ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ОПТИМАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ УЧАСТКА ТОР ПО РЕМОНТУ ВАГОНОВ НА БАЗЕ ВЧДР ИНСКАЯ АО «ВРК-1 - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ОПТИМАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ УЧАСТКА ТОР ПО РЕМОНТУ ВАГОНОВ НА БАЗЕ ВЧДР ИНСКАЯ АО «ВРК-1

Иванова А.А. 1, Волкова О.Ю. 1
1СГУПС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность темы обусловлена важностью финансовых ресурсов для предприятий и организаций в условиях рыночной экономики: выполняя свои функции, финансы обеспечивают деятельность организации, формируют условия для ее развития в будущем и преодоления кризисов. Инвестиции, выступая источником финансовых ресурсов для организации, позволяют обновлять производственные фонды, внедрять инновационные технологии, обеспечивать рост и развитие кадрового потенциала, что делает инвестирование важнейшим институтом рыночной экономики. По сути, вся жизнедеятельность современного общества основана на инвестициях, а развитие той или иной сферы жизни находится в воле тех, кто принимает инвестиционные решения.

Выступая в качестве системообразующей для экономики отрасли, железнодорожный транспорт отличается сложностью в организации деятельности, высокой инвестиционной емкостью, сложностью обеспечения быстрого возврата инвестиции, долгими сроками реализации проектов от начала до завершения, что требует повышенного внимания со стороны теории и практики управления, финансов, банковского дела, организации производства и многих других сфер деятельности и областей знаний.

Проблема исследования заключается в наличии противоречия между важностью инвестиций для АО «ВРК-1», высокой ролью их в процессе функционирования, наличием богатой теоретической, практической, методологической базы в сфере инвестиционного менеджмента, проработанностью инструментов оценки проектов в рамках АО «ВРК-1» и частым несоответствием заявленных показателей эффективности проектов их реальному состоянию, что снижает качество управления инвестиционными ресурсами и требует инновационных подходов к формированию инвестиционной политики АО «ВРК-1».

Важность инвестиций для АО «ВРК-1» обусловлена тем, что следствием проблемы дефицита финансовых ресурсов «является старение и снижение пропускной способности, повышение аварийности, крайняя инертность в развитии новых инфраструктурных проектов в условиях строительства морских портов, сухопутных пограничных переходов, разработки минерально-сырьевых месторождений»[4, с. 62].

Цель исследования: выявить особенности применения методов инвестиционного анализа к реализации проектов по размещению ремонтных мощностей предприятий железнодорожного транспорта, оптимизации расходов в данной сфере.

Материал и методы исследования.

Исследование проводилось на базе ВЧДр Инская, для обеспечения возможности взаимодействия АО «ВРК-1» и группы «Сибантрацит», которая занимает первое место в мире по производству и экспорту высококачественного антрацита UHG, является крупнейшим в России производителем металлургических углей. Использовались как общенаучные методы исследования: анализ, синтез информации, так и методы экономического анализа, инвестиционного анализа.

Результаты исследования и их обсуждение

Определим сущность инвестиционного анализа и его роль в деятельности предприятий и организаций, для этого обратимся к понятию инвестиций. Как отмечает В.Н. Алексеев инвестиции определяются как «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта» [1, с. 9].

Данное определение совпадает с определением, используемом в законодательстве, при этом важно понимать, что инвестиции - это ресурсы, которые необходимы для эффективного использования и получения прибыли посредством вложения в объекты предпринимательской деятельности, или достижения иных эффектов (социальных, бюджетных, экологических) при вложении в другие сферы человеческой деятельности.

Так или иначе, использование ресурсов подчиняется одному неизменному правилу «ресурсы ограничены», соответственно необходимо обеспечить их рациональное использование, получение максимального эффекта при оптимальных затратах, что требует внимания к планированию и прогнозированию затрат и выгод от инвестиций, источникам и методам сбора информации об инвестиционных проектах, методам обработки и вариантам интерпретации информации для принятия инвестиционных решений.

Как отмечается, инвестиционный анализ представляет собой определённым образом организованный процесс оценки инвестиций (инвестиционных проектов, портфелей инвестиций) с точки зрения прибыльности и риска. В конечном итоге он имеет целью измерить, насколько данная инвестиция подходит для инвестора, позволяет решить поставленные им задачи и достичь заданных целей [2, с. 62].

Инвестиционный анализ означает процесс оценки инвестиций с точки зрения дохода, риска и стоимости при перепродаже . Это важно для всех, кто рассматривает возможность вложения, независимо от типа. Методы инвестиционного анализа обычно оценивают 3 фактора: риск , денежные потоки и стоимость при перепродаже.

Результатом инвестиционного анализа выступает определенным образом структурированный объем данных, которые помогают принять решение в сфере инвестирования. Можно согласиться с М.Е. Косовым, который утверждает, что «определение критериев отбора и методов оценки эффективности являются ключевым фактором в процессе принятия ин­вестиционных решений. В условия большого количе­ства существующих критериев, важно выделить те, что играют определяющую роль в аспекте стратегического развития» [3,с. 123].

