ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Гейдарова Е.А. 1, Сунгурова А.В. 1
1Северный Арктический федеральный университет имени М.В.Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной статье представлена информация о применении комплексов дыхательной гимнастики для детей среднего школьного возраста.

Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V – VIII классы). В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый – 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом. Дети более подвержены заболеваниям бронхов и легких. Причинами этого являются строение дыхательной системы ребенка, в связи с чем уменьшается способность организма детей сопротивляться инфекциям [4].

Дыхательная гимнастика – система специально подобранных физических упражнений для дыхательной мускулатуры, обеспечивающих совершенствование биомеханики дыхания и газообмена. Она позволяет расширять энергетические возможности организма и его физическую работоспособность, экономизировать деятельность аппарата дыхания и кровообращения, укреплять дыхательные мышцы грудной клетки и диафрагмы, улучшать деятельность органов брюшной полости, а также повышать или понижать возбудимость центральной нервной системы [1].

Значение такой гимнастики для общего физического развития велико, ведь:

1) упражнения для органов дыхания помогают насытиться кислородом каждой клеточке организма ребёнка;

2) упражнения учат детей управлять своим дыханием, что, в свою очередь, формирует умение управлять собой;

3) правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы ребёнка, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья;

4) дыхательная гимнастика — отличная профилактика болезней органов дыхания.

Дыхательной системе принадлежит важная роль в регуляции жизнедеятельности и здоровья человека. Главная функция дыхания – газообмен. Легкие снабжают кровь кислородом и выводят образуемый в организме углекислый газ. Процесс дыхания зависит от согласованной работы дыхательных мышц. Правильное дыхание положительно сказывается на всех функциях человеческого организма, а его тренировка с успехом может применяться для восстановления и укрепления здоровья [1].

Дыхательная гимнастика позволяет организму восстановиться и начать бороться с болезнью. Поэтому в процедуру комплексного лечения обязательно следует включать упражнения, направленные на развитие дыхательной системы. У детей, страдающими заболеваниями органов дыхания, выполнение дыхательных упражнений значительно облегчает болезнь, сокращает её длительность и уменьшает возможность развития осложнений. Правильно подобранный комплекс упражнений дыхательной гимнастики поможет развитию ещё несовершенной дыхательной системы ребёнка и укрепит защитные силы его организма.

Существует ряд дыхательных упражнений, которые делятся на категории:

• брюшное (диафрагмальное) дыхание;

• различные виды задержек дыхания в фазе вдоха или выдоха;

• сочетание вдоха или выдоха с движениями рук или туловища;

• выполнение дыхательных движений из различных исходных положений;

• другие дыхательные упражнения (например, протяжное пение и др.) [2].

Предлагаем использовать комплекс специальных упражнений для органов дыхания (дыхательные упражнения):

I.Комплекс дыхательных упражнений с общеразвивающими упражнениями.

1. И.п. – лежа на спине (сидя, стоя). Сделать глубокий вдох и продолжительный выдох.

2. И.п. – то же. Сделать вдох на 4 счета и выдох на 4 счета.

3. И.п. – то же. Повернуть кисти рук наружу с небольшим отведением плеч и рук в стороны, вернуться в и.п. – выдох.

4. И.п. – сидя (стоя), прямые руки сзади, кисти в замок. Скользя по туловищу вниз, развернуть плечи – глубокий вдох, вернуться с и.п. – выдох.

5. И.п. – сидя, руки на поясе. Отвести локти назад – вдох, вернуться в и.п. – выдох.

6. И.п. – сидя (стоя), кисти на шее. Отвести локти и голову назад – вдох, вернуться в и.п. – выдох.

7. И.п. – лежа на спине (сидя, стоя). Дугами наружу руки вверх – вдох, дугами наружу руки вниз – выдох.

8. И.п. – то же, руки вперед, кисти соединены тыльной стороной. Руки в стороны – вдох, вернуться в и.п. – выдох.

9. И.п. – сидя (стоя), кисти к плечам. Отвести сначала правый, а затем левый локоть в сторону – вдох, отвести правый, затем левый локоть вперед – выдох.

