ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Анчиков В.А. 1
1 Ульяновский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: Раскрытие основных проблем организации работы по профилактике и коррекции социально-опасного поведения школьников. Акцентирование ключевых требований к специалистам общеобразовательной школы для наиболее эффективной работы в данном направлении.

Ключевые слова: социально-опасное поведение, коррекция, прогнозирование, профилактика, социально-педагогическая помощь, критерии.

По данным МВД России, примерно 3,9% от всех раскрытых в стране в 2019 году преступлений совершены подростками либо при их участии. Всего были выявлены 37 953 несовершеннолетних преступника. Статистически на них пришлось 41 548 правонарушений. С одной стороны, положение дел улучшилось по сравнению с предшествующим годом (40 860 привлеченных к уголовной ответственности подростков и 43 553 преступления). Но прослеживается опасная тенденция — число тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних растет: если в 2018 году их было 9 716, то в 2019-м — 10 113.

Стоит оговориться, что в статистику не вошли случаи, когда не удалось установить виновника. Разумеется, не отражена и латентная преступность.

В ушедшем году зарегистрировано и раскрыто 1615 случаев вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность. Формально зафиксировано снижение этого опасного показателя, но аналитики из МВД считают, что для радости нет особых оснований, поскольку за этим «снижением» вполне может стоять недостаточно эффективная работа силовиков по выявлению подобных фактов.

Согласно данным Росстата число осужденных в возрасте 14–17 лет за совершение преступлений составило 23,9 тыс. человек. Всего на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних стоят 142 тыс. трудных подростков. Среди них 13 тыс. были направлены в Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. 

Несовершеннолетние, впервые совершившие преступление небольшой и средней тяжести, смогут избежать уголовного наказания. В Госдуме разрабатывают нормы по гуманизации действующего законодательства, в результате которых воспитательные меры должны стать первоочередными, а уголовное наказание и судимость — исключением, рассказала «Известиям» инициатор нововведений вице-спикер Госдумы Ирина Яровая («Единая Россия»). Сейчас суд вправе назначать «оступившимся» подросткам вместо тюремного срока меры воспитательного воздействия: предупреждение, передачу под надзор родителей, опекунов или комиссии по делам несовершеннолетних, обязанность загладить причиненный вред, ограничение досуга и установление особых требований к поведению правонарушителя. Эксперты полагают, что гуманизация необходима и послужит основой для снижения преступности среди подростков.

Однако возможно, что одной из причин всплеска подростковой преступности является именно неадекватная либерализация законодательства, особенно попустительское отношение к преступлениям небольшой и средней тяжести (здесь стоит вспомнить зарубежный опыт практического применения «теории разбитых окон» социологов Джеймса Уилсона и Джорджа Келлинга).

Криминальными новостями, даже об убийствах, сегодня, в эпоху тотального развития соцсетей и доступности закрытой полицейской информации, сложно привлечь внимание общественности. И тем не менее, случаются преступления, которые мало кого оставят равнодушными.

Печальным трендом прошедшего года стала череда однотипных преступлений, связанных с нападениями несовершеннолетних на своих сверстников и педагогов в стенах учебных учреждений.

15 января 2018 года трагедия случилась в 127-й школе Перми — два подростка, вооруженных ножами, ворвались в аудиторию, где шел урок у 4-го класса. Пострадали девять детей и учитель; кроме того, сами тинейджеры нанесли порезы друг другу. Обошлось без жертв — медикам удалось спасти и пострадавших, и нападавших. Одним из предполагаемых виновников резни оказался десятиклассник, второй — бывший ученик 127-й школы. В декабре стало известно, что гособвинение попросило назначить 9 лет и 10 месяцев воспитательной колонии для одного из подсудимых подростков. Дело в отношении второго участника преступления выделено в отдельное производство — он находится в психиатрической лечебнице.

Спустя несколько дней по схожему с пермским сценарию развернулись жуткие события в Бурятии. Девятиклассник напал на семиклашек в кабинете русского языка и литературы. Сначала он несколько раз ударил топором преподавателя-женщину, а затем переключился на детей. Кроме того, подросток пытался устроить пожар, бросив в помещение со школьниками бутылку с зажигательной смесью. Ранения получили пять учеников, педагог и сам предполагаемый преступник. В тяжелом состоянии находилась девочка — в состоянии комы она была доставлена в больницу, врачам удалось ее спасти. Позже выяснилось, что у нападавшего подростка были два несовершеннолетних пособника. Сам виновник трагедии был признан невменяемым. В декабре было окончено расследование в отношении всех предполагаемых соучастников, в ближайшее время они предстанут перед судом.

