АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В НОВОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В НОВОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Коптева Л.А. 1, Ольшанченко Е.О. 1
1СПбГУАП
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В статье проанализировано текущее состояние антимонопольной политики в экономике России. Рассмотрены теоретические аспекты понятия «антимонопольное регулирование». Выделены основные функции и направления антимонопольной политики. Проанализированы проблемы и негативные последствия нарушения антимонопольного законодательства. Перечислены мероприятия и пути совершенствования антимонопольной политики в новой экономике России.

Ключевые слова: антимонопольная политика, антимонопольное регулирование, экономика России, монополия, регулирование рынков.

Annotation. The article analyzes the current state of antimonopoly policy in the Russian economy. The theoretical aspects of the concept of "antitrust regulation" are considered. The main functions and directions of antimonopoly policy are highlighted. The problems and negative consequences of violation of the antimonopoly legislation are analyzed. The measures and ways of improving the antimonopoly policy in the new Russian economy are listed.

 

Keywords: antitrust policy, antitrust regulation, Russian economy, monopoly, market regulation.

Введение. Для регулирования деструктивных сил ценовых войн и функционирования монополий, государством были разработаны антимонопольная политика и антимонопольное законодательство [1]. Формирование антимонопольного регулирования Российской Федерации стало актуальной задачей в связи с этапом перестройки и переходом с командно-административной (плановой) до рыночной модели экономики.

Актуальность антимонопольного регулирования связана с особенностями структуры рыночной экономики нашей страны, поскольку анализируя, можно заметить, что на практике встречаются по одинокие случаи монополизации рынков, отраслей и сфер бизнеса России. Как показывают масштабы их коммерческой деятельности, такие монопольные образования приводят к негативным последствиям для увеличения деловой активности отечественной экономики. Многие предприниматели и инвесторы сталкиваются с барьерами на вход в отдельные сегменты рынков, где установлены низкие цены со стороны монополистов.

Кроме того, проблематика исследования на тематику «антимонопольная политика в новой экономике России» обусловлена трансформационными процессами, наблюдаемых сегодня. В частности, речь идет об формировании цифровой экономики РФ, задачей чего выступает стимулирование инновационного предпринимательства и создание бизнеса с производством продукции высокой добавленной стоимости. Однако, данные процессы невозможны по причине монополизации многих отраслей российской экономики. Они ухудшают не только экономическую конъюнктуру государства, но и снижают уровень инвестиционной привлекательности отечественного бизнеса.

Проблемы. Антимонопольная политика – это комплекс государственных мер, целью которых выступает обеспечение условий для развития рыночной конкуренции, а также противодействия чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма [2].

Нарушения антимонопольного законодательства в России приводит к формированию негативных последствий для отечественной экономики. К ним относятся создание барьеров при развитии субъектов малого и среднего бизнеса, нарушение принципов конкурентной политики и создание искусственного дефицита на ряд товаров, что отражается в росте потребительских цен.

Анализ. Основными целями антимонопольной политики в новой экономике России выступают:

- оптимизация экономической структуры рынка для поддержания развития свободной конкуренции и формирования малого бизнеса;

- корректировка экономических результатов хозяйствующей деятельности, среди которых ликвидация ограничительных барьеров, устранение запретов на введение определенного бизнеса и ликвидация инструментов нерыночной конкуренции;

- ограничение рыночной власти для увеличения объемов производства и снижения уровня потребительских цен, а также устранение искусственного дефицита товаров и услуг.

Антимонопольная политика России, на сегодняшний день, сформирована из системы законодательных и экономических мер, где могут быть прямые и косвенные методы. Оплотом выступает Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (ФАС), созданная еще 30 июня 2004 года.

При этом, основными функциями государственного органа являются [3]:

- контроль исполнения и соблюдения антимонопольного законодательства;

- контроль исполнения и соблюдения закона о естественных монополиях;

- контроль исполнения и соблюдения законодательства о рекламной деятельности;

- контроль в сфере государственных контрактов, заказов на выполнение работа, поставки товаров, услуг и т.д.

