СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Пехтерева О.О. 1, Варенцова И.А. 1, Желудков В.Б. 1
1САФУ имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время проблема стресса является одной из наиболее часто поднимаемых в медиа, что показывает её актуальность и распространенность. Технический прогресс и постоянно увеличивающийся темп развития современного общества оставляет свой след не только на состоянии окружающей среды, но и на биологических ритмах человека, отражается на психологическом состоянии и зачастую является результатом стресса [1, С. 7-15]. В данной работе будут рассмотрены одни из возможных причин возникновения стрессового состояния, а также предложны методы борьбы с ним, доступные для студентов.

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость.

Currently, the problem of stress is one of the most frequently posted in media, which shows its relevance. Technological progress and the constantly increasing rate of development of modern society leave their mark not only on environment, but also on biological rhythms of a person, is reflected in the psychological state and is often the result of stress [1, p. 7-15]. In this work, we will consider some of the possible causes of the stress state, as well as suggest methods of dealing with it, which can be available to students.

Key words: stress, stress resistance.

Впервые концепция стресса была предложена канадским ученым Гансом Селье в 1936 году как неспецифический адаптационный синдром, ответная реакция организма на какие-либо внешние возбудители и нарушители привычного хода событий. Например, всем нам известны истории о альпинистах, которые в экстренных ситуациях превосходили физиологические возможности человека. Однако мало кто сейчас ассоциирует понятие стресса с выбросом гормонов надпочечников или изменением метаболизма. Современный интерес в области стресса скорее прикован к психическому состоянию человека и, следовательно, к эмоциональным и информационным его возбудителям. Адаптация человеческого организма заключается не только в поддержании структурного и энергетического равновесия, но и равновесия информационных процессов, которое очень сложно удержать в реалиях двадцать первого века. Любое информационное воздействие – это изменение внешней и/или внутренней среды и, как следствие, изменение психической деятельности и поведения с целью сохранения гомеостаза [2].

«Крысиные бега» современности, нескончаемые потоки информации, привязанность, в особенности подрастающего поколения, к гаджетам с выходом в сеть, увеличение количества событий, происходящих за единицу времени, требования современности быть в курсе и «в тренде» вне всяких сомнений требуют от организма ускоренной адаптации, к которой человек порой физически не способен. Все это приводит к частом, а в большинстве случаев хроническому переживанию состояния стресса [3, С. 45—50]. Особенно актуальна в наши дни проблема стресса у молодого поколения, в частности в сфере высшего профессионального образования. Учебная деятельность (как адаптационный процесс) всегда была связанна с высоким уровнем стрессовых нагрузок, а воздействие стресс-факторов современной окружающей среды только увеличивает данную нагрузку.

Наиболее часто неудовлетворительный уровень психофизической адаптации к учебному процессу наблюдается у студентов первого и второго курсов [4, С. 305—307]. Это вполне объяснимо, учитывая, что возможная смена жительства, смена учебного заведения, привычной обстановки и круга общения, увеличение ответственности, более серьезные требования и более строгие критерии оценки – выталкивают индивида из его комфортной зоны, сталкивая с чем-то совершенно новым.

Сохранение здоровья студентов, как физического, так и психического (что во многом взаимосвязанно) – это одна из приоритетных задач, стоящих перед высшим учебным заведением. Именно поэтому тема стресса и стрессоустойчивости так актуальна.

Медицинские обследования студентов за последние голы выявляют прогрессирующий рост их заболеваемости [5, С. 305-307]. Также с повышением стресса и понижением уровня стрессоустойчивости может быть связанно учащающееся нарушение эмоциональной, когнитивной, поведенческой и мотивационной сфер деятельности студентов [6].

Постоянное пребывание в состоянии стресса приводит к неблагоприятным последствиям: повышенный риск заболеваний нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, снижение иммунитета, снижение самооценки, нарушение сна и многое другое, в том числе и вытекающее из уже перечисленного. Конечно, в подобных условиях проблематичным становится образовательный процесс в целом, его качество снижается. Именно поэтому так важно предупреждать эти состояния и сфокусировать внимание на повышении стрессоустойчивости студентов и использовании приёмов профилактики стресса.

