Проблема культуры речи в современном обществе - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Проблема культуры речи в современном обществе

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Наша речь подобна живому организму, отзывается на все значимые события, происходящие в обществе.

В современном мире большое волнение вызывает состояние современного языка, а именно культура речи россиян. Эта проблема затрагивает абсолютно каждые слои населения нашей страны. В первую очередь это касается подростков, которые употребляют ненормативную лексику, считая это нормальным. Сейчас уже намного реже слышны такие слова как «спасибо», «пожалуйста», «извините» и т.д. Эта проблема волнует многих, и филологов, и родителей и ту молодежь, которая хочет добиться успеха в жизни. Можно увидеть такую закономерность, что именно молодые люди поддерживают все новации в современном обществе и принимают в них активное участие. Появляется молодёжный сленг, из-за которого заметно снижается уровень грамотности. Благодаря высокому росту коммуникаций за последние десятилетия, в лексикон добавилось много новых слов. Эти слова отражаются в различных средствах массовой информации, а также находят свое отражение в жаргоне, который оставляет свой след на культурной речи нации. Как отмечает Нестерова И.А., «культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи» [1].

Пропасть, которая появилась между грамотной речью и сленгом с каждым разом всё больше и больше углубляется. Красивые слова русского языка заменяют оберткой, внутри которой нет никакого смысла. Потребность ненормативной лексики у подростков можно обосновать тем, что они переживают трудный психологический возраст. Им хочется казаться независимыми от социального контроля. И в такой ситуации возникает недопустимый тип общения, который нельзя использовать в обычной жизни. В результате чего появляются особые формы сленговой речи, которые выражают философию жизни современной молодежи. Это общение также удаляет индивидуальные препятствия между общающимися.

Русский язык сейчас переживает кризис. Употребление ненормативной лексики снижает культуру – это и есть состояние русского языка на сегодняшний день. Огромное влияние на развитие языка оказывают средства массовой информации. Ненормативную лексику можно встретить в независимых газетах или же на телевидении, радио, где, порой, нет должного контроля. Грамматические ошибки можно встретить у высокопоставленных лиц и тут уже пора задуматься о том, что наш язык нужно спасать! Современная музыка, которая направлена на молодое поколение, в основном состоит из матов. Все эти песенки, которые напевают на улице даже дети, олицетворяют не только бездушие авторов, но и бедность нашего языка. Наша главная задача состоит в том, чтобы не допустить глобальной жаргонизации нашего языка.

В настоящее время без знания грамматики невозможно общаться на полноправном уровне. Высокий уровень речевой культуры - это и есть главная черта культурного и воспитанного человека, ведь главную роль в межличностных отношениях играет именно речевая культура человека.

Научная деятельность российских лингвистов всегда находила отклик в нуждах русского общества. Как национальное достояние встретили в России выход нормативной «Российской грамматики» Ломоносова М.В.. Михаил Васильевич Ломоносов – один из выдающихся представителей русской культуры и науки. Жизнь великого ученого считают подвигом во имя науки и просвещения.

Мы думаем, что все составные социологизации, которые принимают участие в формировании молодежи как достойной части российского народа, должны принимать активное участие в борьбе за чистоту речи. Этот процесс борьбы должен начинаться с семьи: ребенка должны с детства учить уважительно, относиться к членам своей семьи и тогда в будущем вряд ли появится какое-то желание выражать свои чувства с помощью ненормативной лексики.

Также помощь в этой борьбе должны оказывать образовательные учреждения. К примеру, нам приятно общаться с преподавателями, которые уважают нас как личность. В таком случае у нас не возникает никаких внутренних протестов и, следовательно, не будет никакой агрессивной речи.

Важно знать, что многие подростки используют ненормативную лексику из-за определенных личных факторов, к примеру, некоторые из них страдают психическими отклонениями. Поэтому важно быть внимательными по отношению друг к другу и относиться с пониманием к определенным ситуациям.

Как подчеркивает С.В. Цынк, антиэтикетное речевое поведение "не разрешает конфликта, а только отрицательно характеризует говорящего" [2, с 56]. Надеемся, в будущем мода на ругательства пройдет. Молодые люди будут по новому учиться общаться между собой и выражать свои эмоции. Мы должны гордиться свои языком, который является нашим национальным богатством. Совершенствование своей речи – является долгом каждого из нас. Так давайте же сделаем так, чтобы он оставался чистым и в дальнейшем воплощал в себе культурные традиции русского народа.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

Культура речи [Электронный ресурс]. Режим доступа: Культура речи (odiplom.ru) (дата обращения: 01.12.2020).

Культура речи в современном обществе [Электронный ресурс]. Культура речи в современном обществе (xn--h1aa0abgczd7be.xn--p1ai) (дата обращения: 01.12.2020).

Жаргонизмы [Электронный ресурс]. Режим доступа: Жаргонизмы – примеры слов и их значения в русском языке (obrazovaka.ru) (дата обращения: 01.12.2020).

Цынк С.В. Русский язык и культура речи. Курс лекций. - Самара: Самар. гуманит. акад., 2007. - 94 с.

Просмотров работы: 343