Веб-технологии в организации дистанционного обучения - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Веб-технологии в организации дистанционного обучения

Комарова Д.С. 1
1Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально педагогического университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация

Статья посвящена веб-технологиям, которые могут быть использованы в дистанционном обучении — одном из перспективных способов получения образования. Развитие веб-технологий привело к появлению новых подходов к организации образования, при которых учащиеся находятся на значительном расстоянии друг от друга.

Annotation

The article focuses on web technologies that can be used in distance learning — one of the promising ways to get education. The development of web technologies has led to the emergence of new approaches to the organization of education, in which students are at a considerable distance from each other.

Ключевые слова: веб-технологии, Интернет, технологии, дистанционные технологии, дистанционное обучение.

Key words: web technologies, Internet, technologies, distance technologies, distance learning.

Особенностью Федерального государственного образовательного стандарта является их деятельностный характер, который ставит основной задачей развитие личности студента.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-активной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с фундаментальными изменениями в деятельности педагога, внедряющего новый стандарт. Меняются и технологии обучения, а внедрение веб-технологий дает значительные возможности для расширения образовательной базы по каждому предмету в учебном заведении.

Рекомендуется выбирать технологию в зависимости от содержания предмета, цели урока и уровня подготовки учащихся.

По мнению В. А. Сластенина, технология представляет собой совокупность и последовательность методов и процессов переработки сырья, позволяющих получать продукцию с заданными параметрами.

По мнению Г. М. Коджаспирова, образовательная технология — это система методов, приемов, этапов, последовательность которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и личностного развития обучающегося, а сама деятельность представляется как процессуальная, т. е. как система действий; разработка и процессуальная реализация компонентов педагогического процесса в виде действий, обеспечивающих гарантированный результат.

Современные образовательные технологии используются для реализации познавательной и творческой деятельности обучающихся в образовательном процессе. Они повышают качество образования, эффективно используют школьное время и сокращают время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий.

В российских школах с их большой протяженностью и большим количеством отдаленных территорий существует проблема качественного образования, которая актуальна и сегодня. Эта задача успешно решается дистанционным обучением — сочетанием образовательных технологий, обеспечивающих обучающихся необходимым количеством учебного материала, взаимодействием учителя и обучающихся в учебном процессе, а также возможностью для обучающихся самостоятельно освоить учебный план.

Е. С. Полат считает: дистанционное обучение — это обучение, в котором все или большинство учебных процедур осуществляются с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий с территориальным разделением преподавателя и обучающихся. Все формы образования имеют одну составляющую: цель, предусмотренная социальным законом для всех форм образования, содержание, определяемое существующими программами, стандартами, методами, формами и средствами образования. Каждая форма образования руководствуется государственными образовательными стандартами [3].

Система дистанционного обучения позволяет получить как основное, так и дополнительное образование по месту основной работы обучающегося. Такая система обучения обеспечивает гибкость в выборе места и времени обучения, возможность обучения без отрыва от основной деятельности, доступность обучения для людей, проживающих в отдаленных районах, возможность выбора для изучения любых дисциплин, включая те, которые являются уникальными или преподаются особо выдающимися людьми.

Дистанционное обучение предполагает использование практически любой базы данных и библиотеки, что обеспечивает доступ ко многим источникам информации в Интернете. Технологии дистанционного обучения могут рассматриваться как естественный этап эволюции традиционной системы образования: от классной доски до электронной доски и компьютерных систем обучения, от книжной библиотеки до электронной библиотеки, от обычной аудитории до виртуальной аудитории любого масштаба.

Интенсивное развитие компьютерных технологий в последние годы кардинально изменило условия и способы мышления и обучения. Объединение компьютеров в единую сеть Интернет и интеграция всех информационных материалов в единую сеть документов Всемирной паутины приводит к огромной консолидации информационной сферы. На данном этапе технического развития компьютерная культура развивается как новые знания и новые ценности, а традиционные знания и ценности развиваются в новой компьютерной среде, где компьютерные навыки и умение использования Интернета становятся важнейшими элементами в подготовке специалистов любого профиля.

