ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Щелконогова И.Е. 1
1БГПУ им.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблемы, связанные с реализацией механизма налогообложения, являются предметом острой политической дискуссии.

В последнее время нередкими являются случаи, когда государство, заручившись поддержкой судов, которые зачастую принимают ярко выраженную "профискальную" позицию, п·рибегае.т к корректировке системы налогообложени.я в целя.х увеличени.я уровн.я фискальной нагрузк.и и ужесточени.я п·равил налогового администрирования.

Такой п·одход государства, в свою очередь, п·орождае.т недобросовестны.е действи.я со стороны участников гражданского оборота, нап·равленны.е н.а уклонени.е о.т исп·олнени.я налоговой обязанности.

С учето.м изложенного налогово.е законодательств.о п·ревратилось в ненадежно.е средств.о обесп·ечени.я п·рав.а и в отдельны.х случая.х не соответствуе.т п·раву как системе ценностей, а механизм налогообложения, закреп·ленный НК РФ, нуждаетс.я в корректировке.

Проведенный анализ налогового законодательств.а п·озволяе.т сделать вывод о том, что механизм налогообложени.я включае.т в себя следующи.е элементы:

1) возникновение потребности в формировании налогового бремени в целях финансового обеспечения деятельности государства;

2) формирование налогового (фискального) бремени посредством установления юридической конструкции налога, т.е. совокупности условий, при наличии которых налог считается установленным;

3) корректировка налогового (фискального) бремени в отношении фискального должника при наличии сложившихся фактических обстоятельств;

4) создание правового режима реализации налога.

Перечисленны.е недостатк.и п·риводя.т к искажению механизм.а налогообложения, реализаци.я которого должн.а осуществлятьс.я с учето.м социально-экономически.х п·араметров государства.

Систем.а налогообложения, нап·равленна.я исключительн.о н.а п·оп·олнени.е доходной базы бюджета, може.т п·ривест.и к негативному экономическому эффекту. Иным.и словами, есл.и п·р.и установлени.и фискальны.х взиманий государств.о "затроне.т ту часть народного дохода, котора.я необходим.а для восстановлени.я народного кап·итала, затрачиваемого в п·роцессе п·роизводства", это п·риведе.т к резкому уменьшению доходны.х источников. По указанному негативному сценарию систем.а налогообложени.я Росси.и п·ретерп·ела изменени.я в п·ериод п·роведени.я п·олитик.и военного коммунизма, в 1918 - 1921 гг., что п·ривел.о к уничтожению налогового п·отенциала и невозможност.и экономического развити.я государства.

На современно.м этап·е социально-экономического развити.я п·редп·ринимаемы.е со стороны государств.а меры, нап·равленны.е н.а совершенствовани.е механизм.а налогообложения, как п·равило, сводятс.я к п·овышению эффективност.и администрировани.я налогов, формированию единого п·еречн.я фискальны.х взиманий.

Безусловно, изложенны.е меры имею.т ключево.е значени.е для целей обесп·ечени.я единств.а налогово-п·равового регулирования, однак.о и.х п·рименени.е не п·озволяе.т исчерп·ывающи.м образо.м разрешить таки.е п·роблемы, складывающиес.я в сфере реализаци.и механизм.а налогообложения, как оп·ределени.е оп·тимального уровн.я фискальной нагрузк.и и боле.е сп·раведливого е.е расп·ределени.я между участникам.и гражданского оборота, обесп·ечени.е действенност.и п·равовы.х п·редп·исаний об обязанност.и каждого п·латить законн.о установленны.е налоги и сборы.

Полагаем, что можн.о выделить следующи.е асп·екты, лежащи.е в основе реализаци.и механизм.а налогообложения.

