Актуальность.В ходе волейбольного матча каждый игрок совершает множество прыжков для блокирования и нападающих ударов, падения для приема мяча в защите, многократные перемещения на больших скоростях, с резкими остановками и сменой направления. Выполнение всех этих действий требует от спортсменов проявления максимальных физических усилий на большом промежутке времени, на фоне проявления основных физических качеств, одним из которых является специальная выносливость[1].
Сейчас все больше стало появляться разных методик улучшения выносливости и отдельных качеств. Стали доступны методики разных известных команд. Для достижения победы в таких условиях первостепенное значение имеют научная разработка и практическое использование методов формирования состояния оптимальной готовности к соревновательной деятельности игроков конкретной спортивной квалификации. Особенно волейболистов высших разрядов и, именно, в течение соревновательного периода конкретных соревнований годичного цикла. Здесь определенное значение приобретает вопрос организации, выбора содержания и управления тренировочным процессом. Это всё происходит именно при формировании готовности к соревновательной деятельности в соревновательном периоде на основе стабилизации специальной работоспособности как фундамента реализации мастерства волейболистов. Но волейбол не стоит на месте, и находятся все более новые методики улучшения выносливости [2].
Если у волейболистов хорошо развита выносливость, то и овладение техническими приемами игры у них будет проходить успешней. Выносливость необходима, так как этого требует специфика игры. Если уровень развития выносливости недостаточный, овладение техникой будет происходить менее успешно и потребует много времени для её обучения.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность комплексов упражнений для развития выносливости волейболистов 13-14 лет.
Результаты исследования и их обсуждение. В начале исследования нами было проведено тестирование с целью определения исходных показателей выносливости волейболистов 13-14 лет.
Таблица 1 – Исходные показатели выносливости волейболистов контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента
№ п/п |
Контрольные упражнения |
КГ (X̄ ± Sx̄) |
ЭГ (X̄ ± Sx̄) |
tр |
tкр |
р |
1. |
Тест Купера |
2,61±0,18 |
2,53±0,15 |
0,34 |
2,101 |
>0,05 |
2. |
Ёлочка (92м) |
25,54±0,51 |
26,12±0,34 |
0,95 |
2,101 |
>0,05 |
3. |
Удержание тела в висе на перекладине. |
23,14±0,44 |
22,34±0,15 |
1,72 |
2,101 |
>0,05 |
На первом этапе исследования между исследуемыми группами нет достоверных различий в показателях (р>0,05).
Занятия с волейболистами экспериментальной группы проводились 4 раза в неделю. Микроцикл составлял 3х1х2х1 (3 тренировочных дня, 1 день выходной, 2 тренировочных дня, 1 выходной). Комплексы упражнений для развития выносливости чередовались.
Мы предложили волейболистам экспериментальной группы 3 комплекса упражнений на выносливость.
1 комплекс упражнений направлен на развитие общей выносливости волейболистов 13-14 лет.
2 комплекс упражнений направлен на развитие силовой выносливости волейболистов 13-14 лет.
3 комплекс упражнений направлен на развитие скоростной выносливости волейболистов 13-14 лет.
В конце эксперимента мы провели повторное тестирование показателей развития выносливости волейболистов 13-14 лет (Таблица 2).
Таблица 2 – Сравнение показателей развития выносливости волейболистов 13-14 лет экспериментальной и контрольной группы в конце эксперимента
№ п/п |
Контрольные упражнения |
КГ (X̄ ± Sx̄) |
ЭГ (X̄ ± Sx̄) |
tр |
tкр |
р |
1. |
Тест Купера |
2,52±0,11 |
2,81±0,08 |
2,13 |
2,101 |
<0,05 |
2. |
Бег «Ёлочка» (92м) |
25,51±0,38 |
24,54±0,21 |
2,23 |
2,101 |
<0,05 |
3. |
Удержание тела в висе на перекладине. |
23,11±0,44 |
25,12±0,18 |
4,23 |
2,101 |
<0,05 |
Между исследуемыми группами в 3 тестах мы имеем достоверные различия в показателях (р<0,05):
- в тесте Купера в контрольной группе показатель составил 2,52±0,11 км, в экспериментальной группе 2,81±0,08 км. Разница между группами составила 0,29 км, данное различие является статистически значимым, так как tр 2,13 ˃ tкp 2,101;
- в тесте «Бег «Ёлочка» 92м» контрольная группа показала результат, 25,51±0,38 сек, в экспериментальной группе 24,54±0,21 сек. Разница между группами составила 0,97 сек, данное различие является статистически значимым, так как tр 2,23> t кр 2,101;
- в тесте «Удержание тела в висе на перекладине.» в контрольной группе показатели составили 23,11±0,44 сек, в экспериментальной группе 25,12±0,18 сек. Разница между группами составила 2,01 сек, данное различие является статистически значимым, так как tр 4,23> tкр 2,101.
Анализ результатов исследования, полученных в конце эксперимента показывает, что в обеих группах произошли положительные изменения в измеряемых показателях. Но динамика роста в показателях экспериментальной группы стала значительно выше.
Выводы.
На первом этапе исследования между исследуемыми группами нет достоверных различий в показателях (р>0,05).
Мы предложили волейболистам экспериментальной группы 3 комплекса упражнений на выносливость.
1 комплекс упражнений направлен на развитие общей выносливости волейболистов 13-14 лет.
2 комплекс упражнений направлен на развитие силовой выносливости волейболистов 13-14 лет.
3 комплекс упражнений направлен на развитие скоростной выносливости волейболистов 13-14 лет.
В конце эксперимента мы провели повторное тестирование показателей развития выносливости волейболистов 13-14 лет
Между исследуемыми группами в 3 тестах мы имеем достоверные различия в показателях (р<0,05):
- в тесте Купера в контрольной группе показатель составил 2,52±0,11 км, в экспериментальной группе 2,81±0,08 км. Разница между группами составила 0,29 км, данное различие является статистически значимым, так как tр 2,13 ˃ tкp 2,101;
- в тесте «Бег «Ёлочка» 92м» контрольная группа показала результат, 25,51±0,38 сек, в экспериментальной группе 24,54±0,21 сек. Разница между группами составила 0,97 сек, данное различие является статистически значимым, так как tр 2,23> t кр 2,101;
- в тесте «Удержание тела в висе на перекладине.» в контрольной группе показатели составили 23,11±0,44 сек, в экспериментальной группе 25,12±0,18 сек. Разница между группами составила 2,01 сек, данное различие является статистически значимым, так как tр 4,23> tкр 2,101;
Результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента, подтвердили эффективность применения в тренировочном процессе комплексов упражнений для развития выносливости волейболистов 13-14 лет.
Список литературы:
1. Гераськин, А.А. Подготовка связующих игроков в волейболе: учеб.пособие / А.А. Гераськин, Е.В. Миргородская, Е.И. Мулык, И.А. Рогов. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2002. - 100 с.
2. Иванов, А.И. Анализ особенностей тренировки волейболистов в подростковом возрасте / А.И. Иванов // Вестник Югорского Государственного университета – 2016. - №1 – С. 1