Дистанционное обучение чаще всего связано с закрытой системой образования, в которой Интернет является основным средством коммуникации, обучения и коммуникации. Постоянно растущие возможности Интернета открывают новые перспективы для развития дистанционного обучения. Сеть практически стала информационной базой для системы дистанционного обучения. Лекции, семинары, тесты проводятся в Интернете, студенты общаются друг с другом и с преподавателями по электронной почте, а также участвуют в обсуждении различных проблем на соответствующих телеконференциях.

Возможность учиться под руководством опытных педагогов из лучших научно-образовательных центров страны и мира, получать новые квалификации или углубить свои профессиональные знания, расширить свой культурный кругозор — все это дает хорошо организованное дистанционное обучение на основе единого информационно-образовательного пространства.

Концептуальные характеристики дистанционного обучения включают следующие положения:

Дистанционное обучение использует в качестве технологической основы современные информационные технологии и средства массовой информации, как знакомые (радио, телевидение, включая кабельное, факс), так и новейшие (аудио-, теле- и видеоконференции, мультимедиа и гипермедиа, компьютерные телекоммуникации).

Высокая интерактивность дистанционного обучения, обеспечиваемая широким использованием новых информационно-коммуникационных технологий: электронной почты, телеконференций, диалогов в режиме реального времени и т.д. Курсы дистанционного обучения обеспечивают максимально возможную интерактивность между обучающимся и преподавателем, обратную связь между обучающимся и учебным материалом, а также предоставляют возможность для группового обучения.

Дистанционное обучение создает условия для организации современного учебного процесса со всеми атрибутами, характеризующими этот процесс как образовательный:

возможность учителя при необходимости объяснять учебный материал;

оперативное и систематическое взаимодействие в течение всего периода обучения с ведущим преподавателем курса, консультантом-координатором студентов между собой;

групповая работа типа «обучение в партнерстве» с участниками данного курса с использованием разнообразных проблемных, исследовательских методов при работе над соответствующими модулями курса и применением передовых образовательных технологий: метод проектирования, двухуровневое обучение, модульное обучение и т. д.;

оперативный и окончательный контроль обучения от ведущих преподавателей и консультантов-координаторов в виде тестов, эссе, электронных презентаций, творческих работ.

4. В центре процесса дистанционного обучения находится самостоятельная деятельность обучаемого: в первую очередь он должен научиться приобретать и применять знания, искать и находить необходимые средства и источники информации, уметь работать с этой информацией, знать методы познавательной деятельности, которые могут быть использованы в будущем при необходимости для совершенствования своих навыков, смены профессиональной ориентации и т. д.

5. Дистанционные курсы предполагают более тщательное и детальное планирование деятельности студента, его организацию, четкую постановку учебных целей, доставку необходимых учебных материалов. Структура курса должна быть модульной, чтобы обучающийся мог четко понимать свой прогресс от этапа к этапу. Каждый модуль курса является логически завершенным сегментом тематической и учебно-познавательной деятельности обучающихся, направленной на его усвоение с заданными целями [2].

Веб-технологии представляют собой автоматизированную среду для получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации и их влияния на объект, реализуемую в сети Интернет, включающую машинные и человеческие (социальные) элементы.

В настоящее время в Интернете имеется широкий спектр учебных материалов, программ и систем. Программные продукты для дистанционного обучения классифицируются по четырем параметрам:

функциональность. Энциклопедии (большие базы данных, используемые в качестве справочных материалов); виртуальные университеты и колледжи (для организации различных форм дистанционного обучения, обычно реализуемых в сфере WWW); тестовые программы.

операционная среда. Продукты с тестовым режимом в несетевой среде операционной системы (например, DOS); графический режим в несетевой среде операционной системы (например, Windows); использование сетевых технологий для работы в сети, но не WWW; работа в среде WWW.

количество категорий пользователей. Одноразовые продукты, без использования сети; однопользовательские, работающие в сети; многопользовательская, без использования сети; многопользовательский, функционирующие в сети.

использование гипермедиа и мультимедиа. Программные продукты, содержащие только текстовую информацию; программные продукты, содержащие текстовую информацию и графические элементы; программные продукты на основе гипертекста; программные продукты с использованием мультимедиа; программные продукты, использующие преимущества гипермедиа.

