Аннотация. Издержки при производстве продукции, оказании услуг, являются неотъемлемой частью каждого предприятия (организации). В статье рассмотрены издержки (затраты), которые относятся к издательской деятельности. Эта деятельность связана с подготовкой, созданием, изданием и массовым распространением информации в печатной, музыкальной и других формах продукции
Ключевые слова: издержки производства, издательская деятельность, прямые расходы, косвенные расходы.
Издательская деятельность – это, во-первых, экономическая деятельность, отрасль хозяйства, которая специализируется на предварительной подготовке, формировании, издании (другими словами, выпуске определенным тиражом) и массовом распространении сведений. Причем информация может быть в музыкальной, печатной и иных формах. Лицо, занимающееся издательским делом, именуется издателем. Информационно-издательская деятельность с начала своего развития была тесно связана с печатанием и дальнейшим распространением книг, брошюр, журналов, буклетов, газет, визиток, художественных альбомов, открыток, нотных сборников и так далее.
После того как появился и получил распространение Интернет и цифровые системы информации, масштабы рассматриваемого вида деятельности существенно расширились. Сегодня издательское дело включает различные электронные ресурсы. Среди них электронные книги, электронные издания периодического характера, всевозможные блоги, веб-сайты, справочные системы, представленные на электронных носителях информации, видео- и аудиодиски, компьютерные игры, кассеты.
Порядок определения состава затрат для организаций, осуществляющих издательскую деятельность, ранее определялся Инструкцией по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях издательской деятельности, утвержденной Приказом Мининформпечати Российской Федерации от 28 декабря 1993 года №259, которая была отменена Приказом МПТР Российской Федерации от 23 апреля 2002 года №73 «Об упорядочении нормативных правовых актов». В настоящее время следует руководствоваться Методическими рекомендациями по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на предприятиях издательской деятельности, согласованными МНТР Российской Федерации 25 ноября 2002 года.
Себестоимость издательской продукции – это совокупность затрат на выпуск и реализацию готовой продукции. Она складывается из авторского гонорара, оплаты полиграфических услуг, расходов на материалы, на оплату труда и рекламу, затрат, связанных с использованием в издательском процессе производственного оборудования и другого.
Расходы издательского предприятия делятся на условно-постоянные (объемные) и условно-переменные (тиражные).
К условно-постоянным относятся расходы, общая сумма которых не зависит от тиража:
расходы на авторский гонорар (если договором не предусмотрено его увеличение при росте тиража);
графическое оформление;
обработку и оформление издательских оригиналов;
общеиздательские расходы.
Условно-переменными называются расходы, которые изменяются в зависимости от тиража:
расходы на авторский гонорар (если договором предусмотрено его увеличение при росте тиража);
полиграфические услуги;
бумагу, картон и переплетные материалы.
Для целей определения себестоимости издательской продукции расходы делятся на прямые и косвенные.
Данное разделение отличается от классификации расходов в целях налогового учета [2, с. 47].
Прямые расходы могут быть отнесены непосредственно на себестоимость определенного издания. К прямым расходам относятся:
авторский гонорар;
гонорар за художественно-графические работы;
страховые взносы во внебюджетные фонды, начисленные на эти выплаты;
расходы на полиграфическое исполнение;
стоимость бумаги, картона, переплетных и других материалов;
часть редакционных расходов и часть расходов на продажу, относящихся к конкретному изданию;
потери от брака.
К косвенным относятся расходы, которые не могут быть отнесены на конкретные издания:
общеиздательские расходы;
часть редакционных расходов и расходов на продажу, которые не могут быть отнесены на конкретные издания.
Учет фактических затрат на выпуск и реализацию издательской продукции организуется согласно позаказному методу. Объектом учета затрат и калькулирования является отдельный производственный заказ на каждое издание. Все прямые расходы включают непосредственно в себестоимость заказа, к которому они относятся [3, с. 11].
Затраты на производство издания учитываются по дебету счета 20 «Основное производство» в разрезе отдельных заказов по следующим статьям:
авторский гонорар за литературные и другие произведения;
авторский гонорар за художественно-графические работы;
страховые взносы во внебюджетные фонды, начисленные на суммы авторских гонораров;
расходы на полиграфическое исполнение;
стоимость бумаги, картона, переплетных и других материалов.
