Проблемы и перспективы Единой электронной картографической основы - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Проблемы и перспективы Единой электронной картографической основы

Соломатов А.О. 1, Сорокин В.И. 1
1ННГАСУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Создание и обновление единой электронной картографической основы обеспечивается федеральным органом исполнительной власти для органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц пространственными данными о территории Российской Федерации. Все сведения ЕЭКО подготовлены к открытому опубликованию и представлены в виде систем координат (государственных, местных и т.д.). Обеспечение представления и актуализации информации единой электронной картографической по решению федерального органа государственное учреждение организует создание, эксплуатацию и модернизацию государственной информационной системы. [2]

Достижения в современной геоинформатики очень большие. Цифровые карты пользуются спросом не только на воздушном или др. транспорте, но и автомобилистами, где с помощью детальных цифровых планов, автоматизированных систем проектирования работ, а также цифровых карт планирования аварийно-спасательных мероприятий. Однако, наблюдая несомненный прогресс в этой области, нельзя забывать о существующих проблемах. Например, в России главной проблемой является разрозненность, распыленность деятельности по анализу и сбору данных в пространстве. Практически каждый, кто использует геоинформационные системы для управления объектами инфраструктуры в границах своего наследства или улуса или для навигации транспортных средств, вынужден самостоятельно собирать информацию о своей зоне интереса. Поэтому производители автомобильных навигационных карт организуют периодические объезды дорог, выявляя схемы движения, размещение дорожных знаков, изменение расположения объектов на дороге. Застройщики должны провести съемку области. В этом случае собранная информация используется только один раз.

Разнообразие задач заставляет привлечь в работу множество небольших компаний, каждая из которых работает по своим стандартам и практически не отвечает за качество съемки. Последствия разрозненной деятельности очевидны: дублирование работы, низкое качество продукции. В то же время существует большой объем информации, хранящейся в банке цифровых топографических карт (ЦТК), называемом Федеральным фондом. Однако спрос на информацию, содержащуюся в нем, невелик. Причины этого понятны: то, что многие годы оцифровывалось компаниями Роскартографии, а затем Росреестра, не соответствует современным требованиям ни по содержанию, ни по точности, ни, тем более, по актуальности. Из-за этого немногие потребители этих продуктов вынуждены самостоятельно модифицировать, корректировать и обновлять полученные материалы. [1]

Исправить неблагоприятную ситуацию, казалось бы, может появление нового информационного ресурса, получившего название единой электронной картографической базы (ЕЭКО). Возникновение ЕЭКО было закреплено в постановлении правительства. Цель: создать национальную информационную базу на поверхности земли, которой могли бы пользоваться все потребители.

Слово "электронная" позволяет надеяться, что эта уникальная картографическая структура, наконец, позволит использовать все преимущества хранения данных о Земле, предлагаемые современными вычислениями. И возможности в этом направлении открываются самые широкие, главным образом по сравнению с традиционной бумажной картографией. Потому что бумажная картография основана на многочисленных условностях, продиктованных необходимостью разместить в ограниченной части плоскости информацию о земле, регионе, континенте или даже всей Земле. Она, как известно, имеет форму эллипса, а потому невозможно без искажений изложить эту информацию на бумаге. При этом размер искажений тем значительнее, чем обширнее изображенная на бумаге территория. Среди важнейших источников искажений выделяются понятия масштаба, проекции, разграфки, системы условных знаков, принятые в картографии. [3]

Масштаб как мера уменьшения карты по сравнению с реальностью приводит к снижению точности координат отображаемых объектов и одновременно к потере многих объектов, которые просто не "умещаются" на листе, то есть к снижению детализации и, как следствие, достоверности карты.

Все виды картографических проекций проявляются попытками разместить поверхность геоида на плоскости, что просто невозможно. Каждая из этих попыток направлена на минимизацию искажения расстояний между объектами, или углов, или областей (в зависимости от назначения карты). Но, выигрывая в одном, неизбежно проигрываешь в другом. В результате все измерения, сделанные с бумажных карт, изначально неточны.[4]

В связи с тем, что невозможно передать информацию о больших площадях на одном листе бумаги, возникла концепция разграфки, то есть устоявшегося способа деления больших поверхностей на части ограниченных размеров, карты которых, соблюдая определенный масштаб, могут поместиться на одном листе, где возникают свои проблемы. Для того чтобы пара соседних листов была сложена и склеена, их стороны должны быть образованы отрезками прямых линий. Но Земля круглая, и разрезать ее на участки по прямым линиям невозможно даже теоретически. В результате все эти уплощения становятся еще одним источником искажений.