10. И.п. – о.с. Руки вверх-в стороны, прогнуться назад – вдох, вернуться в и.п. – выдох.

11. И.п. – стоя, руки вперед. Медленно отвести руки в стороны-назад, голову назад – вдох, затем скрестить руки на груди и наклониться вперед – выдох.

12. И.п. – о.с. Дугами наружу руки медленно поднять вверх, смотреть на кисти – вдох, опустить руки, наклонить туловище – выдох. Можно выполнять с задержкой дыхания, особенно при бронхиальной астме.

13. И.п. – стоя (сидя). Разводя руки в стороны на 4 счета сделать вдох, затем на 4 счета – пауза, опуская руки – выдох на 4 счета и вновь пауза на 4 счета.

14. И.п. – лежа на спине или стоя, кисти рук положить на живот. Сделать вдох на 3-4 счета, поднимая брюшную стенку, затем выдох, втягивая ее.

15. И.п. – стоя или лежа на спине. Сделать неглубокий вдох и, не вдыхая, производить выпячивание и втягивание брюшной стенки.

16. Медленный бег – эффективное дыхательное упражнение, при котором вдох и выдох выполняют на 4-6 шагов (повторяем 6-8 раз, чередуя с общеразвивающими упражнениями).

Дыхательные упражнения необходимо выполнять ежедневно и включать во все виды занятий физической культурой [1].

II.Элементы дыхательной гимнастики для восстановления носового дыхания:

1. Глубокий вдох – выдох через нос с произношением звука «М» (рот плотно закрыт).

2. Выдох через нос короткими толчками (рот плотно закрыт).

3. Выдох поочередно через левую и правую ноздрю (другая ноздря прижата пальцами, рот закрыт)

4. Нос зажат пальцами – задержка дыхания под счет до 8-10 раз. Выдохнуть через нос. Полный вдох через рот.

5. Положить на ладонь легкую бумажку, сдувать ее, делая выдох, поочередно, левой и правой ноздрей (рот плотно закрыт, одна ноздря прижата пальцами).

III.Упражнения, закаливающие носовое дыхание:

1. Сделать 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю (по 4-6 с), поочередно закрывая ее большим и указательным пальцами.

2. На вдохе оказать сопротивление воздуху, надавливая на крылья носа. Во время продолжительного выдоха такое сопротивление должно быть переменным (постукивать пальцами по крыльям носа).

3. Выключить дыхание ртом, подняв кончик языка к твердому нёбу, при этом вдох и выдох осуществляется через нос.

4. Сделать спокойный вдох, на выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произносить слоги «БА,БО,БУ» [1].

Создание в среднем школьном возрасте полноценной коррекционно-оздоровительной среды, включающей физкультурные занятия с использованием специальных дыхательных упражнений, благотворно сказываются на сопротивляемости организма различным заболеваниям, так как в результате активных действий ребенка его надпочечники более интенсивно выделяют противовоспалительные гормоны. Именно поэтому считается, что физические упражнения и дыхательные упражнения способствуют выздоровлению ребенка, а также укрепляют его организм.

Рекомендовано проводить специальные дыхательные упражнения не только, во время занятий физической культуры, но и как самостоятельные упражнения – дома, для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, насморка, бронхиальной астмы.

Необходимо научить детей управлять своим дыханием, выработать привычку. Ведь правильное дыхание – это лучшая профилактика многих заболеваний.

Литература

Лукашкова, И.Л. Дыхательная гимнастика: метод, рекомендации / И.Л. Лукашкова, Т.В. Мискевич, О.В. Савицкая. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2008.

Пантелеева Е.В. Дыхательная гимнастика для детей [Электронный ресурс]/ Пантелеева Е.В.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Человек, 2012.

Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре : учебник / авторы-составители О. Э. Евсеева, С. П. Евсеев ; под. ред. С. П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2013.

Шапкова, Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / Л.В.Шапкова. – М.: Советский спорт, 2007.

Просмотров работы: 28