Еще один резонансный случай произошел 18 апреля в башкирском Стерлитамаке во время урока информатики. Ученик коррекционного класса нанес несколько ударов ножом преподавателю и трем ученикам. Как и бурятский поджигатель, он пытался устроить пожар на месте преступления, разлив горючее в классе. Как выяснилось, незадолго до опасного инцидента директор школы сообщала об агрессивном поведении 17-летнего ученика, но должных мер лица, ответственные за профилактику преступлений, не приняли. [1].

В 2020 году восьмиклассник напал с кухонным ножом на 59-летнюю учительницу математики в одной из ульяновских школ. Данный инцидент в Ульяновске произошел 26 февраля, а накануне вечером 25 февраля этот ученик выложил у себя на странице в социальной сети записи, связанные с субкультурой массовых убийств (так называемый «Колумбайн»). В этот же день, 25 февраля, в Саратове были задержаны два школьника, готовивших массовые убийства, тоже вдохновленные данной субкультурой.

Это может быть совпадением, но он наверняка видел новости о задержании его сверстников, так как они прошли по всем федеральным СМИ и по крупнейшим пабликам в социальных сетях. Из них он мог узнать, что они готовили и чем вдохновлялись. Если бы не было информации об их готовящемся преступлении, преступления в Ульяновске могло бы и не быть. Но о случившемся в Керчи и, разумеется, о самом первом массовом убийстве в американском колледже он знал наверняка.

Таким образом, этот случай в Ульяновске не является местной, частной катастрофой. Это повторный выход всеобщего кризиса; звено той же цепи, в которой и Саратов, и Керчь. Это произошло в нашем регионе, но могло произойти и в любом другом, поскольку причины, кроющиеся в самом характере деструктивной субкультуры, являются всеобщими.

Только на региональном уровне для предотвращения подобных случаев многое сделать не удастся, - поясняет эксперт, отвечая на вопрос, как этот кризис можно преодолеть. - Это федеральная проблема, и проблема эта мировоззренческая, духовная. На региональном уровне нужно, чтобы министерство образования разработало живую реальную стратегию воспитательной деятельности, не формальную, а системную. А это невозможно без экспертов-практиков. Винить только учителя в том, что он не провел эту работу, нельзя. [2].

Педагогам советуют выявлять склонность к противоправному поведению у детей ещё в начальной школе и по возможности осуществлять необходимую коррекцию. В центре при Минпросвещения разработаны специальные методические рекомендации для учителей по обращению внимания не только на явные признаки, например, насилие по отношению к другим детям, но и на косвенные: чрезмерное упрямство, вспыльчивость, повышенный интерес к оружию (Рис.1).

Рисунок 1. Формы и уровни социально-опасного поведения

По мнению экспертов, нужно работать с детьми аккуратно, чтобы не обострить ситуацию. А также следить за тем, чем ребенок интересуется в соцсетях и о чем пишет сам.

Педагоги должны отслеживать постоянно, стойко повторяющееся поведение, не соответствующее общепринятым нормам и наносящее ущерб самому человеку, окружающим и имуществу. 

Помимо явных признаков (драки, насилие по отношению к другим детям, а также животным), нужно насторожиться, если у ребенка до восьми лет наблюдаются, например, чрезмерное упрямство, вспыльчивость, открытое непослушание. А в восемь-девять лет начинаются прогулы уроков, побеги из дома, попытки обмана взрослых, попрошайничество, употребление алкоголя или наркотиков.  

Среди тревожных «звоночков» — рисунки и тексты в тетрадке школьника, не относящиеся к учебе, а содержащие «настораживающие смыслы»: символы криминальных субкультур, деструктивных сообществ. Также повышенный интерес к оружию и взрывчатым веществам, в том числе посты об этом в соцсетях. Если речь о подростках, это можно объяснить переходным возрастом. Такие признаки у младших школьников должны вызвать настороженность.  

Если тревожных признаков много, их видят не только педагоги, но и одноклассники, учителю необходимо поговорить с родителями «проблемного» ребенка. В случае необходимости — собрать консилиум (из педагогов, психолога и других специалистов — по усмотрению руководства учебного заведения), определить дальнейшую работу со школьником. 

Если «проблемное поведение началось в младшем школьном возрасте, то такой ребенок нуждается в более тщательном внимании и интенсивной помощи со стороны педагогов, психологов, в сотрудничестве с родителями или законными представителями», сказано в методичке. При этом помощь ребенку не должна «переходить в гиперопеку, навязчивость», нужно аккуратно обсуждать с ним проблему. Наказания могут привести к «еще более протестному поведению». 

