Роль эмоционального интеллекта в учебной деятельности студента - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Роль эмоционального интеллекта в учебной деятельности студента

Камнева А.В. 1
1ФГБОУ ВО "Ставропольский государственный медицинский университет" МЗ РФ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: В статье рассматриваются современные зарубежные и отечественные исследования роли эмоционального интеллекта в учебной деятельности. Приведен анализ результатов исследования на студентах второго курса обучения (специальность – клиническая психология).

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, тест Холла, обучение, стресс, эмпатия, саморегуляция, самомотивация, эмоциональная осведомленность.

Author: Anna V. Kamneva-Russian Federation, Stavropol, Stavropol State medical University of the Ministry of health of the Russian Federation, student.

Abstract: the article deals with modern foreign and domestic research on the role of emotional intelligence in educational activities. The analysis of research results on second – year students (specialty-clinical psychology) is given.

Keywords: emotional intelligence, Hall test, learning, stress, empathy, self-regulation, self-motivation, emotional awareness.

Термин «эмоциональный интеллект» используется для объяснения того, как эмоции способствуют достижению жизненных целей. Хотя были предложены различные модели эмоционального интеллекта, споры о том, как эмоциональный интеллект следует концептуализировать и измерять не утихают. Некоторые авторы утверждают, что роль эмоционального интеллекта в успешности рабочей и учебной сферах жизни не меньше, а может быть и больше, чем роль уровня умственного развития. В настоящее время существует мало исследований, подтверждающих или опровергающих это утверждение.   В исследовании, проведенном американскими психологами среди 246 первокурсников высших учебных заведений, изучались взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и рядом "жизненных навыков" (успеваемость, удовлетворенность жизнью, тревожность, решение проблем и совладание с ними). Корреляции между эмоциональным интеллектом и академической успеваемостью были незначительными и статистически не значимыми, хотя более высокий эмоциональный интеллект коррелировал с более высокой удовлетворенностью жизнью, лучшим восприятием решения проблем и способностью справляться с ними, способностей а также более низкой тревожностью [1].

Другое исследование возможности коэффициента эмоционального интеллекта прогнозировать успеваемость, было проведено на выборке студентов-психологов, а в качестве критерия успеваемости использовались оценки по итогам учебного года. Лишь некоторые показатели эмоционального интеллекта предсказывали академическую успешность, но ни один из них не показал большей прогностической значимости для академической успешности, чем когнитивные и личностные показатели. Возможно, что совпадение между многими показателями эмоционального интеллекта и традиционными показателями интеллекта и личности ограничивает их прогностическую значимость в этом контексте [2].

Хотя существуют споры по поводу определения и обоснованности эмоционального интеллекта, имеются данные, свидетельствующие о положительных результатах применения концепций эмоционального интеллекта. Когнитивной психологии давно известно, что внимание играет одну из самых важных ролей в образовательном процессе. Исследователи предполагают, что внимание обуславливается позитивной эмоциональной вовлеченностью. Этому препятствуют скучные, нудные, не вызывающие интереса занятия, плохие объяснения и общение, а также неспособность задавать вопросы. Преподаватели могут способствовать вовлечению студентов, делая их занятия интересными, включая студентов в общение и предоставляя им время для вопросов. Это требует эмоционального интеллекта в смысле осознания межличностных и внутриличностных факторов, помогающих управлять эмоциями. Было также показано, что хорошие отношения между сотрудниками и студентами оказывают положительное влияние на успеваемость и удержание студентов [3].

Содержание понятия эмоциональный интеллект отражает модель Н. Холла. В нее входят:

1. Эмоциональная осведомленность – способность к осознанию и своего эмоционального состояния.

2. Саморегуляция – способность к произвольному управление своими эмоциями.

3. Самомотивация – это психический процесс, предполагающий исполнение контроля над процессами деятельности, смыслом которых становится развитие индивида.

4. Эмпатия – способность к сопереживанию, чуткость.

5. Распознавание эмоций других людей – умение понимать эмоциональное состояние других людей и воздействовать на них.

Не смотря на то, что приведенные выше исследования не подтверждают связи высокого уровня эмоционального с успешностью в обучении, очевидно, что для студента в той или иной мере полезна каждая из этих способностей. Так, например, эмоциональная осведомленность необходима студенту для того, чтобы избежать эмоционального выгорания, проблемы, затрагивающей студентов самых разных специализаций. [4, 5, 6, 7 и др.]. Стресс – явление постоянное в жизни обучающегося [8] и проблема выгорания волнует многих психологов вузов и ссузов, разрабатываются алгоритмы психологической самопомощи (саморегуляции) для студентов [6].

О важности мотивации в процессе обучения известно давно, а специфика современного образования требует самостоятельного поиска и изучения большей части материала, способность к самомотивации стала как никогда актуальной [9, 10, 11 и др.]. Эмпатия и распознавание эмоций окружающих навыки необходимые студентам не всех направлений, а в основном будущим специалистам, которым предстоит работать с людьми и, на наш взгляд, не должны иметь прямого воздействия на успеваемость в учебе.

Нами было проведено исследование эмоционального интеллекта студентов клинических психологов 2 курса обучения при помощи методики Н.Холла.

Парциальный анализ шкал показал следующие результаты (таблица 1).

Таблица 1. Интегральный уровень

эмоционального интеллекта испытуемых

 

Эмоциональная осведомленность

Управление своими эмоциями

Самомотивация

Эмпатия

Распознавание эмоций других людей

Высокий (%)

24

12

20

24

48

Средний (%)

52

16

20

44

36

Низкий (%)

24

72

40

32

16

*Уровни парциального эмоционального интеллекта в соответствии со знаком результатов:

14 и более – высокий;

8-13 – средний;

7 и менее – низкий.

