Аннотация. В статье рассматриваются методы и приёмы, которые будут способствовать развитию общения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в дошкольной образовательной организации, показаны особенности использования дидактических игр и речевых упражнений, чтение сказок, рассказов, этических бесед, которые позволяют обучить детей правилам поведения и этическим нормам; раскрыты особенности сюжетно-ролевых и коммуникативных игр, которые будут способствовать созданию коллективных взаимоотношений в старшей группе ДОО.
Ключевые слова: общение, дети старшего дошкольного возраста, ограниченные возможности здоровья, правила поведения, этические нормы, дошкольная образовательная организация.
Annotation. The article deals with methods and techniques that will facilitate the communication of preschool children with disabilities in preschool educational organizations, the features of the use of didactic games and speech exercises, reading fairy tales, stories, ethical conversations that allow you to teach children the rules of conduct and ethical norms; the features of role-and communication games, which will contribute to the establishment of collective relationships in the older group Doo.
Keywords: communication, older preschool children, limited health opportunities, rules of behavior, ethical standards, preschool educational organization.
Актуальность темы исследования определяются рядом теоретических и практических предпосылок и требований, предъявляемых к развитию общения у дошкольников обществом.
С точки зрения Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина развитие общения у старших дошкольников является одной из важных характеристик личности детей, их социального развития, сформированности этических норм и правил поведения [1; 8].
К сожалению, в настоящее время следует констатировать у дошкольников низкий уровень развития коммуникативных умений. Особенно данная проблема касается дошкольников с ОВЗ, у которых снижена потребность в общении, наблюдается недостаточность операциональной стороны общения.
Недоразвитие смысловой стороны речи у этих детей создает препятствия в вербальном взаимодействии с окружающими, не позволяет детям адекватно реагировать на ситуацию общения, подталкивает к аффективным формам поведения во взаимоотношениях с окружающими.
Чтобы общение было сформировано у детей дошкольного возраста, нужно проводить систематическую, целенаправленную работу, которая будет осуществлять в виде игр-занятий. Так, по мнению И.Н. Курочкиной, можно выделить два этапа, при которых происходит формирование знаний о правилах этикета у детей старшего дошкольного возраста. В процессе реализации первого этапа даются общие представления о нормах и правилах поведения, разбираются ситуации, которые помогут ребёнку правильно понять, запомнить, а потом осуществить данные правила. На втором этапе разбираются этикетные понятия; объясняется, почему необходимо использовать правила этикета в жизни; почему люди должны быть доброжелательными по отношению друг к другу; как те или иные слова отражаются на восприятии человека [2, с. 14]. Всё это уже становиться доступным для понимания детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Но чем разнообразнее будут методы и приёмы, используемые на занятии, тем, во-первых, оно будет интереснее проходить; а во-вторых, будет способствовать лучшей усвояемости материала.
В качестве одного из метода отметим использование упражнений, что позволяет несколько раз повторять, а затем закреплять полученный навык. Здесь важна постепенность и доведение навыка до автоматизма. Так, чтобы ребёнок научился правильно пользоваться вилкой и ножом, нужно сначала объяснить, как правильно держать эти предметы в руках, объяснить, как ими пользоваться, только потом ребёнок сможет применить их на практике.
Использование приёма приучения позволит педагогу научить ребёнка правильным действиям. При этом педагог должен придерживаться следующей формулы: образец – контроль выполнения – оценка выполняемого действия. В ходе оценки нужно использовать только одобряющую лексику, такую как «молодец!», «хорошо», «отлично», «у тебя здорово получилось», «что можно сделать ещё, мне кажется, нужно ещё немного подумать», «я знаю, у тебя всё получится», «немного не так, но это легко исправить» и т.д. Важно добиться, чтобы у ребёнка не появилось негативной реакции на происходящее, не пропала мотивация всё исправить. Таким образом, воспитатель уделяет большее внимание созданию доброжелательной атмосферы на занятиях, способствует формированию поведения в процессе учебной деятельности, но необходимо следить, чтобы данные нормы поведения использовались в процессе всех режимных моментах: играх, труде, на прогулке, при выполнении культурно-гигиенических требований. Только комплексный подход к данному вопросу будет способствовать развитию общения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ [4].