Документ был разработан совместно со специалистами и научными сотрудниками факультета юридической психологии и Центра экстренной психологической помощи МГППУ, уточнил представитель Центра защиты прав и интересов детей Владимир Зарецкий. Он направлен на профилактику социально-опасного поведения, то есть на «формирование законопослушного социально одобряемого поведения», пояснил он.

Мониторинг соцсетей показывает, что о неадекватности поведения ребенка можно судить и по его активности в интернете, это стоит учесть педагогам и родителям, отметил руководитель Центра исследований легитимности и политического протеста Евгений Венедиктов. Школьник может внешне не проявлять агрессии, а всю негативную энергию выплескивать в Сети, предположил он.

Будущих психологов будут обучать работе с детьми, у которых наблюдается деструктивное поведение. Волна подростковых "групп смерти" в соцсетях за два года практически сошла на нет, но ограничиваться одними лишь запретами суицидальных сообществ в интернете нельзя: необходима профилактика психологического состояния детей в школах. Заняться обучением таких специалистов Минобрнауки было поручено по итогам правительственной комиссии по профилактике правонарушений под руководством министра внутренних дел Владимира Колокольцева.

Как рассказал руководитель Центра исследования легитимности и политического протеста Евгений Венедиктов, его коллеги постоянно выявляют в соцсетях активность групп с призывами к суициду.

- Мы постоянно находим подобные группы до сих пор. Все они пропагандируют насилие, которое распространяется не только на подростка лично, но и на его окружение, — сообщил Евгений Венедиктов. — Еще в сентябре 2017 года аналитики фиксировали в общей сложности не менее 500 тыс. участников «групп смерти» в «ВКонтакте». Теперь их количество сократилось в разы, но по-прежнему такие сообщества можно найти в соцсетях, и это, безусловно, проблема.

Другой, не меньшей проблемой может обернуться неблагозвучная фамилия и редкое имя, внешность с изюминкой, необычное хобби, развитый не по возрасту интеллект, худоба и полнота — все эти особенности несовершеннолетнего могут ввергнуть его в ад под названием буллинг, если поблизости окажется человек с девиантным поведением. Последствия травли в полной мере отражаются в полицейских сводках в виде суицидов или, напротив, массовых убийств. Это очевидные итоги групповых нападок на человека, но есть и скрытые последствия в виде психических травм, которые остаются с человеком на всю жизнь.

Статистика показывает, что около 3/4 «школьных стрелков» по всему миру являлись жертвами травли или школьного буллинга, достаточно длительного и жесткого. Эту тему педагоги, психологи и представители сопредельных профессий не могут не затрагивать, поскольку в школе она сейчас стоит очень остро. В Институте образования НИУ ВШЭ озвучили данные по регионам: среди 1,5 тыс. опрошенных ни разу с травлей в качестве жертвы не сталкивались только 30%, а 2/3 с этим явлением сталкиваются постоянно (кто-то чаще, кто-то реже).

«Педагог должен уметь вовремя выявить признаки начинающегося буллинга, отличить его от ординарного конфликта, знать и уметь действовать в таких условиях. В нормальном конфликте дети действительно зачастую «сами разберутся» и получат необходимый жизненный опыт. Но буллинг — это не нормальный конфликт. Это особое и очень вредное для всех явление», — говорит психолог. Сегодня существуют специальные тренинги для педагогов, которые помогают учителям противостоять травле воспитанников.

Положительно влияют на профилактику и пресечение буллинга: наличие в школе четкой и понятной всем позиции категорического неприятия буллинга, запечатленной в правилах, традициях, сознании; способность руководства и коллектива школы признать наличие буллинга (если он действительно есть) и немедленно приступить к его прекращению всей «командой» с привлечением заинтересованных сторон; понимание действительной сути буллинга и отсутствие «мифических представлений» о нем.

Родителям жертвы, в свою очередь, необходимо наладить контакт со своим ребенком и доходчиво объяснить ему, с чем он столкнулся.

В частности, психотерапевт Светлана Кривцова в своих работах говорит о том, что взрослым важно научить несовершеннолетнего справляться с гневом, помочь повысить доверие к себе, поднять самооценку, поощрять развитие сильных сторон ребенка, научить держать себя уверенно и отстаивать свои границы. Такая работа с ребенком поможет ему как справиться с буллингом, так и минимизировать его негативные последствия.

