МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

Данильченко В.И. 1, Лехтянская Л.В. 1
1Владивостокский государственный университет экономики и сервиса филиал в г. Находка
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: Данная тема считается актуальной в наше время, так как методы управления – это важнейшая часть современного менеджмента. В словаре иностранных слов, менеджмент переводится на русский язык, как «управление производством». Зная методы и пути решения управленческих задач можно достичь определенного успеха в управлении организацией.

Главной целью работы коммерческой организации является получение прибыли. Однако, эффективная работа не возможна, в случае если она не структурирована, и не регулируется принципом ведения управленческой деятельности, в согласовании с которым разрабатываются методы управления. Внедрение методов управления позволяет воплотить в жизнь управленческие функции, что обогащает менеджмент теоретически и практически.

Ключевые слова: управление, методы управления, анализ и оценка эффективности использования методов управления в организации.

Abstract: in my opinion, this topic is very relevant in our time, since management methods are an integral part of modern management. In the Dictionary of foreign words, management is translated into Russian as "production management" and as "a set of principles, methods, tools and forms of production management in order to increase production efficiency and profitability". Management teaches how to achieve success in managing an enterprise by knowing the techniques, methods and ways of solving certain managerial tasks.

The main goal of any organization is to make a profit. But effective work is not possible if it is not structured and regulated by the principle of management activities, in accordance with which management methods are developed. The use of management methods allows you to perform management functions, which enriches the theory and practice of management. Thus, the relevance of the chosen topic lies in the fact that the problems that arise in enterprises in the new market conditions cannot be solved without modern professional management and management methods.

Keywords: management, management methods, analysis and evaluation of the effectiveness of management methods in the organization

Цель данной работы заключается в рассмотрении методов управления, которые предполагают использование способов влияния на управляемый объект для достижения установленных целей организации.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

- изучить понятие методов управления и их виды;

- проанализировать и оценить эффективность использования методов управления в организации;

- определить основные направления совершенствования методов управления в организации.

1. Анализ и оценка эффективности использования методов управления в организации.Осуществление функций и принципов управления происходит путем использования всевозможных методов. Методы управления - это совокупность способов и методик влияния на управляемый объект для достижения установленных организацией целей. Слово «метод» греческого происхождения (в переводе значит способ достижения цели). С помощью методов (способов) управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. В практике управления, как правило, используются всевозможные способы и их сочетания.

Так или иначе, но все методы управления дополняют друг друга и присутствуют в неизменном динамическом равновесии. Методы управления всегда ориентированы на людей, которые осуществляют всевозможные виды работ в организации.

Управление персоналом включает в себя цельную систему. Система работы с персоналом – это совокупность взаимосвязанных решений по обеспечению управления в трудовой среде. Данная система подразумевает не только формальную организацию работы с персоналом (подбор, расстановка, контроль и др.), но и совокупность факторов социально-психологического, неформального характера.

Управление персоналом на предприятии – это деятельность, которая разрешает воплотить в жизнь, обобщить большой диапазон вопросов.

Подробно стоит отметить 3 фактора, оказывающих влияние на персонал фирмы:

- иерархическая структура фирмы, где ведущее средство влияния – это дела власти – подчинения, давления на человека сверху, с поддержкой принуждения, контроля над распределением благ материального характера;

- культура - вырабатываемые социумом, предприятием, группой людей общие правила, общественные общепризнанные меры, установки поведения, которые регламентируют воздействие на личность;

- рынок – это сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и предложений. При переходе к рынку происходит медлительный переход от иерархического управления, жёсткой системы административного влияния, буквально неограниченной исполнительной власти к рыночным взаимоотношениям, отношениям собственности, базирующимся на финансовых способах. Поэтому важна разработка принципиально свежих подходов к приоритету ценностей. В системе методов управления персоналом выделяют:

1. Административные методы;

2. Экономические методы;

3. Социально-психологические методы.

Методы управления – это методы, которые воплощают управленческие воздействия на персонал для достижения целей организации.

Гольдштейн Г.Я. считает, что административные методы (способы) считаются методикой воплощения управленческих воздействий на персонал и основываются на власти, дисциплине и взысканиях. Административные способы нацелены на такие модели поведения, как осмысленная надобность дисциплины труда, ощущение долга, влечение человека работать в определённой организации и т.п. Эти способы отличаются от других тем, что имеют прямое влияние: каждые регламентирующие или же административные приказы, распоряжения или документы подлежат обязательному выполнению. Для административных способов свойственно их соотношение правовым общепризнанным мерам, которые действуют на определённом уровне управления, а еще актам и постановлениям вышестоящих органов управления.

Благодаря экономическим методам (способам), основанным на применении финансового механизма происходит стимулирование персонала и отдельных работников. В советское время экономическими методами считались централизованное планирование, хозяйственный расчёт, заработная плата. Финансовые способы обязаны базироваться на товарно-денежных отношениях рыночной экономики. [5, с.141]

Профессор Дойль Питер утверждает, что социально-психологические методы (способы) - это методы воплощения управленческих воздействий на работников, основанные на применении закономерностей социологии и психологии. Группы людей и отдельно взятые личности являются объектом влияния социально-психологических способов.

По масштабу и методам влияния эти способы делят на две группы: социологические способы, ориентированные на группы людей и их взаимодействия в процессе производства; психические способы, которые направленно влияют на определенного человека. Это деление довольно символично, так как в современном обществе человек всякий раз функционирует не в изолированном мире, а в группе различных по психологии людей. Впрочем, высокоэффективное управление персоналом, подразумевает под собой познание и социологических и психологических методов. [6, с.187]

Социологические способы играют весомую роль в управлении персоналом, они дают возможность правильно распределить должностные обязанности в коллективе, найти неформальных лидеров, связать мотивацию людей с конечными итогами работы, гарантировать эффективные взаимоотношения в коллективе.

