Сущность и содержание социально- культурной деятельности с пожилыми людьми - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Сущность и содержание социально- культурной деятельности с пожилыми людьми

Кудринская С.В. 1
1УлГПУ им. И. Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для более глубокого понимания проблемы, ее сущности и содержания необходимо прежде всего определить понятие «социокультурная деятельность».

Многие ученые из разных областей науки, как за рубежом, так и в России работали над феноменом социальной и культурной активности, поэтому это понятие не имеет единого общепринятого объяснения.

Рассмотрим некоторые из определений социально- культурной деятельности

Автор определения

Социально- культурная деятельность. Определение

культуролог М.А. Ариарский

обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению ценностей культуры [3 24с]

социолог Ж.Р. Дюмазедье

как сознательная, преднамеренная, организованная, даже планируемая аккультурация, оптимальная адаптация к культуре всех слоев населения культуры [ 3с 24].

Профессоры Московского государственного университета культуры и искусств Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников

исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества культуры [3 24с].

Современное толкование концепции социокультурной деятельности происходит от понятий «культурная деятельность», «социальная работа», «социальная педагогика» и одновременно отражает развитие такого явления, как культурно-просветительская работа.

Культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения.

Социальная работа - деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их материальных и духовных потребностей, обеспечивающая возможность их полноценного функционирования в обществе, в качестве его субъектов.[2]

Определение социально-культурной деятельности насчитывает пятидесятилетнюю историю и рассматривается в нескольких научных подходах: культурологический, педагогический, социально- философский.

Ярошенко Н.Н. в своих научных работах выделяет в социокультурной деятельности три значения.

Значения социокультурной деятельности

- учебный предмет, с определенной логикой и структурой;

- историческая отрасль научных знаний, теория, которая развивается благодаря усилиям большого отряда ученых и практиков;

- общественная практика, в которой задействовано множество профессий и учреждений, в число которых входят культурно просветительские, развлекательные и образовательные учреждения.

Одним из признаков социально-культурной активности как отрасли научного знания является объективность и предмет научного знания. Объект и предмет социокультурной деятельности зависит от контекста выбранного направления исследования. В наше время предметом теории социокультурной деятельности определяется: культурно детерминированные факторы жизни человека; использование социокультурных и социально-педагогических методов воздействия на поведение человека; оптимизация духовного развития различных социальных групп, разделенных по возрасту, полу, регионам, этническим, религиозным, экономическим и политическим характеристикам.[3]

Стрельцов Ю.А. выделяет три основные социокультурные функции досуговой деятельности[6]:

Социально-культурная деятельность соответственно может быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы; ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени.

В настоящее время пожилые люди стали самой социально незащищенной категорией общества в нашей стране. Изменение социального статуса пожилого человека, вызванное в основном ограничением трудовой деятельности, изменением ценностей, образа жизни и общения, возникновением проблем в социальной, бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует разработки особых подходов, форм и методов социальной –культурной деятельности с пожилыми людьми.[1]

Проблема организации социально-культурной деятельности пожилых людей носит особый характер. В организации подобной деятельности пожилых людей необходимо учитывать всю специфику их социального статуса не только в целом, но и каждого человека в отдельности, их нужды, потребности, биологические и социальные возможности, определенные региональные и другие особенности жизнедеятельности.[7]
     В России накоплен определенный опыт в рамках организации социально- культурной деятельности пожилых людей, но следует сказать, что неразрешенных, сложных проблем здесь значительно больше. Необходимо понимание и осознание множества психологических, этических проблем, возникающих у пожилых людей, овладение методиками и технологиями, которые помогли бы при организации социально- культурной_деятельности.
     Как сделать социально- культурную деятельность пожилого человека достойной, насыщенной активной деятельностью и радостью, как избавить его от чувства одиночества, отчуждённости, восполнить дефицит общения, удовлетворить потребности и интересы – эти и другие вопросы волнуют в настоящее время работников культурно- досуговой сферы. И здесь в первую очередь встаёт проблема социально- культурной деятельности пожилого человека, обеспечения ему таких условий, чтобы он имел все те условия существования, которые отвечают современным представлениям о комфорте[7].Социально- культурная деятельность, способна оптимизировать жизнедеятельность людей в пожилом возрасте, стимулировать их интеллектуальную и физическую активность, развивать творческие способности, так как содержит большое накопление форм и методов культурного и нравственного развития личности. Поэтому реализация развивающего потенциала социально- культурной деятельности людей пожилого возраста является актуальной проблемой человечества.

Многие виды досуговой деятельности заведомо предполагают коллективные действия (техническое творчество, спортивные игры, жанры художественной самодеятельности и др.). Современные клубные структуры (государственные клубные учреждения, общественные, коммерческие, частные клубные предприятия) - это социально-культурные институты, где реализуется профессиональная деятельность в области досуга, ориентированная на различные специалистов возрастные категории. [4 с.191]

Таким образом можно сделать следующие выводы.

Понятие «социально- культурная деятельность» включает две составляющие:

- «социальное», указывает на то, что данная технология обращена к личности человека и предполагает достижение положительных изменений его образа жизни. Предполагает выход людей на такой уровень социально-культурной компетенции, который позволяет им вступать в обычные социальные контакты и взаимодействия. Предусматривает различные формы взаимодействия пожилых и инвалидов между собой и с окружающей средой

- «культурное», обозначает те средства, с помощью которых пожилой человек проявляет и реализует свой духовный, творческий потенциал. подразумевает наполнение процесса реабилитации конкретным культурным содержанием. Предполагает получение определенных результатов этого взаимодействия.

В комплексе мероприятий социально-культурной реабилитации одно из главных мест занимает досуговая деятельность, которая направлена на выявление, сохранение, формирование, распространение и освоение культурных ценностей.

Литература

Асанова, И.М. Организация культурно-досуговой деятельности / И.М. Асанова, С.О. Дерябина, В.В. Игнатьева. - М.: Академия, 2014. - 192 с.

Бессонова, Ю.А. Понятийно-терминологическая система социально-культурной деятельности / Ю.А. Бессонова, О.В. Степанченко. - М.: Лань, 2017.- 160 с.

Васильева Г.А. Социально-культурная деятельность: Учебное пособие/ Г.А. Васильева; Институт культуры и социальных отношений международного университета бизнеса и новых технологий/института/.- Ярославль, 2004

Григорьева Е.И. Современные технологии  социально-культурной деятельности. Учебное издание. - Тамбов. ГУ им. Г.Р. Державина

Домбровская, А.Ю. Методы научного исследования социально-культурной деятельности / А.Ю. Домбровская. - М.: Лань 2013. - 160 с

Стрельцов Ю.А.Культурология досуга: Учебное пособие - Изд. 2-е. - М.: МГУКИ, 2003. - 296 с

Курбатова, И.В. Культурно-досуговая деятельность граждан пожилого возраста как составляющая социальной культуры (на примере комплексного центра социального обслуживания населения) / И. В. Курбатова // Работник социальной службы. – 2016. – №10. – С. 43-47

Просмотров работы: 20