Немаловажно вступить в диалог с дирекцией школы, спокойно пообщаться с классным руководителем, мобилизовать родительский комитет.

В ближайшее время совершенно необходимо введение в российских школах антибуллинговых программ по аналогии с действующими уже в течение длительного периода во многих странах, как например, в Скандинавии - уже более 30 лет. Российская программа сейчас на этапе разработки, поскольку механическое перетаскивание иностранных наработок абсолютно неприемлемо. В настоящее время с целью конкретизации предмета концентрирования проблемы по всей России проводятся исследования, констатирующие, что среди детей, которые в школе травят одноклассников, большинство воспитывается в семьях, где присутствует насилие, причем необязательно физическое.

В таких семьях «главный» имеет право давить на зависимых от него, и у них нет права голоса или защиты своей позиции. Ребенок видит, что мать зависима от отца и часто становится объектом его нападок, что мать срывается на старших детях, старшие срываются на младших. И он находит себе объект для нападения в школе. В отличие от простой агрессии травля — это всегда нападки на того, кто слабее тебя. В сознании молодых людей, которые издеваются над более слабыми, закрепляется ощущение вседозволенности и неуязвимости, которое трансформируется и во взрослую жизнь. Немаловажно в данном случае и влияние системы ценностей, которая доминирует в обществе или отдельных его кругах.

Не стоит забывать и о том, что длительное пребывание в интернете и просмотр контентов, содержащих сцены виртуального насилия вполне может трансформироваться в реальное насилие, так как много времени в социальных сетях в основном проводят дети, которые недополучают чего-то в семье — того же внимания. Родителям некогда ребенка выслушать. Мама работает, занята бытовыми вопросами, папа тоже много работает или пьет, а дети общаются в социальных сетях, компенсируя недостаток любви и внимания в семье.

Возможно, кроме информатики потребуется введение в школьный курс ещё одного предмета, разъясняющего школьникам правила использования интернета и того, как научиться в нём ориентироваться: куда следует зайти, а куда ходить нельзя. Это необходимо из-за существования кибербуллинга, поскольку есть множество людей со склонностью к педофилии, которые находят себе жертв в соцсетях. Поэтому каждый школьник должен знать эти простые правила, самое главное из которых: всё, что ты выложил в Сеть (фото или письменные сообщения) перестает принадлежать тебе и может быть использовано во вред тебе же или твоим близким, друзьям и знакомым.

Как рассказала член попечительского совета Лиги безопасного интернета (ЛБИ) Елена Мильская, деструктивный контент влияет на всех подростков в социальных сетях, активному же воздействию подвергается каждый третий из них — 35% россиян от 13 до 24 лет, или около 5 млн человек. 

В России в течение нескольких последних лет неуклонно растет количество зарегистрированных следственными органами попыток суицида среди несовершеннолетних, рассказывал сотрудник Главного управления криминалистики Следственного комитета России Сергей Коротких на дискуссионной площадке «Право ребенка на безопасность». Он сообщил, что количество попыток самоубийств среди несовершеннолетних выросло с 1094 в 2014 году до 1633 в 2016-м. Однако погибли в 2014-м 737 подростков, а в 2017-м — 692. По данным ЕМИСС за 2016 год, чаще уходят из жизни юноши 15–19 лет — 13 случаев на 100 тыс. населения. 

По версии Минпросвета, в группу риска по склонности к суицидам входят подростки, оказавшиеся в сложной семейной ситуации (развод, родители много работают и не уделяют времени ребенку, жестокое обращение в семье), двоечники, а также отличники, которых ранит любая неудача. Кроме того, в список входят дети, у которых нет друзей (виртуальные не в счет), школьники, переживающие несчастную любовь, подростки, употребляющие алкоголь, наркотики, совершающие правонарушения или попавшие под влияние деструктивных групп.

Поэтому педагоги российских школ занимаются также и предотвращением суицидов среди подростков. Необходимые для этого методические материалы были разработаны Минобрнауки и прошли соответствующую экспертизу. Учителям не только рассказали об основных признаках, по которым можно распознать потенциального самоубийцу, и способах предотвращения трагедии, но и рекомендовали поделиться этими знаниями с родителями. Эффективность этой работы должно значительно улучшить развитие психологической службы в школах, считают эксперты.

Данный документ предназначен для педагогов-психологов и социальных педагогов. Однако в нем рекомендовано довести информацию до родителей и молодежи, «так как они первыми сталкиваются с проблемами поведения своих детей, друзей, близких».