Использование воспитывающих ситуаций на занятии позволит научить ребёнка правильно использовать речевые формулы этикета, правильно делать осознанный выбор. Например, употребление в нужное время речевых этикетных выражений: «Доброе утро!», «Спасибо!», «Добрый вечер!», «Пожалуйста». Также при выборе столовых приборов, ребёнок должен учитывать, что ему нужно этими предметами делать; в какой руке правильно держать тот или иной предмет, как использовать в дальнейшем.
При правильном выполнении упражнений, ситуаций важно поощрить ребёнка, это будет способствовать мотивации сделать или сказать больше приятных слов, лучше выполнить задание и т.д. Наказание в данном случае нужно применять крайне редко, лучше разобрать данную ситуацию, чтобы ребёнок понял, как он должен был поступить в данной ситуации. Это позволит правильно сформировать у ребёнка правила поведения и не вызвать агрессию, которая может способствовать появлению конфликтных ситуаций [6].
Эффективным методом приобщения к культуре общения является подражание. В дошкольном возрасте дети учатся у взрослых, воспринимают их нормы поведения, запоминают речевые этикетные формы. Поэтому воспитателям, педагогам, родителям важно следить за своей речью, в диалогах использовать слова и выражения, направленные на формирование правил поведения дошкольников.
В процессе режимных моментов педагоги должны в мягкой форме подправлять ребёнка с ОВЗ, если он ошибся. Например: «Мне кажется, ты немного ошибся…, а так всё хорошо», «Как ты думаешь, почему могла возникнуть такая ситуация?», «Как ты думаешь, какие слова лучше подходят к …», «Как можно исправить эту ситуацию?», «Ты не мог бы...». Таким образом, данные выражения помогут понять, что где-то ребёнок был неправ, позволят ему исправить ситуацию, а в дальнейшем не повторять ошибок. Если ребёнок повторяет ситуацию, нужно ему напомнить: «В прошлый раз ты поступил также, давай попробуем сделать по-другому и посмотрим, что из этого получится». При этом не нужно просто исправлять, нужно подвести ребёнка к тому, чтобы он сам сделал правильный вывод. Только тогда он сможет осознать ошибку и не повторять её вновь [7].
В обучении детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ общению важно использовать ролевой принцип, который строиться на взаимосвязях: старший-младший, знакомый-незнакомый, мальчик-девочка. Здесь целесообразно применять метод разъяснения, который позволит сформировать правильную позицию по отношению к собеседнику. Ребёнок старшего дошкольного возраста должен понимать, что он должен уважительно относиться к старшим, помогать младшим детям, соблюдать нормы поведения в зависимости от пола. Так, мальчик не должен обижать девочку; а девочка не должна оскорблять мальчика, называть его обидными словами и т.д.
Для реализации данной цели можно использовать сказки, рассказы, которые позволят на примере литературных героев донести до ребёнка правила этикета, проанализировать на конкретной ситуации: где герой поступил правильно, а где нет. Дети любят сказочных персонажей, на их примере они быстрее запоминают ситуации, обыгрывают их в небольших сценках и миниатюрах. Дети любят таких героев как Карлсон, Незнайка, Буратино.
Целесообразно подобрать отрывки из сказок для всех детей, чтобы каждый смог попробовать себя в той или иной роли. При этом положительные и отрицательные роли должны меняться, чтобы у ребёнка не складывались только определённые стереотипы. Детям интересно, когда задействованы герои из современных мультфильмов. Например, можно придумать сценарий, используя героев из мультфильма «Барбоскины», «Маша и медведь», «Щенячий патруль» и т.д. Дети с большим удовольствием включаются в подобные инсценировки.
Спектакли, игры-инсценировки можно показывать родителям, устраивая совместные вечера, например, «Встречаем гостей», «День пожилого человека», «День матери», в ходе которых можно закрепить различные этикетные нормы поведения и этикетные фразы [6].
Родители могут принимать при этом активное участие: выступать в спектаклях; во время встреч активно использовать различные этикетные слова и выражения; принести, приготовленный свои руками, торт, пирог и другие лакомства; показать, как правильно его есть, какие столовые приборы при этом нужно использовать.
