Keywords: evaluation activities, legal regulation, Evaluation Performance Standards, Evaluation entities, International Valuation Standards Council MCCO, system of self-regulation of evaluation activity
Актуальность обращения к проблемам правового регулирования оценочной деятельности обуславливается как новыми теоретико-методологическими подходами к оценочной деятельности, так и изменениями законодательства в области недвижимости в целом и оценочной деятельности, в частности.
Принято множество новых норм в сфере правового регулирования оценочной деятельности. Однако при всем при этом, существует как ряд научно-теоретических, так и правоприменительных проблем. Проблема правового регулирования оценочной деятельности носит многоаспектный характер и затрагивает не только нормы об оценочной деятельности, но и конституционное, гражданское, налоговое право, законодательство о недвижимости, которое в последние годы претерпело изменения [8].
Для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости [1].
В России оценка как род занятий и вид деятельности начала развиваться с конца XV века, с появлением частно-феодальной условной земельной собственности. В XVI веке было создано центральное государственное учреждение (Поместный приказ), на которое были возложены обязанности описания и оценки земли.
Елизавета II положила начало общегосударственным межевым работам, в изданной ею инструкции 1754 года определялись общие правила и порядок осуществления оценочных работ. В 1765 году ею был издан манифест по межеванию земельных дач и урочищ по всей территории Российской империи с одновременным изучением, описанием и оценкой дворянских имений. В 1779 году для повышения качества межевания земли была создана Константиновская землемерная школа, в середине XIX века преобразованная в Межевой институт. В 1801 году лица всех свободных состояний получили право приобретать в собственность земельные владения без крестьян вне городов.
Первые предпосылки для проведения кадастровых работ, неотъемлемой частью которых являлась оценка для целей налогообложения, возникли в 1861 году, когда было отменено крепостное право. Каждая местность учитывала свои определенные формы получения дохода от земли, определявшие ее ценность [9].
В XVIII веке получила распространения практика проведения оценки по поручению судов. Необходимость этого возникала при осуществлении судебных разбирательств в основном по делам о наследстве, залоге, разделе, продаже имений. Примечательно, что до 30-х годов XVIII века был утвержден такой порядок: если имущество не было продано за ту цену, которую определил оценщик, или за большую, то деньги взыскивались с оценщика. Об этом свидетельствует выдержка из указа № 7556-апреля 8: «А понеже известно есть, что ценовщики всегда ценят низшими ценами, а может быть оттого, что если он ценит настоящею ценою, а за оную никто не купит, то накладывали на ценовщиков неволею и правили оныя деньги с них; того ради перед оценкою за день ценовщиков приводить к присяге в том, что им ценить правдивою ценою, что чего стоит, не прибавляя и не убавляя цены, под опасением штрафа, яко нарушителям своей присяги; при том же и то объявить им, ежели какая вещь по той цене, как они оценили, и не продается ниже их оценки, и за такие вещи с них по оценке взыскания не будет, как было прежде» [3. с. 455].
Основным нормативным актом, регулирующим оценку, является Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности». Вместе с тем, все большее значение в регулировании профессиональной оценки и в целом оценочной деятельности приобретают стандарты оценочной деятельности, которые подразделяются на федеральные стандарты оценки и стандарты оценочной деятельности.
Стандарты оценочной деятельности подразделяются на федеральные стандарты оценки, стандарты и правила оценочной деятельности. Разработка федеральных стандартов оценки осуществляется на основе международных стандартов оценки. Федеральные стандарты оценки, за исключением федеральных стандартов оценки, устанавливающих требования к определению кадастровой стоимости, разрабатываются национальным объединением саморегулируемых организаций оценщиков и (или) саморегулируемыми организациями оценщиков и представляются на рассмотрение в совет по оценочной деятельности в сроки, предусмотренные программой разработки федеральных стандартов оценки [1].
Важно отметить, что разработка федеральных стандартов оценки осуществляется на основе международных стандартов оценки. Международные стандарты оценки (МСО) разрабатываются и утверждаются международной неправительственной организацией -Международным советом по стандартам оценки (International Valuation Standards Council, MCCO). Международный совет по стандартам оценки - организация, зарегистрированная в 2008 году с целью разработки международных стандартов оценки и обеспечения международной координации процессов стандартизации оценочной деятельности. В состав Международного совета по стандартам оценки входит 74 члена из 54 стран. МССО входит в группу негосударственных организаций, устанавливающих международные стандарты, направленные на укрепление глобальных финансовых рынков. Ряд российских СРО оценщиков является членами Международного совета по стандартам оценки. Во исполнение распоряжения Правительства РФ от 7 сентября 2011 г. N 1558-р в деятельности указанной организации в качестве институционального члена с 2012 года участвует Минэкономразвития России [10].
Субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические лица н физические липа (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется настоящим Федеральным законом (оценщики), а с другой -потребители их услуг (заказчики). Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона [1].