Одна из глав методички посвящена развенчанию мифов о суициде. Там поясняется, что четверо из пяти самоубийц сообщают окружающим о своих намерениях и их можно и нужно отговорить. Разговоры о суициде вряд ли подтолкнут к нему, а вот игнорирование этой темы может привести к тому, что ребенок почувствует себя еще более одиноким, поясняется в документе.

Далее перечислены факторы риска и рекомендуемые модели поведения. Сигналом того, что подросток хочет свести счеты с жизнью, может быть резкое изменение поведения (допустим, был активным — стал пассивным), изменение аппетита и режима сна, потеря самоуважения, неопрятный внешний вид (ребенку становится всё равно, как он выглядит), раздача своих вещей в качестве подарков и приведение дел в порядок («прощание»), открытые заявления о желании покончить с собой. В рекомендациях указано, что с таким ребенком нужно разговаривать, поддерживать его, предлагать варианты выхода из ситуации, которая показалась ему неразрешимой.

Отдельно приведена памятка, которую педагогам рекомендуют раздать родителям. Там указано, что ребенка нельзя ругать и стыдить за его намерения, отговариваться общими фразами насчет его проблем, оставлять одного в ситуации риска, но при этом не стоит и чрезмерно контролировать. Родителям советуют поддерживать ребенка, помочь разобраться в причинах суицидальных мыслей, проявить заинтересованность, выяснить, что конкретно можно для него сделать.

В ходе выявления склонных к суициду учеников необходимо протестировать и родителей, в связи с чем Минобрнауки разработало типовой сценарий специального родительского собрания, на котором участникам расскажут о «группах смерти» в соцсетях и опасных хэштегах, по которым можно проследить, включен ли ребенок в такую группу, а также о наличии других подозрительных признаков: подросток почти всё свободное время проводит в интернете и раздражается, если нет возможности быть онлайн, сидит в соцсетях по ночам и не высыпается, выполняет задания (в том числе связанные с агрессией) на камеру. 

Школьные психологи подскажут родителям, как правильно построить разговор с подростком по душам, помочь ему в трудной ситуации. Участникам собрания дадут и домашнее задание: вернувшись, обнять сына или дочь, молча посидеть рядом, придумать «100 способов выразить любовь», похвалить и поддержать ребенка, поскольку по словам экспертов института Сербского, «хотя природа суицидов сложна», проблемы с родителями — одна из главных причин подростковых самоубийств.

- Даже «группы смерти» наносят меньше вреда, чем плохие отношения в семье. Мы наблюдаем абсолютную безграмотность родителей в психологическом воспитании детей, — пояснил руководитель отдела клинической и профилактической суицидологии НМИЦ Борис Положий.

По его мнению, собрания с участием психологов необходимы, ведь родители часто не понимают, как правильно общаться с детьми, и своим поведением могут спровоцировать ребенка на необратимые действия.

Главный внештатный специалист по медицинской психологии Минздрава Юрий Зинченко отметил, что в профилактике детских и подростковых суицидов треуется комплексный подход.

— Нужно привлекать различные ведомства, психологов, родителей, врачей и учителей, а также, если необходимо, — психиатров. И надо помнить: феномен суицида многогранен настолько, что не существует двух одинаковых случаев. Поэтому нужен комплекс мер с индивидуальным подходом, который будет выходить за рамки медицинской помощи, — считает эксперт.

Директор социального центра Святителя Тихона при Донском монастыре Александр Гезалов считает, что работать с трудными подростками нужно начиная со школы. Искать проблемных детей в каждом классе и не доводить до того, чтобы они попадали в колонию для малолетних или интернат закрытого типа. Так же, по мнению большинства специалистов, теперь из поля зрения нельзя выпускать и подростков из вполне благополучных семей. Даже в них родители в силу разных причин часто могут вовремя не заметить проблемы ребенка. «Что такое отклоняющееся поведение? Часто это просто попытка обратиться на себя внимание. Подростку не хватает внимания, ему трудно, а мама не может поддержать. У нее может банально не хватать сил, знаний, финансов», — объясняет психолог и эксперт союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций» Елена Романова.

Работа над данной проблемой требует комплексного подхода, считает кандидат психологических наук Мария Новикова: «Должны быть задействованы школа, программы поддержки и социализации для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Необходимо раннее выявление неблагополучия и как можно более ранняя его компенсация на всех уровнях. Про ребенка должны знать и быть готовы ему помочь». Безусловно, прежде всего, необходима работа со школьниками, которых считают проблемными. Здесь нужно подтянуть и культурную, и спортивную составляющую: детей увлекают (и отвлекают от дурных компаний) походы в горы, туризм, и самое главное, что жизненно необходимо таким подросткам - наличие в их жизни значимого взрослого, заряженного позитивной направленностью.