В процессе встреч целесообразно использовать дидактические игры и речевые упражнения – «Скажи приятное слово маме», «Кто скажет больше слов – приветствий», «Какие слова можно использовать при прощании», «Поблагодари подругу (друга) за обед», «Пригласи друга (подругу) на ужин» и т.д. Среди настольно-печатных дидактических игр можно отметить «Как правильно одеться на праздник», «Укрась комнату к Новому году», «Четвёртый лишний» с использование таких тем, как: «что не относится к столовым предметам», «что нельзя надевать на праздник», «какое угощение не подходит на праздник» и т.д.
В процессе праздников, вечеров-встреч нужно чаще подбадривать детей, больше использовать положительных оценок. После конкурсов нужно награждать как победителей, так и проигравших. Дети не должны терять желание принять участие в следующий раз [5].
Воспитатель во время таких встреч должен следить за доброжелательной атмосферой, эмоциональным настроем как детей, так и взрослых. Родителей нужно настроить на внимательное отношение ко всему, что происходит, радоваться за своих детей, быть участником происходящего. Для детей вовремя найти подходящее слово, чтобы приободрить ребёнка, заинтересовать его происходящим.
В процессе общения немаловажную роль играет «комплимент». В словарях данное понятие определяется как «любезные, приятные слова, лестный отзыв».
М. Малетина отмечает важность использования комплиментов для создания дружественного отношения между людьми, т.к. служит одобрение, похвалой внешности человека («У тебя сегодня красивой платье», «Мама заплела тебе красивую косу» и т.д.); выделение личностных качеств («ты такой хороший», «ты очень добрый» и т.д.); выделение определённых умений и навыков, умения совершать какое-то действие (например: «ты красиво катаешься», «как ты хорошо рассказываешь это стихотворение», «ты красиво танцуешь», «ты лучше всех собрал постройку из конструктора») [3].
Использование в речи комплементов уже доступно для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Однако требует большой подготовительной работы со стороны взрослых, использования различных речевых ситуаций, чтобы ребёнок правильно понял назначение комплимента и смог его использовать на практике. С целью использования в речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ комплиментов используют речевые игры «Опиши друга», «Похвали соседа справа, похвали соседа слева», «Скажи комплимент для свой мамы (бабушки)».
На данном возрастном этапе следует организовывать этические беседы, направленные на развитие этических норм и правил поведения. Данные беседы включают в себя речевые игры и упражнения; дидактические игры; театрализованные игры с обыгрыванием сюжетов; чтение и обсуждение сказок, рассказов на этические темы; обсуждение правил поведения за столом, в гостях и т.д. Практические упражнения помогают технически отработать тот или иной поведенческий навык, например: поблагодарить за подарок, встать из-за стола, произнести комплимент и т.п. [1].
Желательно активно вводить в занятия детское творчество: использовать их рисунки, поделки, придуманные ими сказки и рассказы. Для дошкольника немаловажное значение имеет позитивный конец «этикетной» сказки: поссорившиеся герои помирились, неумехи научились что-то делать, Незнайка многое узнал, нарушители исправились. Если воспитатель в качестве методических пособий использует свои собственные поделки и игры (дидактические, настолько-печатные и другие), то дети видят, что любое игровое пособие можно сделать самим, а играть в него намного интересней. Они положительно оценивают своего воспитателя за его умение сделать что-то интересное и важное. Для усиления эмоциональной направленности занятий, обучающих детей правилам этикета, широко используются литературные, музыкальные и живописные произведения.
Необходимо рассчитывать на каждого ребенка, на его уровень мышления, возрастные и психологические особенности, семейное и материальное положение. Выбирая то или иное практические задания, желательно продумывать, кто из детей может его выполнить.
В конце занятия надо обязательно подвести итог. Это могут сделать сами дети, рассказывая о том, что узнали и как относятся к поведенческому правилу.
