Роль физической культуры в высших учебных заведениях как основы здорового образа жизни современного студента - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Роль физической культуры в высших учебных заведениях как основы здорового образа жизни современного студента

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Состояние здоровья молодежи – главный элемент здорового потенциала нации, следовательно, поддержка и улучшение здоровья студентов, развитие у них здорового образа жизнедеятельности актуальны в настоящее время, о чем подтверждает реализуемый Правительством Российской Федерации национальный проект «Здоровье». Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года и концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» призваны выразить необходимость в здоровом образе жизни среди студентов. 

Неслучайно в последнее время возрастает роль университетов как социального института, представляющего не только грамотного специалиста, но и полноценного, здорового человека с такими отличительными чертами личности, как социальная активность, направленность на здоровый образ жизни, эстетические идеалы и нравственные нормы жизни. 

Задачей физического развития и обучения в университете значится поддержка и укрепление здоровья молодежи, также комплектование осознанного и инициативного отношения студентов к спортивной культуре.

Здоровый образ жизни это набор стандартов и правил жизни, прошедших историческую проверку и выбранных с течением времени и на практике, призванных гарантировать, что человек 

Имел навыки работать продуктивно и экономно, осмысленно использовал свои силы, знания и энергию для развития своей профессиональной и общественно полезной деятельности; 

Имел знания, навыки и умения восстанавливать и лечить организм после тяжелой работы; 

Постоянно углублял свои моральные принципы, обогащался духовно, улучшал и совершенствовал свои физические качества и навыки. 

Добровольный отказ от пагубных привычек, связанных с табакокурением, алкоголизмом, токсикоманией – н еобходимое условие разумного здорового образа жизни студента.

Здоровый образ жизни – отличительное свойство человеческой цивилизации. ЗОЖ помогал и помогает людям учиться и работать, улучшать и модернизировать мир; отдыхать и восстанавливать силы, укреплять и лечить свое тело; формировать и улучшать свои физические характеристики и способности. [3, с. 24-29]

Потребность и значимость приобщения членов общества к ценностям физической культуры неоспорима и приветствуется на всех уровнях гуманного структуры: национальном, семейном, индивидуальном. Однако тема организации физической культуры остается насущной: выполнение существующих представлений и правил развития физической культуры посредством образовательного процесса не приносит требуемых результатов. Остается нерешенным разногласие между большим количеством социального опыта в области физической культуры, накопленным людьми, и низким уровнем сформированности физической культуры человека. [5, с.25-30]

Существующее разногласие может быть разрешено только в том случае, если поменяется отношение к вопросу развития физической культуры в обществе, и если этот вопрос будет разрешен в образовательных учреждениях всех уровней, в том числе в система высшего образования. В статье 12 Закона Российской Федерации об основных положениях Закона Российской Федерации о физической культуре и спорте (1993 г.) говорится, что «…сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них потребности в физическом самосовершенствовании и здоровом образе жизни являются одной из основных задач образовательных учреждений всех типов». 

В процессе обучения студентов в высших учебных заведениях физическая и интеллектуальная подготовленность регрессирует от младшего к старшему. Поэтому вузы должны предпринимать действия, направленные на введение физической культуры и спорта во все области теоретической подготовки студентов.

При оценке воздействия спорта на здоровье, физическое развитие и успеваемость учащихся следует принимать во внимание его положительную роль в ранней адаптации к университетскому образованию и положительное влияние на рост за счет частых тренировочных сборов и соревнований. Однако организованные занятия спортом не только положительно влияют на адаптивность, но и способствуют улучшению показателей качества курса, во время учебы. 

Естественно, что физическая культура в широком понимании, прежде всего, решает проблему здоровья в воспитании молодого поколения. Этот аспект работы имеет потенциал для развития личности и особого внимания. Проблема физического и психического здоровья поколения, несомненно, на современном этапе развития развивается. 

