Дошкольное образовательное учреждение, как и любое другое образовательное учреждение содержит управляемую и управляющую системы. Управляемая система состоит из плотно связанных между собой коллективов - педагогического, медицинского, обслуживающего и детского. Управляющая система имеет в своём составе заведующего детским садом, старшего воспитателя(методиста), заведующего хозяйством.
Структура (внутренняя форма системы, представляющая её компоненты и устойчивые взаимосвязи между ними, определение А.Ф. Пеленёва [2, с 335] управления в дошкольном образовательном учреждении обычно представлена в виде двух основных подструктур - административного и общественного управления и представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями.
Руководитель дошкольного образовательного учреждения обязан быть профессионально и внутренне подготовлен к управленческой работе, знать концепцию научного управления, улучшать свой стиль и метод работы.
От профессиональных умений начальника, его возможностей быстро и обдуманно принимать решения, способностей нацеливать коллектив на постоянное развитие, творческий рост, зависит успешность развития учреждения, его социальный статус.
Сущность управленческой деятельности проявляется в ее функциях, то есть в основных задачах общего характера, возникающих в процессе разделения труда, которые она постоянно решает.
Функции управления возможно предположить, как облик управленческого труда, связанны с действием на управляемый объект. Считается собственно, что в процессе управления выполняются следующие основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.
Любая из данных функций считается для организации необходимой.
Во время планирования принимается решение о том, какими обязаны быть цели организации и собственно, что должны делать ее члены, добиться данных целей.
В данной работе рассмотрена функция управления в ДОУ, контроль.
Как отмечает Л. Поздняк, под управлением дошкольным учреждением следует понимать целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность совместного труда сотрудников в решении задач воспитания детей на уровне современных требований [3, с 55].
Контроль (фр. сontrole).
1. Наблюдение в целях надзора, рассмотрения и выявления отклонений от заданной цели.
2. Функция управления, устанавливающая уровень соотношения принятых решений настоящему состоянию дел. Такое определение даёт педагогический словарь.
В настоящее время существует несколько определений контроля:
, направленное на достижения , полученных с , определенными в . При , для того, причины, эти , необходимо управленческое - , а затем в и коррекции шаги ;
действие, в выявляются и деятельности , причины, их , и определяются действия.
А.Ф. следующие : - это проверка функциям , функционирования и , конкретным и решениям. [2]
А.Н. [4] считает контроль как , констатирующую, отдельных в сопоставлении с .
Отмечая значимость контроля, [1] : «Именно в его формах и связь и подсистем на , помогает в работе, их , а, значит, их устранения с и регулирования ». Надо обозначить, что, как , - контроль обнаружить не только , но и результаты. К примеру, опыт и деятельности. , в сущности, контроль - это того, что имеется с тем, что быть.
из приведённых , утверждать, что в учреждении - это и проверок процесса и образовательной , развития, образовательного , установкам, и вышестоящих .
Важность контроля в работе руководителя учреждения положениями.
осуществляет контроль над работой (старшего , , мед. персонала) м в с трудовым трудового , режима, труда, инструктивно-методических организаций, лиц, качество , и навыков у , решений педагогического , оборудования и в возрастных , документации сотрудниками, и проведение работы с , деятельность, избирательный за работой .
воспитатель : воспитательно-образовательной в возрастных , реализовывание образовательных , введение новых , календарные и педагогов, и детских , педагогов по .
Заведующая контроль за персонала ( (няня), , , кладовщика и др.)
К в дошкольном следующие : и задачи выходить из и воспитательно-образовательного , нужно не просто дел, а создать контроля воспитательно-образовательной в саду. планировать, в важна не , а выявление , недостатки, мер по их устранению. быть ическим, , и .
При его осуществлении определенную :
1) о ходе в дошкольном в ц и в каждой ;
2)критическая ка, собранного ;
3)разработка мероприятий, на совершенствование существующих оперативных мероприятий в учреждении в или в возрастной .
контроля. в ДОУ выполняется на базе и планов . Более эффективным планирование в виде таблиц, где наглядно видно, у кого кто и когда будет отслеживать педагогического процесса, формы, в детской , какие , способы использованы. составляет план . В плане или проверки , организация и (теоретическая и , консультации, по проверке, базы, посещений и консультаций, проверки). критерии, по которым работы, а контроля.
является , даёт возможность подвести итог работы педагогического за определенный : квартал, , год.
контроль и его предполагают всестороннюю, деятельности как в , так и ДОУ в целом. состоящий из следующих его видов: , , итоговый.
имеет цель получить о работе , об педагогического процесса в , в той или группе, в данного . вид контроля группы в течение дня или нескольких .
контроль и его виды нацелены на выявление состояния работы педагогического коллектива и отдельных воспитателей на определенном этапе в какой-то момент. Оперативный контроль включает в себя экспресс-диагностику, которая способствует скорейшему информативному сбору требуемых данных. Экспресс-диагностика содержит социологические исследования (анкетирование, тестирование и т. п.) по выявлению уровня педагогического мастерства педагогов и уровню развития ребенка-дошкольника в разных видах деятельности. Задачей предупредительного контроля является предупреждение какого-либо недостатка. Его смысл в профилактике потенциальных нарушений, отбор наиболее обоснованных методов работы, повышения уровня управления. Предупредительный контроль в основном применяется по отношению к начинающим (или вновь поступившим педагогам) а также воспитателям, работающим в инновационном режиме (внедрение новых образовательных программ, педагогических технологий, передового педагогического опыта работы).
Тематический контроль нацелен на привлечение внимание коллектива к определенным задачам дидактического, методического, воспитательного характера, которые в данном детском саду решаются недостаточно успешно.
Сравнительный контроль и его виды проводятся с целью сравнения результатов работы воспитателей по различным направлениям программы. Он позволяет увидеть различия в работе воспитателей параллельных возрастных групп. Сравнительный анализ применяется и для сравнения 2-х воспитателей одной группы.
Таким образом, контроль как функция управленческого цикла в деятельности руководителя ДОУ имеет неоспоримое значение, т.к. осуществление контроля в управлении обеспечивает:
адаптацию учреждения социальному окружению в результате отслеживания изменений во внешней среде, определение степени востребованности продукта деятельности учреждения;
обратную связь в управлении, установления степени реализации целей деятельности в результате изучения дел в ДОУ;
предотвращение сбоев, кризисов в работе, путём создания системы постоянно действующего наблюдения за состоянием воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и окружении;
стимулирование деятельности педагогов и персонала, возможность их поощрения по итогам контроля.
Контрольно-диагностическая функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения. Осуществление этой функции заключается в систематической, целенаправленной организации изучения, наблюдения, анализа и оценки воспитательно-образовательного процесса в детском саду.
Список литературы.
Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. М., 2003.
Пеленёв А.Ф. Система управления педагогическим коллективом: учеб. пособие для рук. образовательных учреждений. - Пермь: Изд-во ПОИПКРО,1999. – 342 с Пермь, 1999.
Поздняк Л.В. Заведующий в системе управления дошкольным учреждением. // «Дошкольное воспитание», 1993, №1, с.55.
Copyright(C)Ушаков Дмитрий Николаевич 2008-2017.
Троян А.Н. Роль педагогического анализа в совершенствовании воспитательно- образовательной работы в дошкольном учреждении. // Условия оптимизации работы в дошкольном учреждении. П/р Т.С.Комаровой. М., 1985.