Стрессоустойчивость представляет собой сложную системную характеристику человека, которая отражает его способность успешно осуществлять определенную деятельность в экстремальных, сложных и принципиально новых условиях. В последнее время всё больше внимания учёных уделяется разработке и исследованиям различных методик повышения стрессоустойчивости [7, С. 65]. Большинство проводимых исследований методов повышения стрессоустойчивости посвящено изучению работающего населения и вопросам профессионального стресса. Однако, по мнению А.А. Андреевой, исследования в области повышения стрессоустойчивости студентов не менее актуальны, так как уровень стрессоустойчивости связан с успешностью учебной деятельности студентов и их отношением к процессу обучения и, как следствие, влияет на подготовку конкурентно способных и профессиональных работников [8]. М.Л. Хуторян в своей работе доказывает, что при применении антистрессовых стратегий перед экзаменами значительно повышается стрессоустойчивость студентов во время интеллектуальных испытаний [9], а по данным И.А. Комаровой, у студентов, прошедших единичный курс воздействия эфирными маслами, наблюдалось более низкая активность симпатической нервной системой по сравнению с контрольной группой [10].

Несмотря на наличие множества методик профилактики стресса и повышения стрессоустойчивости, эффективность которых отмечена в научной среде, молодые люди продолжают прибегать к неэффективным и деструктивным методикам, которые, по их мнению, работают безотказно. Речь идёт о употреблении алкоголя, наркотических веществ и курении, что в большинстве случаев, как зависимости, выходят из-под контроля субъекта, после чего начинается «злоупотребление».

Никотин, как известно, негативно сказывается на легких, благодаря которым происходит снабжение мозга кислородом, алкоголь разрушает нейронные соединения с участками мозга, а деструктивное влияние наркотиков хорошо известно даже тем, кто их употребляет. Всё перечисленное – лишь верхушка айсберга, но и её достаточно, чтобы указать на негативное влияние указанных веществ на работу мозга и, как следствие, учебный процесс.

Наиболее эффективным и простым в своей банальности средством для снятия и профилактики стресса является отдых, причем правильный. Если вы устали, научитесь правильно отдыхать, а не бросайте дело. Правильный отдых – это смена деятельности с полным абстрагированием от занятия, которое вызывает усталость. Если студент устаёт учиться, т.е. собирать и анализировать информацию, ему стоит переключится на занятие, не требующее работы с ней. Именно поэтому отдых от учёбы не может включать в себя популярное бегство в соцсети, чтение книги, даже если и на другую тематику, просмотр фильма и т.п., потому что эти действия также предполагают работу с информацией. Здоровой альтернативой может стать спокойная прогулка, физические упражнения, созидательная деятельность (творчество), здоровый сон.

Студенту необходимо пристально контролировать свой сон, так как он является важным критерием высокой стрессоустойчивости [11, С. 50]. Чтобы выспаться, человеку необходим сон не менее восьми часов, в хорошо проветриваемом помещении (во избежание гипоксии), защищенном от света и шума месте.

Не менее важным фактором в борьбе со стрессом является сбалансированное питание. Сейчас мы знаем, что работа ЖКТ связанна с работой мозга и определенные продукты вызывают вполне определенные реакции. Например, потребление некачественной еды даже может являться причиной депрессии или, наоборот, потребление определенный продуктов может положительно сказаться на работе мозга. Некоторые люди отмечают снижение работоспособности и чувство лени после потребления мучных продуктов, а то, что потребление рафинированного сахара снижает эффективность работы мозга доказано давно [12]. В данном случае, студентам следует проявлять осознанность в потреблении пищи, увеличить объем фруктов в рационе, минимизировать добавки и «химическую» еду. Со стороны ВУЗа же, следует сделать правильное питание доступнее, так как у студентов не всегда есть финансовая возможность для его обеспечения.