Ученые (В.И. Белов, 1994; Э.И. Зуев, 1991; М. Этевенон, 1996) находят эффект совершенствования системы физического воспитания, подчеркивая ее благотворное влияние на психоэмоциональное состояние занимающихся. 

Ученые из различных городских центров, изучающие проблему культуры, отмечают, что как процесс она становится все более необходимой частью общего развития и становления личности в процессе личностного развития О. Н. Голубева, С.Ф. Евтушенко. 

Да, «физическая культура» как учебная культурная дисциплина в едином образовательном процессе вуза имеет потенциал с точки зрения развития личности, профессионального и индивидуального развития. [6, c. 16-19]

Основными формами программы здорового образа жизни в университете являются: 

Организационная структура спортивной деятельности как свободная, открытая, самоуправляемая, изменяемая по своему содержанию, создающая благоприятную для здоровья образовательную среду. Разносторонний подход к работе с контрольно-пропускными пунктами с акцентом на значительную референтную группу как носителей и норму здорового образа жизни; 

Организация соревнований по спортивной дисциплине. Участие в спортивных соревнованиях – личные качества для культурной профессиональной деятельности; 

Комплексное развитие физических и умственных способностей, прежде всего с учетом занятий спортом и физических способностей; 

Занятия по воспитательной деятельности по вопросам здоровья, специфики его работы, физического, психического и духовного здоровья человека; 

Поддержание постоянно действующей системы информации и пропаганды, направленной на поддержание жизненных навыков. [1, c. 10]

Использование информационно-пропагандистского механизма способствует: 

Выращивание моделей молодежи с физической культурой, показывающих ценность культуры; 

Популяризация самостоятельных исследований студентов на широких естественных источниках. 

Укрепление информационных и образовательных точек в формировании потребностей молодых людей в области регулярного физического воспитания и занятий спортом, привычек к просвещению: 

Развитие культуры и многообразия культуры ценностей в воспитании и формировании личности, в интеллектуальном, духовном и нравственном развитии человека; 

Слаженная система, обеспечивающая согласованность всех источников информации и исследовательскую культуру действий; 

Обеспечение регулярности, систематизации и преемственности физического воспитания; 

Поощрение исследований, отвечающих разнообразным интересам и потребностям молодых людей в области физического воспитания и улучшения здоровья в университете; 

Ознакомление студентов с методами пропаганды культуры и спорта среди различных категорий и групп населения. 

Акции по пропаганде физической культуры и спорта, основными из которых являются: 

Общедоступность: компания ориентирована на студентов, и в ней может участвовать любой;

Разнообразие: кампания широкого спектра физических нагрузок; различные формы его организации; различные формы мероприятий; 

Эффективность: компания улучшает физическую форму. Повышает жизненный тонус; Сделает свободное время веселым и интересным; 

Мобильность: методы и формы постоянно обновляются с учетом опыта. [4, c. 83-87]

Список литературы

Ильинич В. И. Физическая культура студента и жизнь: учебник/ Ильинич В. И. − М.: Гардарики, 2008. – 366с.: ил.

Дворкин Л. С. Физическое воспитание студентов: учеб. пособие / Л.С. Дворкин, К.Д. Чермит, О.Ю. Давыдов // под общ. ред. Л. С. Дворкин. − Ростов н/Д: Феникс; Краснодар: Неоглори, 2008. − 700с

Яшин В. Н. ОБЖ. Здоровый образ жизни: учеб. пособие для вузов / В. Н. Яшин. − 3-е изд., перераб. − Москва: Флинта: Наука, 2011. − 123 с.

Физическая культура и физическая подготовка: учебник для вузов /под ред. В.А. Кикоть, И.С. Барчукова. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 431 с.

Оплетин, А.А. Потенциальные возможности физической культуры как один из ведущих стимулов саморазвития личности / А.А. Оплетин // Теория и практика физической культуры. – 2009. – № 5. – С. 25-31.

В.А. Стрельцов ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ // Научно-теоретический журнал. 2003. №4.

Просмотров работы: 91