Аннотация: В статье рассмотрено развитие сетевого маркетинга. Показаны преимущества сетевого маркетинга в ведении перед традиционным бизнесом, что позволяет каждому желающему связать свою жизнь с MLM-компаниями и повысить свой доход, а также уровень жизни.
Ключевые слова: сетевой маркетинг, MLM-компании, эффективность, рейтинг сетевых компаний, индустрия сетевого бизнеса.
Введение. Сетевой маркетинг или многоуровневый маркетинг (MLM) – это система прямых продаж, основанная на создании сети независимых дистрибьюторов, каждый из которых не только занимается сбытом продукции, но и привлекает партнеров, что и является преимуществом сетевой компании. Дистрибьютор является агентом компании, с помощью каталогов и образцов продукции, а иногда и просто рекомендацией, он находит потребителя для своего товара. Доход дистрибьютора заключается в том, что он продает товар по начальной цене, но ему он достается дешевле
Анализ. Свою историю сетевой маркетинг начинает с 40-ых годов XX века, именно тогда компания «Nutrilite Products» положила начало этому экономическому явлению. Наибольшую популярность сетевой маркетинг получил в 1980-е-1990-е годы, когда MLM-компании начали распространять широкий выбор товаров, начиная от текстиля и заканчивая запчастями от автомобиля.
В России же применятся сетевой маркетинг стал в 1990-е годы; нестабильная экономическая ситуация в стране побудила людей вступить в сетевые компании. В начале рынок был заполнен исключительно иностранными MLM-компаниями, но уже со второй половины 90-х годов создаются российские компании.
На сегодняшний день сетевой маркетинг популярен во всем мире и считается прогрессивным способом реализации товаром в услуг, объяснить это можно, выделив его преимущества:
легкий старт;
пассивный заработок;
свободный график;
возможность ведения бизнеса в сети Интернет;
доступ к качественной продукции.
Сетевой бизнес - одна из успешно развивающихся сфер деятельности в мире за последние 20 лет. Темпы роста MLM- компаний сравниваются с темпами роста фармацевтики и телекоммуникаций. Новой сетевой компании довольно просто приобрести популярность и приносить большой доход
Сейчас существует свыше 5000 сетевых компаний, продающих косметику, текстиль, бытовую технику. Рейтинг сетевых компаний составляется по их годовой выручке; среди лидеров можно увидеть косметические компании таких как AMWAY, AVON и компания специализирующего питания Herbalife. Большинство MLM-компаний развиваются и работают в интернете, что и подтверждает их успех, ведь интернет является актуальным и менее затратными путем для бизнеса (табл.).
Таблица.
Рейтинг сетевых компаний по товарообороту
Место |
Компания |
Доход в 2019г., $ млн |
Доход в 2018г., $ млн |
Доход в 2017г., $ млн |
1 |
Amway (Alticor) |
8400 |
8800 |
8600 |
2 |
Herbalife |
4900 |
4900 |
4400 |
3 |
Avon Products |
4760 |
5570 |
5700 |
4 |
Vorwerk & Co |
4230 |
4300 |
4190 |
5 |
Natura Cosmeticos SA |
3660 |
3670 |
3090 |
6 |
Coway |
2590 |
2500 |
2050 |
7 |
Nu Skin |
2400 |
2680 |
2280 |
8 |
Tupperware Brands |
1800 |
2000 |
2260 |
9 |
Oriflame |
1470 |
1550 |
1537 |
10 |
Ambit Energy |
1310 |
1300 |
1150 |
51 |
Xyngular |
108 |
109 |
100 |
В России популярен сетевой бизнес, связанный с реализацией косметических и диетических пищевых добавок; из-за относительной простоты этого бизнеса число представителей MLM-компаний растет с каждым днем. Если сравнивать Россию с другими странами по количеству дистрибьюторов, то она занимает лидирующие позиции, стоя рядом с такими гигантами сетевого бизнеса как США,Тайландом и Японией. В 2015 году количество дистрибьюторов составило 104,6 млн человек, а уже к 2018 году эта цифра возросла до 118,4 млн человек (рис.).
Рисунок - Число дистрибьюторов в мире, млн.чел.
Что касается категорий товаров, реализуемые в сетевом бизнесе, то самые прибыльные стали такие категории как «косметика и парфюмерия», «одежда, обувь и аксессуары», «медицина и фармацевтика», «товары для дома и сада». Большую прибыль принесла категория «медицина и фармацевтика», которая составила 33,2% от всех продаж и принесла 4,1 млрд долларов; «косметика и парфюмерия» составила 31,2% от продаж и принесла 60,2 млрд долларов, а «товары для дома и сада» заняли 12,8% и получили 24,7 млрд долларов. Остальные категории, представленные в индустрии: «одежда, обувь и аксессуары» – 12,0 млрд долларов, «финансовые услуги» – 6,2 млрд долларов, «продукты питания и напитки» – 5,2 млрд долларов, «коммунальные услуги» – 5,2 млрд долларов, «книги, игрушки, канцелярские товары» – 4,4 млрд долларов, остальные товары и услуги – 7,6 млрд долларов.
Сетевой бизнес по своей экономической эффективности привлекает преимущественно молодое поколение, ищущее в этом финансовую независимость и личностный рост. Раньше основной целью вступления в MLM-компанию было получение товара со скидкой или дополнительный доход, сейчас же дистрибьюторы ищут в этом личностный рост и шанс открыть свое дело.
Если проанализировать рабочий график дистрибьюторов, то из 118,4 млн человек 10,5 млн уделяет для ведения этого бизнеса по 30 часов в неделю, то есть полный рабочий день; 42,9 млн посвящают менее 30 часов в неделю сетевому маркетингу, а в 64,9 млн дистрибьюторов входят те, кто занялся сетевыми продажами недавно и занимается ими нерегулярно. Успешность развития сетевого бизнеса может подтвердить тот факт, что, что в университетах появились факультеты по ведению и развитию MLM-компаний, например, а США и Франции, что предоставляет сетевой сфере высококвалифицированных специалистов.
Вывод. Таким образом, индустрия сетевого бизнеса развивается настолько успешно, что в университетах появились факультеты по ведению и развитию MLM-компаний, что предоставляет этому бизнесу высококвалифицированных специалистов.
Сетевой бизнес дает шанс изменить жизнь к лучшему, что и подтверждает мысль о том, что сетевой бизнес- бизнес будущего.
Список литературы
Долбунов А. А. Маркетинг ниш: как это может быть// Маркетинг и маркетинговые исследования в России. – 2006. - № 12.
Мухина М. К. Многоуровневый сетевой маркетинг в России// Маркетинг в России и за рубежом. – 2006. - №3.
Тяпухин А. П. Многоуровневый сетевой маркетинг. – М.: Маркетинг, 2005.
Заскалько Е.Е. Сетевой маркетинг как социальное явление // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 2.