Интегральный анализ шкал показал низкий уровень эмоционального интеллекта более чем у половины студентов (таблица 2).

Таблица 2. Интегральный уровень

эмоционального интеллекта испытуемых

Высокий уровень

12%

Средний уровень

32%

Низкий уровень

56%

*Интегративный уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака определяется по следующим количественным показателям:

70 и более – высокий;

40-69 – средний;

39 и менее – низкий.

Заключение: В проведенном нами исследовании было выявлено, что 24% студентов имеют низкие баллы по шкале «Эмоциональная осведомленность» и 72% по шкале «Управление своими эмоциями». Для этих студентов существует повышенный риск эмоционального выгорания, в связи со стрессом, неизбежно возникающим во время образовательного процесса. 40% испытуемых имеют низкие показатели по шкале «Самомотивация», что может говорить о возможных проблемах, связанных с самостоятельной работой, которой особенно много в условиях дистанционного образования.

Списоклитературы:

1. Veneta A. Bastian, Nicholas R. Burns, Ted Nettelbeck – «Emotional intelligence predicts life skills, but not as well as personality and cognitive abilities», Personality and Individual Differences URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0191886905001534

2. Barchard KA. Does Emotional Intelligence Assist in the Prediction of Academic Success? Educational and Psychological Measurement. 2003;63(5):840-858. URL: http://doi:10.1177/0013164403251333

3. William Armour «Emotional Intelligence and Learning & Teaching in Higher Education: implications for bioscience education», Investigations

in university teaching and learning

4. Иванова С.П. Стресс и эмоциональное выгорание у студентов дневной формы обучения // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stress-i-emotsionalnoe-vygoranie-u-studentov-dnevnoy-formy-obucheniya (дата обращения: 01.12.2020).

5. Нагорняк Юлия Геннадьевна, Канакина Т.А., Фокин В.А. Исследование синдрома эмоционального выгорания у студентов фармацевтического факультета // Здравоохранение РФ. 2018. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-sindroma-emotsionalnogo-vygoraniya-u-studentov-farmatsevticheskogo-fakulteta (дата обращения: 01.12.2020).

6. Половодов Игорь Валентинович, Плужникова Вероника Андреевна Профилактика проявления синдрома эмоционального выгорания у студентов-педагогов // Наука-2020. 2019. №7 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-proyavleniya-sindroma-emotsionalnogo-vygoraniya-u-studentov-pedagogov (дата обращения: 01.12.2020).

7. Алексеева Елена Евгеньевна Психофизиологические и психологические маркеры эмоционального выгорания студентов педагогических и психологических специальностей // Знание. Понимание. Умение. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihofiziologicheskie-i-psihologicheskie-markery-emotsionalnogo-vygoraniya-studentov-pedagogicheskih-i-psihologicheskih (дата обращения: 01.12.2020).

8. Бондаренко Е.А. Стресс и его проявления в контексте студенческой деятельности. // Материалы XIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: <a href="http://scienceforum.ru/2021/article/2018024429">http://scienceforum.ru/2021/article/2018024429</a> (дата обращения: 01.12.2020 ).

9. Мочалова Марина Сергеевна Самоорганизация, мотивация и самомотивация, как основа успешной учебно-профессиональной деятельности студентов физкультурных вузов // Ученые записки университета Лесгафта. 2012. №9 (91). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samoorganizatsiya-motivatsiya-i-samomotivatsiya-kak-osnova-uspeshnoy-uchebno-professionalnoy-deyatelnosti-studentov-fizkulturnyh (дата обращения: 01.12.2020).

10. Звягинцева Елена Петровна, Манахова Елена Борисовна Создание условий для самомотивации будущих политологов в процессе иноязычного обучения // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2018. №6 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-usloviy-dlya-samomotivatsii-buduschih-politologov-v-protsesse-inoyazychnogo-obucheniya (дата обращения: 01.12.2020).

11. Данелян Полина Александровна Взаимосвязь эмоционального интеллекта и саморегуляции поведения // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2015. №Спецвыпуск ч. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-emotsionalnogo-intellekta-i-samoregulyatsii-povedeniya (дата обращения: 01.12.2020).

Приложение 1

п/п № анкеты

Эмоциональная осведомленность

Управление своими эмоциями

Самомотивация

Эмпатия

Распознавание эмоций других людей

Сумма баллов

1

2

-16

-17

9

4

-18

2

3

6

12

5

5

31

3

10

-11

7

9

8

23

4

16

13

18

15

17

79

5

13

12

11

2

7

45

6

11

5

8

15

15

54

7

15

-7

9

2

3

22

8

0

7

14

2

4

27

9

11

-9

8

12

9

31

10

12

0

7

9

0

28

11

12

-5

10

14

10

41

12

16

-9

-6

14

12

27

13

12

5

9

9

9

44

14

15

14

12

7

8

56

15

8

4

5

1

0

18

16

18

17

16

18

17

86

17

14

12

8

13

9

56

18

6

-16

-10

7

-2

-15

19

10

-11

6

12

9

26

20

12

16

14

16

16

74

21

3

3

3

10

7

26

22

-2

-8

-7

12

7

2

23

13

-4

0

10

4

23

24

13

-1

11

6

12

41

25

13

12

14

10

4

53

Просмотров работы: 50