При инвестиционном анализе важно не просто обеспечить эффективность инвестиций, но и определить максимально оптимальный для организации источник финансирования инвестиционных вложений. Сегодня для предприятий и организаций принято выделять несколько источников финансирования инвестиций:

Собственные средства - предусмотренные законом источники финансирования инвестиционных проектов, сформированные внутри организации.

Заемные средства - средства, полученные от кредиторов на принципах платности, срочности, возвратности. Как правило это кредитование.

Привлеченные средства - средства, полученные от инвесторов для участия в деятельности организации. Как правило это акционерный или уставный капитал хозяйственных обществ [2, с. 11].

Выбор того или иного источника финансирования обеспечивает эффективность проекта, возможность положительных эффектов для организации. Для АО «ВРК-1» как правило существует возможность использования либо собственных, либо заемных средств для реализации локальных проектов.

Приведем пример применения методов инвестиционного анализа в деятельности АО «ВРК-1»,

Исходная ситуация. При проведении анализа на Западно – Сибирской железной дороги, было отмечено увеличение объема неисправных грузовых вагонов, требующих ремонта в объеме ТР-2 на станции Линево, непосредственно являющейся погрузочной станцией данного предприятия, продукция которой поставляется в адрес более 50 предприятий в России и на экспорт, железнодорожным транспортом.

Ближайшим предприятием производящим текущий ремонт является станция Инская, станция Алтайская. Передислокация вагонов до данных станций занимает от трех до двенадцати суток, не считая времени на ремонт вагонов и передислокацию вагонов в обратном направлении, что в свою очередь завышает показатель неисправных вагонов на Западно – Сибирской железной дороги, а также снижает эффективность использования грузовых вагонов для собственников подвижного состава.

Таким образом, была выдвинута следующая идея - организовать ремонтный участок рядом с р.п. Линево, что позволит получить следующие эффекты:

- исключить порожний пробег,

-увеличить объем ремонта грузовых вагонов и запасных частей по ВЧДр Инская АО «ВРК-1» за счет ремонта всех неисправных вагонов силами ВЧДр Инская АО «ВРК-1», а не передислокации на предприятия конкурентов.

Также важно понимать, что в настоящее время на станции Линево образование неисправных вагонов в объеме ТР-2 составляет порядка 10 вагонов в сутки. В связи с планируемым увеличением объема погрузки и соответственно повышения потребности в исправном подвижном составе прогнозируемый объем подготовки вагонов под погрузку, а также ремонт в объеме ТР-2 ожидается в количестве 20 вагонов в сутки. На основании данного анализа был разработан и реализован проект организации участка ремонта вагонов на станции Линево.

Были рассмотрены два варианта финансирования проекта:

- за счет заемных основных фондов (здесь подразумевается аренда основных средств)

- с использования собственных основных фондов (покупка за счет инвестиционного проекта).

Оба варианта являются возможными с точки зрения законодательства, используются в АО «ВРК-1» при реализации инфраструктурных проектов. Более того, практика АО «ВРК-1» говорит о том, что аутсорсинг, аренда применяются достаточно часто.

На первом этапе исследования были проанализированы необходимые основные фонды их стоимость и материалы, необходимые для организации участка. Необходимо обеспечить участок определенным количеством оборудования, помещениями для рабочих, а также объектами жизнеобеспечения, что требует финансовых вложений. Основными дорогостоящими позициями являются помещение модульного типа, крановый путь, козловой кран ККС -10, тяговая подстанция.

Данные о стоимости основных фондов представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Данные о стоимости основных фондов при организации ремонтного участка

№ п/п

Наименование оборудования

Количество

За счет собственных инвестиций тыс. руб.

1

КТП 400 КВа

1

1 000

2

Помещения модульного типа

3

9 000

3

Крановый путь протяженностью

230 м

2 500

4

Козловой кран ККС-10

1

7 500

5

Установки по испытанию тормозов вагонов

3

120

6

Приобретение слесарного инструмента, средств малой механизации

 

200

7

Сварочное оборудование

3

300

8

Компрессор

1

50

9

Пневмомагистраль

1

395

10

Освещение

1

300

Итого

 

21 365

При использовании собственных основных фондов, нам необходима денежная сумма в размере 21 млн.руб.

Следующим этапом в реализации проекта, были проведены переговоры с АО «Сибантрацит» по аренде тракционных путей и тяговой подстанции, а также переговоры с собственниками помещений модульного типа, кранового пути и козлового крана по поставке, монтажу и дальнейшей аренде данного оборудования. При условии достигнутых соглашений сумма инвестиций сократилась на 20 млн. руб., но при этом появились дополнительные расходы в виде арендных платежей. В таблице 2 предоставлены расходы по арендным платежам, согласно которым ежегодная арендная плата составляет 4870 тыс.руб.