Как известно, основной задачей российских средних школ является обучение детей, формирующее у них определенную систему навыков, знаний и умений, способствующее личностному развитию и становлению системы ценностей, а соответственно и жизненной позиции. Как правило, учебные предметы делятся на «основные» и «неосновные», к которым относятся мировая художественная культура, изобразительное искусство, основы безопасности жизнедеятельности и другие, хотя именно эти дисциплины способствуют расширению кругозора, формированию способности к коммуникации, становлению и развитию эстетических и нравственных качеств. Безусловно, школа нацелена на то, чтобы ее выпускники были не просто молодыми людьми, имеющими определённый багаж навыков, умений и знаний в различных научных отраслях, но и уверенными в себе, хорошо ориентированными в новой социальной реальности, увлеченными, не имеющими проблем, самостоятельными, состоявшимися личностями. Это достаточно сложная задача, для разрешения которой необходим комплексный подход и тесная взаимосвязь всех участников данного процесса, поскольку не экономика определяет бытие народа, а образование и культура. Отсюда вытекает самое главное – недопустимо пренебрегать тем, на чём экономить нельзя.

В настоящее время российским учителям настоятельно рекомендуется выявлять детей, склонных к агрессивному поведению, и направлять их активность в «социально полезное русло». Кроме того, педагогам предлагают помочь подросткам самореализоваться и определиться с будущей профессией. Такие методические рекомендации Минпросвещения разослало в регионы для распространения в учебных заведениях. Эксперты отмечают, что воспитательная роль школы важна, но призывают не перекладывать на учителей работу психологов.

Минпросвещения направило в регионы методические рекомендации для школьных педагогов, подготовленные подведомственным министерству Центром защиты прав и интересов детей для распространения в школах. Этот документ поможет выявлять учеников-агрессоров и строить с ними коммуникацию.

Не только явная агрессия по отношению к окружающим, но и ситуации, когда ребенок живет в неблагополучной семье, разочарован во взрослых, чувствует социальную несправедливость, у него низкая успеваемость, он не общается с одноклассниками, — повод взять подростка под особый контроль, указано в рекомендациях. Таких учеников нужно максимально вовлечь в школьную жизнь, постараться стать другом ребенку. Кроме того, необходимо «учить детей вырабатывать собственную позицию и отношение к проблеме», «минимизировать факторы, препятствующие личностному развитию», «направлять активность» в социально полезное русло, «оказывать помощь в профессиональном и жизненном самоопределении», обеспечить условия «для самореализации и осознания подростками своей индивидуальности». Также можно провести общие мероприятия, сблизив весь класс, в том числе тех детей, против которых направлена агрессия одноклассников.

Чтобы определить, в чем причина агрессии, педагогам рекомендуют провести  диагностику. В том числе необходимо отслеживать жилищно-бытовые условия, в которых находятся дети, изучить уровень развития ребенка (совместно с психологами), определить его интересы. 

Рекомендации позволят повысить «ресурсную базу для родителей и педагогов в обеспечении психологической безопасности детей», пояснили в Минпросвещения.

Многие педагоги занимаются подобной работой всю жизнь, отметил директор столичного Центра образования Евгений Ямбург. Классные руководители и сегодня следят за взаимоотношениями детей, работают с их семьями. Рекомендации могут лишний раз послужить напоминанием о том, что педагог должен заниматься не только учебной, но и воспитательной работой.

Профессионально работать с подростковой агрессией поможет психолог, который необходим в каждой школе, отметил врач-психотерапевт Александр Федорович. Важно не перекладывать эту работу на педагогов, поскольку их компетенции в области воспитания не всегда достаточно высоки, полагает он.

О том, что в каждой школе должен быть психолог, сказано в концепции развития психологической службы в системе образования в РФ на период до 2025 года, утвержденной Минобрнауки. В настоящее время в системе образования работают более 38 тыс. таких специалистов, но фактически ими обеспечены только треть детсадов и около половины школ.

После того как произошло несколько нападений подростков на школы, в правительстве создали межведомственную группу по профилактике преступности среди подростков. В нее вошли представители Минобрнауки, МВД, ФСИН, профессиональные медиаторы и другие эксперты. Уже сформулировано несколько предложений. Например, планируется провести по всей России анализ криминологической обстановки в среде несовершеннолетних.