С задачей функционирования антимонопольного регулирования в России, ФАС проводит 3 основные направления своей политики, указанных на рисунке 1.

Рисунок 1 – Основные направления антимонопольной политики в России [4].

Каждое направление регулирования ФАС направлено и на устранение негативных последствий от ценовых войн. Однако, несмотря на сформированные принципы и основы антимонопольного регулирования в России в последнее время, в этой области остаются нерешенные проблемы, для решений которых, имеет смысл в разумной мере использовать зарубежный опыт осуществления антимонопольной политики.

На рисунке 2 отображена статистика выявленных нарушений антимонопольного законодательства, которая сигнализирует о том, что несмотря на актуальность проблематики, динамика данных нарушений снижается.

Рисунок 2 – Динамика количества выявленных нарушений антимонопольного законодательства в России в период 2015 – 2019 гг. [6].

Монополия представляет из себя антипод рыночной модели экономики, где предпринимательские структуры имеют свободу своих действий, формирования коммерческой и производственной деятельности. В связи с этим, доля малого и среднего бизнеса при формировании ВВП в России составляет лишь 21%, что в разы меньше, чем в зарубежных странах (см. рисунок 3).

Рисунок 3 – Доля малого и среднего бизнеса при формировании ВВП и рынка труда в России и экономически развитых странах, в % [5].

Таким образом, вопрос совершенствования антимонопольной политики РФ – ключевая стратегическая задача правительства страны, результатом которой будет формирование комфортных условий для введения бизнеса и привлечения инвестиций.

Для этого необходимо заимствовать зарубежных опыт западных стран с развитой рыночной конкуренцией и экономикой. Характеристикой их антимонопольного регулирования является следующее:

- законодательное поле отражает общее недовольство государственного аппарата к формированию и развитию деятельности монополий;

- меры наказаний заключаются в назначении очень высоких штрафных санкций;

- коррупция имеет низкий уровень;

- экономическая свобода имеет высокий уровень;

- снимаются административные барьеры для ведения малого бизнеса.

Заключение. Таким образом, подводя итоги, можно заключить следующее: антимонопольная политика является одним из основных инструментов государственного регулирования рыночной модели национальной экономики России. При этом, целью деятельности ФАС является стимулирование социально-экономического развития страны, поскольку из-за деятельности монополий наблюдаются многочисленные негативные факторы, среди которых коррупция, лоббизм, теневой бизнес и завышение рыночных цен.

С целью совершенствования антимонопольной политики в новой экономике России, необходимо на законодательном уровне принимать решения об снятии административных барьеров для введения малого предпринимательства. Сами предупреждения за нарушение антимонопольного законодательства должны включать в себя штрафные санкции, иногда, измеряющиеся в десятки миллиардов рублей, что потребует от монополий-компаний принятия решения по отказу использования нерыночных методов конкурентной борьбы.

Список литературы

Шембетова Э.Р., Кругова И.Н. Анализ антимонопольной политики в России и за рубежом (на примере США). URL: http://edrj.ru/article/17-01-17 (дата обращения: 29.09.2020).

Филиппова И.А., Шалгина О.Р., Шаргунова А.М. Основные характеристики антимонопольной политики в России // Молодой ученый. – 2017. – №20.

Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы (ФАС). URL: http://faswalk.fas.gov.ru (дата обращения: 29.09.2020).

Казарцева Е.В. Антимонопольная политика государства. URL: https://files.scienceforum.ru/pdf/2017/33139.pdf (дата обращения: 29.09.2020).

Валиева И.Л. Государственная поддержка малого бизнеса // Актуальные вопросы экономических наук. 2014. №1. С.7–10.

Доклад ФАС о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2019 год. URL: https://fas.gov.ru/documents/687048 (дата обращения: 29.09.2020).

Просмотров работы: 221