В статью «Авторский гонорар за литературное произведение» включают гонорары:
автору (правопреемникам) или группе авторов;
переводчикам;
составителям сборников литературных произведений, являющихся предметом чьего-либо авторского права, при условии соблюдения составителем прав авторов;
авторам других производных произведений;
составителям сборников произведений, не являющихся предметом чьего-либо авторского права (например, официальные документы, произведения народного творчества, произведения, в отношении которых сроки авторского права истекли);
иностранным авторам, праводержателям или правопреемникам;
авторам аппарата книги.
В статью «Авторский гонорар за художественно-графические работы» включают авторские гонорары:
художникам за оформление и иллюстрирование изданий;
графикам за графические работы;
фотографам;
ретушерам и другим [5].
Расходы по авторским договорам отражают:
Дебет счета 20 «Основное производство» - Кредит счета 76 субсчет «Расчеты по авторским договорам», если автор не состоит в штате издательской организации.
Дебет счета 20 «Основное производство» - Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», если авторский гонорар выплачивается штатному сотруднику.
Расходы на полиграфическое исполнение отражают:
Дебет счета 20 “Основное производство” - Кредит счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”.
При передаче материалов, принадлежащих издательству, полиграфической организации делается проводка:
Дебет счета 10 “Материалы”, субсчет “Материалы в типографии” - Кредит счета 10 “Материалы”, субсчет “Материалы на складе”.
После сдачи типографией тиража и получения отчета о расходе материалов делается проводка:
Дебет счета 20 “Основное производство” - Кредит счета 10 “Материалы” субсчет “Материалы в типографии” [1, с. 18].
Таким образом, для материалов принадлежащих типографии, возможны два варианта списания:
1. Стоимость использованных материалов включается в стоимость полиграфических услуг. В этом случае, вся сумма расходов на оплату полиграфических работ, с учетом стоимости материалов, включается в статью “Расходы на полиграфическое исполнение” либо стоимость израсходованных материалов, подлежащих включению в состав расходов по статье “Материалы”, определяется по данным типографского отчета. Стоимость материалов в дебет счета 20 относится с кредита счета 60.
2. Стоимость израсходованных материалов не включается в стоимость полиграфических услуг, а оплачивается издательством отдельно. В этом случае полиграфическая организация, помимо отчета о расходе материалов и счета-фактуры на полиграфические работы, выставляет издательству счет-фактуру на материалы. Стоимость материалов при таком варианте оплаты будет выше, чем в первом случае, так как типография при реализации материалов делает наценку [5].
Список литературы
Жарков В.М., Кузнецов Б.А., Чистова И. Н. Экономика и организация издательского дела: краткий курс, М., 2002.
Буров, В. П. Бизнес-план фирмы. Теория и практика : учебное пособие / В. П. Буров, А. Л. Ломакин, В. А. Морошкин. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 192 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-010999-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1070506
Эриашвили, Н.Д. Книгоиздание. Менеджмент. Маркетинг: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Издательское дело и редактирование», «Книгораспространение», «Менеджмент» / Н.Д. Эриашвили. — 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДДНА,2017. - 351 с. - ISBN 978-5-238-01619-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1028497
Особенности и виды издательской деятельности // Электронный ресурс https://fb.ru/article/430118/osobennosti-i-vidyi-izdatelskoy-deyatelnosti.
"ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. От 27.08.2020).
Аннотация проекта
Институты власти являются одним из ключевых центров любого правового государства. Не исключением выступает и наша страна – Российская Федерация. Однако, проблемой всех правовых государств является слаборазвитость одних и ярко выраженные элементы других институтов. В РФ данная проблема свойственна в первую очередь для ее многочисленных регионов. Превалирование неформальных институтов над формальными является одной из основных проблем современной России. В данной статье они будут рассмотрены на примере субъектов РФ (регионов, областей и республик).
Ключевые слова: Институциональная среда; Регионы РФ; Формальные институты; Неформальные институты; Развитие институтов; Ограничения институциональной среды.