. Последнее звено в ряду необходимых, но очень вредных условностей традиционной картографии является система условных знаков, в которой присутствует более тысячи значков. Они как китайские иероглифы, которые почти невозможно запомнить! Между тем намерения ее создателей были самыми выгодными – передать на карте как можно больше информации об объектах изображенной местности. Например, пути сообщения. Ведь важно не только знать, где проходит дорога, но и что это такое: с асфальтовым покрытием, с щебнем или просто полевая. Поэтому необходимо для каждого из множества типов дорог придумать свой тип линии (условный знак), который будет отображаться на карте. С одной стороны, хорошо, а с другой - плохо. Эти линии толстые и иногда не маленькие. Например, рядом с крупной дорогой проходит не менее важная железнодорожная линия. Условные знаки, которые изображены на мелкомасштабной карте, будут "нализать" друг в друга. Невольно приходится их разделять, а также оставлять хотя бы небольшой промежуток между ними, чтобы можно было разобраться, что к чему. И это опять-таки потеря точности, источник возможных ошибок.

. Совокупность этих условностей, необходимых в эпоху традиционной картографии, привела к тому, что топографические карты на бумаге можно было считать точными, то есть допускавшими измерение документов, только с большой натяжкой.

А когда компьютерные средства, развитые до необходимой мощности, открыли возможность внесения больших объемов информации о земной поверхности в память компьютеров, оказалось, что едва ли не единственным более или менее полным источником таких данных являются эти намеренно искаженные топографические карты.

Но, как бы мне ни хотелось одним махом освободиться от серьезного наследия традиционной картографии, EЭКO к этому не готова, о чем, собственно, и говорит само название. Необходимость создания и подготовки к печати традиционных карт еще долго будет оставаться важнейшей задачей. Таким образом, ЕЭКО является геоинформационным продуктом переходного периода, характеризующегося постепенным отказом от цифровых топографических карт и формированием цифровых моделей местности.

Но уже сейчас дальнейшее формирование и сопровождение ЕЭКО позволяет устранить ряд важных недостатков цифровых топографических карт и расширить сферу применения геоинформационных продуктов.

Для этого необходимо:

исключите концепции масштабной и листовой резки в EЭКO;

вводятся "плавающие" сведения, не закрепленные требованиями топографических карт конкретных масштабов, о составе объекта и характеристиках объектов;

повышение актуальности содержания ЕЭКО путем включения информации из различных источников, в том числе из тех, которые не имеют прямого отношения к топографии и картографии.

Для обеспечения реализации этих положений необходимо формирование развитой системы метаданных, о которых в правилах не указывается. Поэтому введение единой электронной картографической основы должно быть отдельно от цифровых топографических карт, хотя в настоящее время они являются основным источником данных для их формирования. В течение переходного периода ЕЭКО должна максимально использовать его для сбора и интеграции на его основе как можно большего объема специальной информации, собранной из всех возможных источников. Эта информация, после надлежащей проверки, должна использоваться для создания цифровых моделей местности.

Для широкого и эффективного внедрения ЕЭКО и получения от нее реальных выгод необходимо прежде всего скорректировать приказ Минэкономразвития, устанавливающий концепцию и понятие ЕЭКО, главным образом применительно к связи между ЕЭКО и цифровыми топографическими картами. Прогресс современной геоинформатики невозможен в узких и устаревших картографических рамках.

Список литературы:

Постановление правительства РФ от 03.11.2016 №1131 "Об утверждении Правил создания и обновления единой электронной картографической основы"

«Цифровая карта». 2016 [Электронный ресурс] // https://ru.wikipedia.org/wiki/Цифровая_карта (дата обращения 27.11.2020)

Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«Единая электронная картографическая основа». 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://rosreestr.gov.ru/site/press/news/edinaya-elektronnaya-kartograficheskaya-osnova/ (дата обращения 24.11.2020)

Просмотров работы: 236