В первоначальной редакции к субъектам оценочной деятельности относились как оценщики, так и потребители их услуг, что противоречило здравому смыслу, так как по смыслу закона на потребителя должны были распространяться положения Закона об оценочной деятельности как на субъект указанных отношений. Помимо этого, оценщиками могли быть только индивидуальные предприниматели и юридические лица [6].
В настоящее время субъектами оценочной деятельности выступают физические лица, являющиеся членами саморегулируемой организации оценщиков и застраховавшие свою профессиональную ответственность. Указанное положение продублировано в ст. 15 Закона об оценочной деятельности, но уже в качестве обязанностей оценщика. Допускается осуществление оценочной деятельности как самостоятельно, в рамках частной практики, так и на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом. Следует согласиться с авторами, отмечающими, что физическому лицу, имеющему профессию оценщика, в императивном порядке необходимо состоять в СРО [1].
А. Н. Борисов более категоричен в своем мнении, он отмечает, что осуществление оценочной деятельности в рамках частной практики безусловно подразумевает необходимость государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. В силу очевидности данного требования в Законе об этом даже не упоминается. В ранее же действовавшей редакции данной статьи прямо указывалось, что оценщиками являются физические лица — индивидуальные предприниматели. Более того, в ч. 1 ст. 24 данного Закона в прежней редакции в качестве одного из требований к осуществлению оценочной деятельности для физического лица предусматривалась его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя [6].
К элементам гражданско-правового статуса физического лица, осуществляющего оценочную деятельность, относятся:
специальная правосубъектность;
совокупность специфических прав и обязанностей, присущих оценщику как субъекту профессиональной оценочной деятельности;
гражданско-правовая ответственность, обеспечиваемая обязательным страхованием ответственности и средствами компенсационного фонда саморегулируемой организации оценщиков [7].
Базовым актом, регламентирующим оценочную деятельность, является Закон об оценочной деятельности, который определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.
Список, используемой литературы:
Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19586/e1cc1a2466ed060fcaf283706ea933816eed7ace/
Парунова Юлия Дмитриевна Оценочные понятия в правовой аргументации // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2020 - №3 – с.12-16.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenochnye-ponyatiya-v-pravovoy-argumentatsii
Полное собрание законов Российской империи, том 11, 1740-1743 гг.
URL: https://runivers.ru/bookreader/book9819/#page/1/mode/1up
Киселева Анна Михайловна Государственное регулирование оценочной деятельности в России и за рубежом: Сравнительная характеристика // E-Scio – 2020.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-regulirovanie-otsenochnoy-deyatelnosti-v-rossii-i-za-rubezhom-sravnitelnaya-harakteristika
Распоряжение Правительства РФ от 7 сентября 2011 г. N 1558-р Об участии Минэкономразвития России в деятельности Международного совета по стандартам оценки
Ручкина М. О. Понятие и субъекты оценочной деятельности: вопросы правовой регламентации // Актуальные проблемы российского права. – 2019 - №9 (106).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-subekty-otsenochnoy-deyatelnosti-voprosy-pravovoy-reglamentatsii
Салихова Диляра Чулпановна К вопросу о понятии гражданско-правового статуса физических лиц, осуществляющих профессиональную оценочную деятельность // Социально-политические науки. – 2019.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-grazhdansko-pravovogo-statusa-fizicheskih-lits-osuschestvlyayuschih-professionalnuyu-otsenochnuyu-deyatelnost
Интернет-интервью заместителя директора Департамента корпоративного управления Министерства экономического развития Российской Федерации Скрипичникова Дмитрия Валерьевича. Тема интервью: "Нормативно-правовое регулирование оценочной деятельности: проблемы и перспективы развития".
URL: https://www.garant.ru/interview/10231/
Кузьмичева Ирина Александровна Флик Евгения Глебовна Становление оценки и оценочной деятельности в мире и в России // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2012.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-otsenki-i-otsenochnoy-deyatelnosti-v-mire-i-v-rossii
Ершова Инна Владимировна К вопросу о стандартизации оценочной деятельности // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. – 2016.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-standartizatsii-otsenochnoy-deyatelnosti
Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 297 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)». Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=180064&md=24497 3.3036231805&dst=100009&fld=134#0.
Приказ Минэкономразвития России от 22.10.2010 № 508 (ред. от 22.06.2015) «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)». Режим доступа: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=181651&rnd=244973 .126512967&dst=100008&fld=134#0.
Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 299 (ред. от 06.12.2016) «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)». Режим доступа: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi? req=doc&base=LAW&n=208507&rnd =244973.1237425415&dst=100009&fld=134#0.
Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 297 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)». Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=180064&md=24497 3.3036231805&dst=100009&fld=134#0.
Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 298 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)". Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180061/cb79bf0adb561730b5a291bfc6be4a94f0f44eaf/#dst100009