Занятия спортом также являются весомым фактором в борьбе со стрессом, повышают стрессоустойчивость, позволяют мозгу работать эффективнее [11, С. 50], не говоря уже о том, что спортивные игры помогают отвлечься от переживаний, связанных с учебой, и являются отличным отдыхом от мысленного потока. Любой студент может выбрать активность по своим интересам, в этом у спорта также огромное преимущество. Кому-то подходят статичные упражнения из йоги, кто-то любит отвлечься с помощью бега, кто-то предпочитает активные кардио-тренировки, кому-то больше нравится спорт в игровой форме и т.п. Более того, физическая активность не только положительно сказывается на противостоянии стрессу, но и улучшает настроение и самочувствие в долгой перспективе, являясь аналогом наркотических веществ без какого-либо вреда здоровью. Так, учёным известно такое явление, как «эйфория бегуна» - при занятиях спортом организм вырабатывает те же вещества, что и при употреблении наркотиков, - дофамин, норадреналин, эндоканнабиноиды, эндорфины. При повторяющемся воздействии бег запускает молекулярный механизм формирования зависимости [13].

Также для профилактики стресса отлично подходят водные процедуры. Например, расслабляющая ванна с пеной, посещение бассейна, или купание в природных водоёмах, водные процедуры полезны не только для психологического, но и для физического здоровья. Все эти методы профилактики стресса лучше всего работают в совместном использовании.

В заключении можно сказать, что все перечисленные мероприятия хороший способ борьбы со стрессом. Они не требуют большого навыка, и не требуют много времени. Осознание их студентами и популяризация здорового образа жизни – это способ вырастить здоровое как физически, так и психически поколение, которое способно без вреда переносить напряженные ситуации, работать и учиться продуктивнее.

Список литературы

Василевский Н.Н. Информационное разнообразие физиологических процессов и его роль в механизмах адаптации и текущего функционального состояния // Физиологический журнал им. И.М. Сеченова. — 1994. — Т. 80. — № 6.

Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. — М.: ПБР СЭ, 2006.

Глебов В.В., Аникина Е.В., Рязанцева М.А. Различные подходы изучения адаптационных механизмов человека // Мир науки, культуры, образования. — 2010. — № 5.

Кузьмина Я.В., Глебов В.В. Динамика адаптации иногородних студентов к условиям экологии столичного мегаполиса // Мир науки, культуры, образования. — 2010. — № 6-2.

Спасова Н.В. Вегетативные дисфункции студентов. Перспективы восстановительного лечения / Н.В. Спасова, А.Н. Разумов, В.Б. Любовцев // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. — 2007. — № 3.

Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. — М., 1983.

Курясев И.А. Стресс и стрессоустойчивость студентов. Вестник РУДН, серия Экология и безопасность жизнедеятельности, 2013, № 5.

Андреева А.А. Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — Тамбов, 2009.

Хуторная М.Л. Развитие стрессоустойчивости студентов в условиях интеллектуальных испытаний: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — Тамбов, 2007.

Комарова И.А. Коррекция уровня психоэмоционального стресса у студентов во время учебного процесса: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — Курган, 2009.

Ермакова Е.Г. Профилактические меры борьбы со стрессом в жизни студентов, причины, способы и средства снятия стресса. International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol. 9-2 (48), 2020.

Michael Winterdahl, Ove Noer, Dariusz Orlowski, Anna C. Schacht, Steen Jakobsen, Aage K. O. Alstrup, Albert Gjedde & Anne M. Landau. Sucrose intake lowers μ-opioid and dopamine D2/3 receptor availability in porcine brain. Scientific Reports // (2019) 9:16918. // URL: https://www.nature.com/articles/s41598-019-53430-9 (Датаобращения: 08.11.2020).

Глушкова М. Эйфория бегуна: как физическая активность заставляет нас испытывать радость и помогает справляться со стрессом. Интеллектуальный журнал о культуре и обществе «НОЖ». 25.10.2020. // URL: https://knife.media/sport-is-joy/ (Дата обращения: 08.11.2020).

Просмотров работы: 40