В связи со всем вышесказанным особую важность приобретает эффективная организация профилактической работы и коррекции социально-опасного поведения школьников. При этом основной акцент необходимо сделать именно на профилактике, так как предотвратить что-либо всегда проще, чем исправить уже допущенную ошибку [3, с. 62].

Наиболее важным направлением в этой работе является прогнозирование социально-опасных проявлений в поведении учащихся.

Прогнозирование определяет потенциальные возможности развития какого-либо явления, основываясь на познании его природы и закономерности, исходя из данных о прошлом и настоящем состоянии. При осуществлении прогнозирования социально-опасного поведения необходимо наличие исчерпывающей информации об объективных и субъективных факторах, провоцирующих отклонения в поведении учащихся, а также уменьшающих и нейтрализующих эти проявления [4, с. 57].

Целью прогнозирования социально-опасных проявлений в школе является разработка модельного поведения учащихся, включающего три осевые линии «вчерашнего», «сегодняшнего» и «будущего» состояния, а также линию поведения индивида. На данной основе в дальнейшем будут разрабатываться различные индивидуальные профилактические и коррекционные программы, не являющиеся статичными, поскольку в них постоянно следует вносить коррективы на основании поведенческих проявлений, наблюдаемых у ребенка или группы детей.

ВИДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ:

- общее прогнозирование - прогнозирование отклоняющегося от нормы поведения учащихся в целом;

- индивидуальное прогнозирование – прогнозирование в отношении конкретного ученика;

- групповое прогнозирование – прогнозирование при групповых девиациях.

При осуществлении всех видов прогнозирования подробно анализируются факторы, влияющие на проявление социально-опасного поведения школьников. Огромная роль в провоцировании поведенческих отклонений принадлежит факторам биопсихогенного характера: эмоциональным «всплескам», неустойчивости взглядов, настроения, неспособности к объективной самооценке себя в целом и собственного поведения, а также окружающей действительности и ситуативности мышления. Данные черты в личностной структуре школьника свидетельствуют о возможности деформации развития личности и социально-опасных проявлений в его поведении при стечении неблагоприятных внешних и внутренних условий [5, с. 48]. Эффективность работы в данном направлении находится в прямой зависимости от продуктивного взаимодействия и сотрудничества всех субъектов профилактики (Рис.2).

Рисунок 2. Взаимодействие образовательного учреждения со всеми субъектами профилактики правонарушений среди несовершеннолетних

Семья также имеет большое значение в формировании механизмов социальной адаптации у ребенка. Если родители не достаточно хорошо знают собственных детей, не понимают их состояние и чувства, мало уделяют им внимания и времени, не способны влиять на их поведение, практически не знакомы с друзьями детей и не имеют понятия о том, чем их дети занимают своё свободное время, то все эти факторы в сочетании с неблагоприятной семейной обстановкой будут способствовать нарушению социализационного процесса школьника и приведут к накоплению в нем социально-опасного потенциала. При работе с семьей ребенка также существует необходимость комплексного подхода, поскольку только совместные действия различных специалистов: учителей (основная роль отводится классному руководителю), социального педагога, психолога, школьного врача, будут способствовать достаточно полному изучению условий семейного воспитания ребенка и организации индивидуальной работы с родителями (Рис.3).

Рисунок 3. Система работы с учащимися «группы риска»

Важное значение для прогнозирования отклонений в поведении имеет местонахождение ребенка или подростка в группах, в которые входит конкретный школьник (учебный класс, кружки, группы межличностного общения по интересам). В случае утраты школьником комфортного положения в классе, он начинает искать группу, в которой будет присутствовать необходимая ему комфортность. Значит, нарушение отношений в учебной группе автоматически вызовет угрозу отклонения в его поведении. Классные руководители и педагоги-предметники во взаимодействии с социальными педагогами и психологами, изучив положение ребенка в учебной группе, разрабатывают индивидуальные программы помощи для учащихся, нуждающихся в ней.

В образовательном учреждении профилактическая деятельность направлена в первую очередь на как можно более раннее выявление какого-либо неблагополучия и на оказание комплексной, а главное своевременной (социально-психолого-педагогической) помощи, поскольку с его последствиями и возникающими в связи с этим проблемами справиться будет значительно сложнее. Активными участниками данного сопроводительного процесса должны стать члены семьи ребёнка, взяв на себя частичную ответственность, с которой они смогут справиться, и дополнительные образовательные учреждения, способные заняться организацией досуга учащихся [6, с. 36].

