СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ

Киселёва Д.Д. 1
1УлГПУ имени И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: Статья посвящена раскрытию сущности сказкотерапии как вида психокоррекционных технологий, использующихся в работе с детьми-инвалидами. Изложены основные виды сказок и сферы их влияния на психику ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Проанализированы правила создания сказок, формы работы с ними, излагаются взгляды на методы их подачи. Значительное внимание уделяется раскрытию функций сказок и их роли в развитии детей-инвалидов.

Ключевые слова:сказкотерапия, дети с ограниченными возможностями здоровья, социальная реабилитация, психокоррекция

Abstract: the Article is devoted to revealing the essence of fairy-tale therapy as a type of psychocorrection technologies used in working with disabled children. The main types of fairy tales and their influence on the psyche of a child with disabilities are described. The author analyzes the rules for creating fairy tales, forms of working with them, and views on the methods of their presentation. Considerable attention is paid to revealing the functions of fairy tales and their role in the development of children with disabilities.

Keyword: fairy-tale therapy, children with disabilities, social rehabilitation, psychocorrection

Детская инвалидность - одна из наиболее актуальных проблем современного общества. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья не может функционировать в социуме без помощи других людей, ведь его физиологические и психические ресурсы, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность, ограничены.

Согласно статистическим данным Федерального реестра инвалидов, на 2020 год в Российской Федерации насчитывается 688 тыс. детей-инвалидов, каждому из которых требуется помощь и поддержка.

Социально-реабилитационная деятельность направлена не только на улучшение качества жизни особенного ребенка, но и на утверждение в социуме гуманистических взглядов на проблему детской инвалидности.

Процесс реабилитации подчинен определенным правовым принципам, закрепленным в законе N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Важную роль в реабилитации отводится психологической работе, проработке внутренних конфликтов и травм.

Как отмечает Е.И. Холостова, «психологическая реабилитация является самостоятельным направлением реабилитационной деятельности, сосредоточенным на преодолении страха перед действительностью, изживание социально-психологического комплекса "калеки", укрепление активной, деятельной личностной позиции..» [8,с.51].

В последнее десятилетие метод сказкотерапии широко используется в социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Важность данного метода нельзя недооценить: сказкотерапия направлена на внутренний мир ребенка, на устранение различных социальных и психологических барьеров во взаимодействии «маленького человека» с окружающей средой. Через сказки дети с ограниченными возможностями здоровья получают возможность понять мир, войти в «зону комфорта», преодолеть собственные страхи и неуверенность в себе, погрузиться в атмосферу творчества и фантазии.

Понятие «сказкотерапия» имеет множество различных определений. Но все они сводятся к одному глубинному пониманию сущности данного метода: сказкотерапия — технология «лечения» души человека, испытывающего психологические трудности в процессе жизнедеятельности, социализации и адаптации.

По мнению Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, «сказкотерапия — это процесс поиска смысла,расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем» [3, с.4].

Интерес представляет и другая точка зрения автора на определение смысла данного термина: «сказкотерапия — это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность» [3, с.5]. Автор приводит несколько формулировок для лучшего понимания цели, сущности, предназначения сказкотерапии.

Как отмечает М. В. Киселева, «сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром» [4, с.33].

В процессе анализа литературы было выявлено, что сказкотерапия зарождалась в рамках психоанализа, разработанного известным австрийским психологом Зигмундом Фрейдом. Фрейд утверждал, что в художественных произведениях отражаются проблемы автора, его видение своей позиции, занимаемой в мире. Это важно учесть при выборе метода работы со сказками. Создание сказок вместе с ребенком поможет специалисту выявить его психологические трудности и противоречия, вызванные контактом с внешним миром.

Эрик Берн, создатель теории трансактного анализа, уделял большое внимание анализированию сказок, с помощью которых человек формирует свой жизненный сценарий. Поэтому следует очень тщательно подходить к выбору сюжета сказок, который будут изучаться и интерпретироваться вместе с детьми. Хорошие, добрые, правильные сказки помогут ребенку с особенностями в развитии понять мир, усвоить его правила, выработать социально-приемлемые модели поведения.

С помощью метафорического языка сказок специалисты поддерживают гармонию хрупкого мира маленького человека, показывая ему, что он полноправный член общества, которому обязательно окажут помощь в трудной жизненной ситуации. В этом заключается направленность сказкотерапии — улучшить ментальное здоровье особенных детей, исключить страх перед социумом и выработать установку принятия себя как его полноправной части. Тем самым сказки создают «доступную среду» для ребенка с ограниченными возможностями здоровья в психологическом и эмоциональном плане.

Перед тем, как сделать выбор в пользу работы со сказками, специалист проводит диагностику психологического состояния воспитанников, исследует эмоциональную и когнитивную сферу, ищет индивидуальный подход, учитывает особенности каждой личности.

Сказкотерапия помогает побороть чувства страха, уныния, апатии, потерянности, неудовлетворенности собой. Разобраться со своими чувствами, переживаниями, психосоматическими заболеваниями. Посредством сказкотерапии ребенок налаживает контакт с миром, учиться принимать себя со всеми достоинствами и недостатками.

