ПРИМЕНЕНИЕ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПРИМЕНЕНИЕ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Орлова Н.Н. 1, Сунгурова А.В. 1
1Северный Арктический федеральный университет имени М.В.Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Различают врожденные и приобретенные нарушения зрения. Врожденная слепота может быть следствием нарушения внутриутробного развития плода (алкоголизм и наркомания матери, интоксикация лекарствами, острые вирусные инфекции и т.д.). Результатом генетических нарушений могут быть микрофтальм (глубокое структурное изменение глаза), антрофтальм (полное отсутствие глаза, безглазие), катаракта (помутнение хрусталика), пигментная дистрофия (дегенерация сетчатки), астигматизм (нарушение преломляющей способности глаза).Причинами приобретенной слепоты являются невриты зрительного нерва, глаукома (отслоение сетчатки), травма глаза, физические перегрузки и др.Слепые - люди с полным отсутствием зрительных ощущений или светоощущением (очертаний предметов не видят, а имеют только ощущение света). В свою очередь различают две степени потери зрения у инвалидов по зрению: 1-я – тотальная потеря зрения; 2-я - практическая слепота, когда имеется светоощущение, способность определить контур предмета. Слабовидящие – это люди, острота зрения которых позволяет различать предметы, очертания которых они видят нечетко [1].

По уровню физического развития дети с нарушением зрения во всех возрастных группах отстают от нормы. При нарушении зрения наблюдается ограничение двигательной активности ребенка, в результате чего возникает ряд вторичных отклонений и не только в физическом развитии слепых и слабовидящих. В частности, у них ослабляются познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление), значительно снижены двигательные функции и качества [2].

Однако этого можно избежать, введя ограничение на компьютер и телевизор (статические нагрузки на глаза), чередуя напряженную работу глаз (выполнение домашних заданий, чтение) с отдыхом. Также врачи-офтальмологи настоятельно рекомендуют проводить для школьников гимнастику для глаз, как дома, так и в школе.

Главный принцип возрастного развития физических способностей - пропорциональность педагогического воздействия чувствительным зонам или сенситивным периодам (наилучший эффект воздействия на определенную физическую способность, быстрый темп роста показателей).

Охрана зрения школьников очень важна, поскольку заболевания органов зрения, как правило, очень плохо поддаются лечению.

Задачи:

- способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования предлагаемых упражнений;

- предупредить зрительное (зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное) утомление у школьников.

Выполнять гимнастику для глаз для школьников среднего возраста следует не реже 2-3 раз в день. Систематические занятия помогут школьнику снять напряжение и усталость с органа зрения, улучшить кровообращение и укрепить мышцы. В большей части они направлены на профилактику болезней глаз, но могут использоваться в лечении, при отсутствии противопоказаний. Длительность занятий не должна превышать 10 минут. На первоначальном этапе рекомендуется начинать с простых упражнений, постепенно увеличивая нагрузку и вводя новые [1].

Комплекс гимнастики для глаз для детей среднего школьного возраста.

Вся гимнастика проводится в комфортной позе в положении сидя. Если ребенок среднего школьного возраста, то их можно сочетать с подвижными играми, тогда процедура не будет утомительной для него, и он с интересом включится в игровой процесс. Детям, посещающим учебные заведения, рекомендуется выполнять комплекс в школе на любой из перемен. Начинать занятия следует с выполнения каждого из упражнений, в 2-3 раз увеличивая число повторений до 6-8 постепенноДля достижения результата и введения подобной гимнастики в привычку, занятия должны быть регулярными и выполнятся по времени[2].

Комплекс упражнений гимнастики для глаз.

«Жмурки». Исходное положение – сидя на стуле, руки на коленях, спина прямая.

Ребенок с усилием зажмуривает глаза в течение 3-4 секунд. После чего открывает их на такое же время. Обладает расслабляющим эффектом, при этом укрепляет мышцы.

«Моргание». Исходное положение – сидя на стуле, руки на коленях, спина прямая. Без напряжения ребенок быстро моргает, легко, не напрягая мышцы век. Длительность до 1 минуты. Улучшается кровообращение и кровоснабжение.

«Светофор». Исходное положение – сидя на стуле, руки на коленях, спина прямая. По очереди необходимо закрывать то правый, то левый глазк, изображая мигание светофора. Кроме очевидной пользы для глаз, развиваем координацию и ориентирование.

«Маятник». Исходное положение – сидя на стуле, руки на коленях, спина прямая. Взгляд не спеша переводится слева на право и обратно, изображая тиканье маятника. При этом голова не должна менять своего положения.

«Пол-потолок». Исходное положение – сидя на стуле, руки на коленях, спина прямая. Не поворачивая головы, смотрим вниз-вверх. В последующем его можно усложнить, соединив с четвёртым.

«Гляделки». Исходное положение – сидя на стуле, руки на коленях, спина прямая. Упражнение выполняется в паре. Двое садятся напротив друг друга и пристально смотрят в глаза, кто первый моргнул, закрывает глазки и изображает спящего. После отдыха повторяемся.

«Часики». Исходное положение – сидя на стуле, руки на коленях, спина прямая.

Медленно, не поворачивая головы, делаем круг глазами сначала по часовой стрелке, а затем против.

«Крестики». Исходное положение – сидя на стуле, руки на коленях, спина прямая. Глаза рисуем импровизированный крестик, переводя взгляд: вправо-вверх, затем влево-вниз и в обратной последовательности.

«Далеко-близко». Исходное положение – стоя, спина прямая.

Упражнение делать можно в комнате, на улице или у окна. Выбирается самый удалённый предмет и ребенку предлагается внимательно его рассмотреть в течение 10-15 секунд, после чего перевести взгляд на очень близкий предмет: палец, игрушку, стол, находящиеся на расстоянии 30 см от глаз.

«Массаж век». Исходное положение – сидя на стуле, руки на коленях, спина прямая. Аккуратно, не надавливая пальцами массировать верхнее веко от внутреннего к наружному краю, а нижнее – наоборот. Время выполнения не более 1 минуты [3].

Выше перечисленный комплекс упражнений для глаз очень важен для профилактики, коррекции и лечения различных нарушений зрения для детей. Регулярное выполнение упражнений для глаз позволяют минимизировать вред и обеспечивают эффективную профилактику снижения остроты зрения, вызванного перенапряжением.

Список использованных источников

Гимнастика для глаз. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

https://spb.excimerclinic.ru/press/eyegimnastika/, (Дата обращения: 19.11.2020).

Гимнастика для глаз для детей младшего школьного возраста. [Электронный ресурс].Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz-zhizni/2019/10/06/gimnastika-dlya-glaz-dlya-detey-mladshego, (Дата обращения: 19.11.2020).

Комплексы упражнений гимнастики для глаз. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://arhangelsk.happylook.ru/blog/zdorove-glaz/zaryadka-dlya-glaz-kompleksy-dlya-detey-raznogo-vozrasta/, (Дата обращения: 19.11.2020).

Лечебная гимнастика для глаз. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://gimnastikasport.ru/lechebnaya/dlja-glaz/dlja-shkolnikov-2.html,(Дата обращения: 19.11.2020).

Просмотров работы: 9