксов: 22 и 12% соответственно.
«Сложная» литература, например, научные материалы или сборники философии, пользуются высоким спросом среди юношей (36% в сумме), в то время как девушки чаще отдают предпочтение легкой литературе (60%), не нагружающей читателя умственно либо ставящей перед ним приземленные, а не глубокие проблемы.
6% от общего количества прочитанного составляет контент социальных сетей.
Также стоит отметить, что довольно большую долю среди научной и философской литературы занимают материалы, необходимые студентам для учебы или в целях самосовершенствования: среди опрошенных некоторые увлекаются трудами философов, проходимых по учебной программе. Также многие респонденты читают познавательные сборники, включающие методы обучения интересующему их предмету, например пособия по анатомии для художников или по работе с игровым движком и созданию своей игры для программистов.
Основным показателем, отражающим картину чтения обывателей, является частота и периодичность чтения. Результаты опроса представлены в таблице 3:
Таблица 3
Частота чтения респондентов, %
Ежедневно |
1-2 раза в неделю |
Несколько раз в месяц |
Раз в 2 месяца/реже |
Никогда |
|
Среди девушек |
28 |
37 |
24 |
10 |
1 |
Среди парней |
24 |
41 |
22 |
15 |
2 |
Исходя из полученных данных 60% студентов и выше читают не реже чем два раза в неделю, причем процент читающих ежедневно среди девушек незначительно выше чем среди юношей, 22-24% респондентов читает несколько раз в месяц. Вообще не читает только 1 и 2% опрошенных, что является довольно низким показателем.
Основными источниками мотивации к чтению среди молодежи являются привитый семьей интерес к книгам, мода на определенную литературу, стремление к саморазвитию и желание скоротать досуг за интересным занятием. Школа же и школьная программа вопреки своей цели наоборот максимально отбивают интерес к чтению и классической литературе в особенности (причем такая тенденция прослеживается не только среди молодежи, только окончившей школу, но и у более старших поколений) [2].
Согласно исследованиям, современные обыватели вопреки ожиданиям читают и усваивают намного большие объемы информации, нежели их предшественники: единственным отличием является то, что молодежь отдает предпочтение электронным источникам, нежели бумажным а также основу ее читательского интереса составляют не литературные произведения в привычном их понимании, а всевозможные их ответвления и иллюстрированные аналоги, а также научно-исследовательская литература.
В современном мире обращение к чтению является не столько полезной привычкой, показывающей культуру и образованность индивида, сколько острой социальной необходимостью, диктуемой человеку структурой образования и растущей необходимостью в поиске информации [1].
Список использованной литературы
Щербакова К., «Исследование читательского интереса студентов» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://pandia.ru/text/78/206/30280.php (дата обращения 26.11.2020).
Кирьякова А., «Читательские предпочтения студентов»[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://studentlib.com/chitat/kursovaya_rabota_teoriya-288600-chitatelskie_predpochteniya_studentov.html (дата обращения 24.11.2020).