Для закрепления правила И.Н. Курочкина рекомендует простейшие домашние задания.Например: расскажи маме историю «бедного телефона», уставшего от длительных разговоров; придумайте с папой сказку о красивом рыцаре, помогающем дамам; накрой с бабушкой вечерний чайный стол; сделай и подари близким подарки. Главные принципы таких заданий – совместное с родителями выполнение, добровольность, детское творчество: рисунки, композиции, аппликации, рассказы, стихи; постоянное стремление к соблюдению правил этикета [2].
Таким образом, игры-занятия, направленные на развитие навыков эффективного общения у старших дошкольников с ОВЗ, помогают ребенку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения.
Целенаправленное развитие общения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ может происходить в их повседневной деятельности, при помощи коммуникативных и сюжетно-ролевых игр. Для развития общения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ можно использовать следующие коммуникативные игры: «Давайте будем дружить», в ходе которой расширялись представления детей о взаимоотношениях людей, о том, что такое «дружба», какую роль она играет в жизни каждого человека; «Весёлые ребята», цель которой – вовлечь дошкольников в игровое общение со сверстниками; учить гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в общении; обучать умению преодолевать защитные барьеры, отгораживающие сверстников друг от друга; «Ожившие игрушки», цель которой – развивать умение чувствовать и понимать другого, способствовать доверительному отношению к сверстникам и взрослым; «Лети, лети лепесток»,цель которой – учить использовать, формулы речевого этикета адресовано и мотивировано; учить гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в общении; упражнять детей в словообразовании по аналогии [5].
Большую роль в развитии общения у старших дошкольников с ОВЗ играет сюжетно-ролевая игра. Длительные наблюдения за сюжетно-ролевыми играми дошкольников показали, что дети в основном играют в игры, отображающие реальную жизнь: «Дом», «Магазин», «Детский сад». Следует отметить, что игра основывается на жизненном опыте детей. Вследствие жизненных обстоятельств и возрастных особенностей, дети не знают, какие действия присущи, например, таким профессиям, как: актёр, режиссёр, инженер-изобретатель, учёный, журналист, художник-декоратор и т.д.
В процессе развития общения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством сюжетно-ролевой игры педагогу необходимо:
1) помогать детям развивать замысел игры;
2) учить отражать в играх новые знания, полученные на занятиях, во время наблюдений, экскурсий по ознакомлению с окружающим;
3) учить отражать в играх труд взрослых людей, их отношения и моральные чувства; добиваться, чтобы в ходе игр и с их помощью дети овладевали нормами общественного поведения;
4) следить, чтобы роли определяли поступки и действия детей в игре;
5) учить детей объединять простые, ранее освоенные сюжеты в общую игру;
6) продолжать учить использовать в игре предметы в условной роли (предметы-заменители); учить детей действовать с воображаемыми объектами;
7) развивать в процессе игр и с их помощью речь детей; продолжать учить детей речевому общению в ходе игр (учить использовать в игре словарь, усвоенный в общении и на занятиях).
В сюжетно-ролевых играх возможно сближение больших групп детей, что создает условия для развития коллективных взаимоотношений, которые образуются тогда, когда появляется реальная потребность оказать помощь другому, возможность действовать в общих интересах [4].
На основании вышесказанного можно отметить, что развитие общения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в дошкольной образовательной организации осуществляется посредством игр-занятий, в процессе которых используются дидактические игры и речевые упражнения; чтение сказок, рассказов, проведение спектаклей, игр-инсценировок, этических бесед, что позволяет обучить детей правилам поведения и этическим нормам; а сюжетно-ролевые и коммуникативные игры будут способствовать созданию коллективных взаимоотношений.
Список используемых источников и литературы
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2014. – 671 c.
Курочкина И.Н. О культуре поведения и этикете // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 8. – С. 15 – 17.
Малетина М. Коммуникативное поведение младшего школьника в общении со сверстниками: Материалы VI региональной конференции. – Воронеж, 2009. – С. 65-66.
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2013. - 96 с.
Ноздрина М.Г. Формирование коммуникации детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями средствами ритмических игр: материалы Международной научно-практической конференции // В сборнике: Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология. – 2018. – С. 548-552.
Смолонская А.Н. Особенности социального развития детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article. – Загл. с экрана.
Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2017. – 80 с.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 2010. – 560 с.