Классный руководитель, социальный педагог, психолог и школьный врач в тесном взаимодействии выявляют проблемы, возникающие в поведении ребенка или группы детей, прогнозируют развитие личности ребенка и различных проявлений его поведения, возможное развитие школьных групп и организуют профилактическую работу и коррекцию социально-опасного поведения школьников [7].

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛИСТОВ

КОМПЛЕКСНОЙ ШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ:

Классный руководитель:

- связующее звено комплексной группы специалистов по организации и осуществлению профилактической и коррекционной работы;

- делает первичный запрос специалистам и выдает первичную информацию о ребенке;

- организует и координирует комплексную работу по профилактике и коррекции отклоняющегося от нормы поведения школьников.

Социальный педагог:

- изучает внешкольную жизнедеятельность ребенка;

- организует профилактическую и коррекционную работу в микрорайоне;

- поддерживает детей, попавших в экстремальные ситуации;

- взаимодействует с центрами психологической поддержки и реабилитации детей и подростков с социально-опасным поведением.

Психолог:

- изучает личность учащегося и коллектива класса;

- анализирует адаптацию ребенка в среде;

- выявляет дезадаптированных учащихся;

- подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы;

- выявляет и развивает интересы, склонности и способности школьников;

- осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней детей.

Школьный врач:

- исследует физическое и психическое здоровье учащихся;

- организует помощь детям, имеющим проблемы со здоровьем;

- разрабатывает рекомендации педагогам по организации работы с детьми, имеющими различные заболевания;

- взаимодействует с лечебными учреждениями.

Анализирование медицинской и психолого-педагогической литературы привело к выделению основных требований к педагогу, необходимых для эффективной работы по профилактике и коррекции социально-опасного поведения детей и подростков.

Когнитивный критерий:

- знание особенностей развития личности ребенка и формирования его индивидуальности;

- знание уровня развития современного общества;

- знание семей воспитанников и отношений в них;

- знание проблемы социально-опасного поведения детей и подростков и причин, его порождающих;

- знание особенностей распространения социально-опасных проявлений в своей школе;

- понимание причин отклоняющегося от нормы поведения детей и подростков на уровне школы.

Процессуальный критерий:

- умение проводить диагностическую работу;

- умение делать социологический анализ особенностей отклоняющегося поведения и его причин на уровне школы;

- умение составлять научно обоснованный прогноз развития поведенческих проявлений на индивидуальном и групповых занятиях;

- навыки владения различными методами и формами профилактической и коррекционной работы.

Критерий психолого-педагогической комфортности отношений:

- гибкость ориентаций в складывающейся обстановке;

- творческий подход к решаемым задачам;

- учет в работе позиции ребенка, его желаний, потребностей и интересов;

- умение выстраивать отношения с детьми и их родителями на основе доверия, взаимопонимания, творческого диалога;

- реабилитация в работе социально-защитного подхода к ребенку и его семье;

- умение работать в комплексной группе специалистов по решению одной проблемы.

Действенно-практический критерий:

- умение анализировать получаемую о ребенке и его семье или группе детей информацию и организовать на ее основе работу;

- умение организовать профилактическую и коррекционную работу с опорой на активность детей и их родителей;

- обеспечение условий для успешной учебы школьника;

- организация досуга детей и их семей;

- обеспечение условий для сохранения и поддержания здоровья ребенка;

- активная позиция в защите прав школьников и их семей;

- умение разрабатывать и реализовывать программы профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками и оперативно вносить в них изменения в зависимости от меняющейся ситуации.

Представленные критерии и показатели отражают готовность педагога к эффективной деятельности в рамках общеобразовательной школы по профилактике и коррекции социально-опасного поведения детей и подростков.

Список литературы:

Электронный источник: Газета «Известия» - https://iz.ru/973193/ivan-petrov-ivan-nosatov/melkaia-ugolovshchina-deti-i-podrostki-sovershaiut-vse-bolshe-tiazhkikh-prestuplenii.

Электронный источник: Газета «Улправда» - https://ulpravda.ru/images/new/logo.svg.

Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного поведения. - СПб., 2003.

Девиантностъ и социальный контроль в России (XIX—XX вв.): Тенденции и социологическое осмысление. - СПб., 2009.

Клейнберг Ю.А. Психология девиантного поведения. - М., 2001.

Кондратенко В. Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. - Минск, 2000.

Чипсанова С.Г. Особенности работы общеобразовательной школы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков: - Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, 2014.

Просмотров работы: 35