Во-первых, п·р.и формировани.и системы налогообложени.я следуе.т учитывать, что уровень фискальной нагрузк.и должен соответствовать качеству оказываемы.х услуг. Как сп·раведлив.о отмечаетс.я в литературе, "налоги, п·ошлины, которы.е составляю.т обязанность для лица, ему не возвращаются, н.о зато лицо обретае.т бесконечно.е множеств.о други.х п·реимуществ; он.и составляю.т его п·раво... есл.и ценность между совершаемым.и обязанностям.и и п·риобретаемым.и п·равам.и становитс.я неравной, не остаетс.я тождественной, то в отношения.х возникае.т надлом, он.и становятс.я неистинными"1. На современно.м этап·е изложенна.я мысль трактуетс.я следующи.м образом. Увеличени.е налоговой нагрузк.и - это "воп·рос договор.а между государство.м и обществом, государств.о обесп·ечивае.т безоп·асность, нормальную окружающую среду, развивае.т медицину, образование, дороги и так далее. А общество, есл.и п·олучае.т адекватны.е услуги о.т государства, соглашаетс.я нест.и оп·ределенный уровень налоговой нагрузки"2.

Во-вторых, в целя.х обесп·ечени.я действенност.и п·равовой нормы об обязанност.и каждого п·латить законн.о установленны.е налоги и сборы, а такж.е социально-экономической нап·равленност.и механизм.а налогообложени.я п·редлагаетс.я п·ринять комп·лекс мер, нап·равленны.х н.а реализацию таки.х п·ринцип·ов, как то:

- адресность исп·ользовани.я денежны.х средств, уп·лачиваемы.х налогоп·лательщико.м в рамка.х исп·олнени.я налоговой обязанности;

- недоп·устимость исп·ользовани.я денежны.х средств, п·оступ·ивши.х в доход государств.а в форме фискальны.х взиманий, в коммерчески.х целях.

Сп·особо.м конкретизаци.и нап·равлений исп·ользовани.я налоговы.х доходов може.т служить механизм п·редоставлени.я налоговой льготы, п·озволяющий уменьшить сумму налога, п·ричитающуюс.я уп·лате в бюджет, н.а особые, имеющи.е инвестиционный характер п·еречисления, сделанны.е налогоп·лательщиком.

Исключить возможность исп·ользовани.я денежны.х средств, п·ривлеченны.х в бюджетную систему в форме налогов, н.а финансировани.е коммерчески.х п·роектов можн.о п·осредство.м закреп·лени.я в законодательстве особого п·равового режим.а в отношени.и доходов, п·оступ·ивши.х в бюдже.т в рамка.х исп·олнени.я налоговой обязанности.

Таки.е доходы должны исп·ользоватьс.я исключительн.о н.а осуществлени.е п·убличны.х расходов, связанны.х с основным.и нап·равлениям.и деятельност.и государства, т.е. с обороной и безоп·асностью, оказание.м государственны.х услуг, социальной защитой населени.я и т.п·.3.

На финансировани.е коммерчески.х п·роектов могу.т быть исп·ользованы тольк.о собственны.е доходы государства, т.е. доходы, п·ривлеченны.е с п·рименение.м гражданско-п·равовы.х механизмов.

Список литературы:

1. Васянин.а Е.Л. Фискальны.е доходы государства: п·равовой анализ: Монография. М., 2015. С. 127.

2. Гегель Г.В.Ф. Философи.я п·рав.а / Ред. и сост. Д.А. Керимов, В.С. Нерсесянц; вступ·. ст. и п·римеч. В.С. Нерсесянц. М.: Мысль. 1990. С. 423.

3. Зубков И. Курсом рубля (Алексей Улюкаев на "Деловом завтраке" в "РГ") // Российская газета. 2014. 18 окт. С.43.

1 Гегель Г.В.Ф. Философия права / Ред. и сост. Д.А. Керимов, В.С. Нерсесянц; вступ. ст. и примеч. В.С. Нерсесянц. М.: Мысль. 1990. С. 423.

2 Зубков И. Курсом рубля (Алексей Улюкаев на "Деловом завтраке" в "РГ") // Российская газета. 2014. 18 окт. С.43.

3 Васянина Е.Л. Фискальные доходы государства: правовой анализ: Монография. М., 2015. С. 127.

Просмотров работы: 4