Для взаимодействия между обучающимися и преподавателями в области дистанционного обучения обычно используются следующие веб-технологии:

WWW (от англ. WorldWeyWeb — «Всемирная паутина») — технология работы в сети с гипертекстом;

FTP (от ант. fileTransferPmtocol — «протокол передачи файлов») — технология передачи файлов производственного формата по сети;

IRC (от англ. GroupRelayChat — «альтернативный разговор в сети») технология переговоров в реальном времени, дающая возможность общаться с другими людьми в сети в режиме прямого диалога;

E-mail — электронная почта — отправка и получение электронных писем, которые доставляются абонентам куда угодно в мире в течение нескольких минут; информационная служба для отправки отзывов, резюме и других справочных материалов от различных компаний и организаций абонентам сети;

телекоммуникации — технологии приема и отправки дискуссионных материалов, в которых могут принимать участие люди, разделенные большими расстояниями; для поддержки информационного потока могут использоваться сетевые технологии различной формы: электронная почта, телеконференции по электронной почте (ofline) или в оперативном режиме (online); электронные доски объявлений; телеконференции;

BBS — электронная доска объявлений (BulletinBoardSystem) — совокупность аппаратных и программных средств, обеспечивающих обмен информацией с помощью компьютерных телекоммуникаций. Пользователи могут оставлять на нем сообщения и файлы.

Преимущества внедрения Интернет-технологий заключаются в следующем:

автоматизация процесса обучения;

качественное повышение уровня знаний;

возможности проведения дистанционного обучения независимо от места нахождения.

В сфере образования использование таких технологий позволит:

повысить эффективность предоставления информации;

продуктивно применять веб-возможностей

оперативно обмениваться информацией;

научиться создавать собственные веб-сайты.

С помощью таких технологий можно участвовать в онлайн-конференциях, что значительно снижает затраты их проведение и поездки.

В связи с тем, что такие технологии включают графические и акустические элементы, это имеет большое значение в процессе самостоятельного изучения информации. Самое главное преимущество: обучение можно проводить с совершенно разных точек. Это позволяет существенно выиграть время в случае непредвиденных ситуаций.

Информационный поиск, который происходит между учителем и обучающимся (или несколькими преподавателями и учебной группой) в процессе дистанционного обучения и осуществляется с использованием телекоммуникаций и других средств новых информационных технологий, является двунаправленным: часть информации идет от учителя к обучающемуся, а другая часть — от обучающегося к учителю. Именно этот фактор создает условия для повышения интерактивности в дистанционном обучении с учетом программных средств новых информационных технологий. Если в процессе обучения формируется группа обучающихся, взаимодействующих с учителем, то информационный поток формируется несколькими способами: от учителя к целой группе, от всей группы к учителю, от ученика к группе, от группы к ученику и т. д. [1].

Развитие массового и доступного образования, которое может быть достигнуто за счет использования дистанционных образовательных технологий, также имеет большое социальное значение для России (с её огромной территорией, рассредоточенным населением и крайне неравномерной инфраструктурой), так как способствует консолидации населения в родных местах, препятствуя его миграции в крупные центры. Кроме того, отсутствие массового и доступного образования препятствует интеграции России в мировое сообщество, что является глобальной стратегической потерей.

Таким образом, развитие и широкое внедрение информационных технологий и средств дистанционного обучения в российскую систему образования становится важнейшей государственной задачей в современных условиях.

Список литературы:

Андреев, A. A. Введение в Интернет-образование : учебное пособие / A. A. Андреев, – Москва: Логос. – 2003. – 76 с. – ISBN 5-94010-245-Х. – Текст : непосредственный.

Левина, М. М. Технологии профессионального педагогического образования : учебное пособие / М. М. Левина, – Москва: Издательский центр «Академия». – 2001. – С. 223–243. – ISBN 5-7695-0733-0. – Текст : непосредственный.

Солдаткин, В. И. Преподавание в сети Интернет : учебное пособие / В. И. Солдаткин, – Москва: Высшая школа. – 2003. – 792 с. – ISBN 5-06-004715-6. – Текст : непосредственный.

Просмотров работы: 65