Таблица 2 - Расходы на аренду при различных вариантах использования основных средств

Наименование расходов

ед.изм

За счет собственных инвестиций

За счет аренды основных средств

Ежемесячная арендная плата территории и тракционных путей согласно договора

тыс.руб.

92,91

92,91

Годовая арендная плата

тыс.руб.

1 114,92

1 114,92

Ежемесячная арендная плата козлового крана и модульных помещений согласно договора

тыс.руб.

 

313

Годовая арендная плата

тыс.руб.

 

3 756,00

Итоговая сумма арендной платы в год

тыс.руб.

1 114,92

4 870,92

Можно сделать вывод о том, что стоимость содержания собственных средств существенно ниже при использовании собственных ресурсов. Расходы на ремонт вагонов представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Расчет показателей проекта при различных вариантах использования основных средств

Текущий ремонт грузовых вагонов

За счет собственных инвестиций

За счет аренды основных средств

дополнительный выпуск в сутки

ваг.

6,6

6,6

дополнительный выпуск в месяц

ваг.

200

200

дополнительный выпуск в год

ваг.

2400

2400

Средняя цена ремонта одного вагона,

тыс.руб.

30,497

30,497

Дополнительный доход в месяц,

тыс.руб.

6 099,40

6 099,40

Дополнительный доход в год,

тыс.руб.

73 192,80

73 192,80

Текущая средняя себестоимость по депо,

тыс.руб.

21,455

 21,455

Дополнительные расходы на доставку колес в ремонт,

тыс.руб.

1,723

1,723

Средняя цена доставки одного колеса

тыс.руб.

0,638

0,638

Средняя сменяемость заложенная бюджетной доходной ставкой

ед.

2,7

2,7

Прибыль от продаж на единицу ремонта

тыс.руб.

9,042

9,042

Рентабельность, %

%

29,70%

29,70%

Прибыль от продаж в месяц,

тыс.руб.

1 808,50

1 808,50

Прибыль от продаж в год,

тыс.руб.

21 701,80

21 701,80

Дополнительные расходы по оплате арендных платежей в год

тыс.руб

1 114,92

4 870,92

Дополнительные расходы по амортизации в год

тыс.руб

1 000,00

 

Всего Прибыль от продаж в год,

тыс.руб

19 586,88

16 830,88

Можно сделать вывод о том, что прибыль проекта без стоимости аренды существенно выше. Проведем расчет по методу простой окупаемости согласно которого простой срок окупаемости составляет за счет собственных инвестиций 1,4 года; за счет аренды основных средств чуть больше 1 месяца (таблица 4).

Таблица 4 - Результаты расчета окупаемости проекта

Наименование расходов

ед.изм

За счет собственных инвестиций

За счет аренды основных средств

Итоговая прибыль от продаж в год,

Тыс.руб.

19 586,88

16 830,8

Налог на прибыль,

Тыс.руб.

3 917,4

3 366,2

Ориентировочная чистая прибыль для расчета срока окупаемости проекта,

Тыс.руб.

15 669,5

13 464,7

Сумма инвестиций

Тыс.руб.

21 365

1 365

Простой срок окупаемости.

год

1,4

0,1

Согласно данного анализа принятое решение по организации участка Линево за счет заемных основных фондов является наиболее эффективным в краткосрочном периоде, однако, зависимость от арендодателя, постоянные расходы на аренду в долгосрочном периоде снизят эффективность от реализации проекта, помимо этого важно учитывать увеличение зависимости от сторонних организаций, связанных с арендой оборудования и возможного расторжения договора.

Выводы

Рассматриваемый пример позволяет говорить о том, что реализация ряда проектов АО «ВРК-1» с тенденцией к аутсорсингу и привлеченным ресурсам не всегда экономически целесообразна в долгосрочном периоде при кажущейся эффективности в краткосрочном. Для обеспечения эффективности проектов необходим более детальный инвестиционный анализ, а также анализ внешней и внутренней среды организации при реализации инвестиционных проектов, что позволит повысить экономическую и социальную эффективность инвестиционной деятельности в АО «ВРК-1».

Список литературы

Алексеев, В.Н. Формирование инвестиционного проекта и оценка его эффективности : учебно-практическое пособие / В. Н. Алексеев, Н. Н. Шарков. – 4-е изд. –Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 176 с.

Колмыкова, Т. С. Инвестиционный анализ : учебное пособие / Т.С. Колмыкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2020.— 208 с.

Косов М.Е. Критерии и методы оценки эффективности инвестиционных проектов // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2017. – №4. – С. 120-123

Савченко Е.Е. Проблемы инвестиционного развития железнодорожной инфраструктуры РФ и перспективы формирования источников инвестиционных ресурсов // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 10. – С. 62-68.

Просмотров работы: 12