Проанализируем элементы, которые регулируются социологическими способами.

Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, развитие социальных стандартов, таких как: уровень жизни, заработная плата, жилищные требования, условия труда, целевые показатели, а также достижение конечных социальных результатов. На примере предприятия, повышение уровня образования и квалификации рабочих, уменьшение несчастных случаев на производстве.

Методы социологических исследований – это набор научных инструментов в работе с персоналом, они позволяют выявить необходимые данные для отбора, оценки, и обучения персонала, а также позволяют принимать правильные кадровые решения. Такой метод социологических исследований как анкетирование позволяет собирать нужную информацию путем выборочного опроса людей.

Интервью – это вид опроса, при котором интервьюер находится в непосредственном контакте с опрашиваемым. Роль интервьюера заключается в постановке вопросов и фиксации его ответов.  Социометрический метод необходим при анализе как деловых, так и дружественных взаимоотношений в коллективе, когда на основе анкетирования работников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, позволяющая определить неформальных лидеров в коллективе. Метод наблюдения позволяет выявить те качества сотрудников, которые возможно обнаружить только в неформальной обстановке или стрессовых ситуациях. Собеседование является, пожалуй, самым распространенным способом как приема на работу, так и ведения деловых переговоров.

Психологические методы играют довольно весомую роль в работе с персоналом, поскольку направлены на конкретного работника. Ключевой их особенностью считается способность направить человека на выполнение определенных задач, путем обращения к его внутреннему миру.

Психологическое планирование направленно на создание нового направления в работе с персоналом, позволяющего создать дружную атмосферу в трудовом коллективе. Психологическое планирование подразумевает постановку целей становления, и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, способов планирования психологического климата. К более необходимым итогам психологического планирования относится:

1. формирование групп на базе психологического (психического) соотношения сотрудников;

2. комфортный психологический климат в коллективе;

3. формирование собственной мотивации людей исходя из философии предприятия;

4. минимизацию психологических инцидентов (скандалов, обид, стрессов, раздражений);

5. рост умственных возможностей членов коллектива и уровня их образования

6. формирование корпоративной культуры на базе общепризнанных правил поведения и образов правильных сотрудников.

2. Основные направления совершенствования методов управления в организации. Нестабильность финансового состояния организации, денежные проблемы, несвоевременная выплата заработной платы, не содействуют поддержанию нормального социально - психологического климата в организации, поскольку начальник обязан уделять большое внимание именно производству, а не климату в коллективе.

Владелец предприятия имеет возможность сохранить сотрудников к примеру, создав хорошую рабочую обстановку. Стоит задуматься, достаточны ли отопление, вентиляция, освещение. Еще нужно задуматься о планировке здания: есть ли у любого сотрудника своё личное рабочее пространство, считается ли оснащение кабинета прогрессивным и лёгким в эксплуатации, комфортно ли сотрудникам трудиться на рабочем месте. Необходимо задуматься о рабочей обстановке, в случае если на предприятии трудятся инвалиды. Для слепых и слабовидящих сотрудников нужно, чтобы коридоры и проходы не имели преград. Для сотрудников с ослабленным зрением документы обязаны быть увеличены с поддержкой ксерокса, всевозможные символы и объявления написаны понятно.

Для глухих или же слабослышащих сотрудников применение оснащения, как мигающие лампочки, наушники или же усилители. Для сотрудников, которые перемещаются с трудом или же прикованы к креслам-каталкам, необходимо установить пандусы с перилами на конкретной высоте, широкие дверные проемы; нескользкие полы; обозначения, памятки, палки, выключатели и ручки на комфортной высоте, а еще адаптированные туалеты и ванные комнаты. Данный перечень ни в коем случае не считается закрытым.

При анализе опыта иностранных государств в управлении персоналом фирмы, можно привести в пример японское управление кадрами, которое отличается проявлением почтения к человеку, формирующееся за счёт системы пожизненного найма, малозначительной дифференциации продвижения по карьерной лестнице, а еще периодического обучения и вовлечения персонала в управление. Такая система ценна созданием у персонала чувства единства. Для персонала есть большое количество путей продвижения вверх в карьере и увеличения заработной платы. С другой стороны, акцент на расширение возможностей участия в управлении улучшает осознание роли собственного труда. Эти моменты приводят к высочайшей производительности, восприимчивости к нововведениям и, в конечном счёте, к высочайшей конкурентоспособности на мировых рынках [4, с.126].

Список литературы

1. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989

2. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. – М.: «Банки и биржи» «ЮНИТИ»,2005

3. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. - М.: АОЗТ «Центр экономики и маркетинга», 2006

4. О.С. Виханский. Стратегическое управление. Учебник – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Гардарика, 2005.

5. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент. – Таганрог: Издат-во ТРТУ, 2006

6. Дойль Питер. Менеджмент: стратегия и тактика./Пер. с англ. А. Вихровский, В. Кузина. – СПб.: Питер, 2005

7. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: теория и практика. Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс,2005.

8. Мескон М.Х. , Альберт М., Хедоури Ф.Основы менеджмента - М.: Дело, 2006.

9. Рой О.М., Зараева А.М.Менеджмент современной фирмы: организация, стратегия, финансы. Конспект лекций. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005.

10. Смирнов Н.Н. Стратегический менеджмент. – СПб.: Питер 2006.

Просмотров работы: 4