Как отмечает Н. Б. Терехина, «данная мето­дика позволяет развить творческое мышление, вербаль­ный язык, образное мышление, способность устанавли­вать причинно-следственные связи, развить чувство юмора. С помощью сказкотерапии улучшаются мелкая и общая моторика, фон настроения, навыки самообслуживания, ри­сования лепки, письма» [6, с.292].

Технология сказкотерапии имеет коррекционный, воспитывающий и обучающий характер. Она стимулирует мыслительные операции, прививает любовь к чтению, способствует личностному росту, вдохновляет на творчество. В процессе прочтения и интерпретации сказок устанавливаются теплые и доверительные отношения между воспитанником и педагогом. Ребенок «впускает» взрослого в свой мир, доверяет ему и прислушивается к его мнению. Тем самым психологические барьеры постепенно рушатся, дети начинают безболезненно входить в общество.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет следующие формы работы со сказками:

Анализ сказок: воздействие на умственную сферу, путем интерпретации сказочного сюжета. Ребенок описывает свои чувства и переживания. Педагог помогает воспитаннику выстроить причинно-следственные связи, установить логику рассуждений.

Рассказывание сказок: специалист сознательно делает выбор в пользу той сказки, которая может помочь воспитаннику в решении его проблем. Во время своего повествования, педагог делает акцент на важные сюжетные места, которые подталкивают ребенка к нахождению ответа на тревожащие его вопросы.

Сочинение сказок: в процессе создания сюжета активизируются творческие способности ребенка, его воображение и нестандартное мышление. В сказке ребенка отражается его внутренняя реальность. Подвергнув тщательному анализу креативный продукт ребенка, педагог намечает дальнейший план коррекционной работы.

Переписывание сказок: ребенок изменяет те сюжетные моменты в сказке, которые вызывают в его психике негативные эмоции. Тем самым он пытается побороть внутренние конфликты, избавиться от тревоги и напряжения.

Создание кукол: в процессе изготовления игрушек дети развивают моторную функцию рук, ускоряется мыслительный процесс. В куклах ребенок воплощает свои идеальные представления о себе, о своем поведении и внешнем облике.

Постановка кукольной сказки: возможность поучаствовать в представлении, воплотить любимого персонажа на сцене приносит ребенку положительные эмоции, что хорошо сказывается на состоянии его психики. Работа с куклой развивает внимание и чувство ответственности за поступки своего героя, дает возможность пережить те состояния, которые в реальную жизнь ребенок не может воплотить, учит проводить причинно-следственные связи между своими действиями и движениями куклы [3, с.16].

Педагог, организующий сеанс сказкотерапии, должен быть знаком не только с различными формами работы со сказками, но и с их видами. Специалист при выборе произведения в первую очередь ориентируется на индивидуальные потребности воспитанника.

Н. Б. Терехова выделяет следующие виды сказок:

Дидактическая сказка направлена на выработку новых понятий, встречающихся в окружающем мире. Этот вид сказки может быть воплощен в форму игры, рассказа или мультфильма.

Психологическая сказка, предназначение которой заключается в стимулировании личностного развития ребенка, формированию «Я-концепции».

Художественная сказка способствует: формированию эстетического вкуса, пониманию ценности красоты, усваиванию опыта предшествующих поколений.

Диагностическая сказка направлена на понимание всех сторон личности ребенка, выявлению его душевных травм и негативных чувств.

Медитативная сказка предназначена на работу с бессознательной сферой психики, с помощью ярких визуальных образов, генерирующихся в воображении ребенка [6, с.292].

Ткач Р. М. подчеркивает важность знания особых правил работы со сказочным сюжетом:

«Сказка должна быть в чём‑то идентичной проблеме ре­бёнка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

Сказка должна предлагать замещающий опыт, ис­пользуя который ребёнок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог» [7, с.9].

Следует отметить, что не существует определенной возрастной категории, которой предназначен данный метод психокоррекции. Сказкотерапия может использоваться в работе как с детской и подростковой средой, так и с людьми зрелого и пожилого возраста.

Таким образом, сказкотерапия — важнейший метод социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующий их интеграции, адаптации и социализации в обществе.

Список использованных источников

Веричева, О.Н. Социальная терапия как художественно-творческая технология социальной работы с инвалидами // Грани познания. – 2011. – №3. – С. 34–36.

Дембская М.А., Цвелодуб Л.В. Сказкотерапия как технология в социальной работе с пожилыми людьми и инвалидами // Социальное обслуживание. 2019. №12. С. 5863.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2012. – 320с.

Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" [электронный источник]/ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/(дата обращения: 05.11.2020)

Терехова, Н. Б. «Сказкотерапия» как форма психолого-педагогической работы с детьми ОВЗ // Молодой ученый. 2019.№13. С. 290292.

Ткач Р. М.Сказкотерапия детских проблем. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. — 118 с.

Холостова Е. И. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков иК°»,2006. — 240 с.

Просмотров работы: 108