Актуальные вопросы оценки финансового состояния бюджета муниципального образования - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Актуальные вопросы оценки финансового состояния бюджета муниципального образования

Блохина А.А. 1
1РЭУ им. Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация:

В статье рассматриваются вопросы оценки состояния бюджета муниципального образования в контексте современных проблем, связанных с пандемией и изоляцией. Остро стоит проблема непредвиденного увеличения расходной части бюджета, которая должна быть покрыта имеющимися доходами. Акцент сделан на муниципальных бюджетах, поскольку именно от них зависит процветание отдельно взятых территорий в нашей стране.

Ключевые слова: бюджет муниципального образования, пандемия, профицит, дефицит, программы инвестирования и софинансирования, неналоговые поступления.

На современном этапе ситуация в мировой экономике отличается определенной нестабильностью. Страны столкнулись с пандемией, карантином, изоляцией. Все это способствовало появлению проблем в экономике. Большое значение в улучшении экономической ситуации в стране играют муниципальные и государственные финансы. Но именно эта категория сейчас столкнулась с трудностями – непредвиденное расширение расходов, которые необходимо покрыть имеющимися доходами. Эта потребность возникает на всех уровнях бюджета: федеральном, региональном и муниципальном. [2, 5]

Муниципальные бюджеты – самые многочисленные бюджеты. Именно с них начинается бюджетная система в России. От состояния местных финансов зависит е. Хотя доходы и расходы муниципальных бюджетов намного меньше, чем на региональном и федеральном уровне, они имеют огромное значение в обеспечении социальных гарантий и благосостояния населения.

В настоящее время особенно важным становится не только планирование доходов и расходов бюджета, но и оценка его состояния. Муниципальные финансы – это особенная категория финансов, значительно отличающаяся от финансов предприятий. Основной целью расходования местного бюджета является не извлечение прибыли, а поддержание и повышение уровня жизни населения, проживающего на конкретно взятой территории. Но оценка состояния местного бюджета необходима точно также, как оценка финансового состояния предприятия. На ее основе можно сделать вывод о том, насколько эффективно местные органы власти управляют финансами и насколько устойчиво положение местных органов самоуправления. Кроме того, при разработке мероприятий по совершенствованию механизма формирования и использования бюджетных средств также необходимо провести данный анализ, чтобы предложенные меры были адекватны ситуации.

Стоит отметить, что оценка финансового состояния федерального бюджета и местного бюджета не может проводится по одним и тем же показателям. Местные финансы имеют свои специфические особенности, значительно отличаются от государственных бюджетных ресурсов. [6, с. 55] В связи с этим, некоторые показатели, которые используются для оценки федерального бюджета, просто не применимы к местному уровню.

Существуют различные методики оценки финансового состояния бюджета. Все они направлены на оценку состояния бюджета муниципалитета по пяти направлениям: сбалансированность и финансовая независимость бюджета, направленность бюджетных расходов, устойчивость и долговая зависимость местного бюджета. [3, с. 16] По каждому направлению в методиках оценки приводятся показатели оценки динамики, структуры бюджета, соотношения частей доходов и расходов бюджета. Доходы оцениваются в части налоговых и неналоговых поступлений, безвозмездных трансфертов. Расходы оцениваются в пределах отдельных программ и проектов, а также основных направлений использования местного бюджета.

Сбалансированность бюджета – это такое состояние бюджета, для которого характерно равенство между доходами и расходами. Профицит и дефицит бюджета – ситуация дисбаланса. Если дефицит – это всегда негативная тенденция, то профицит нельзя трактовать однозначно. С одной стороны, это означает, что органам местного самоуправления удается достигать поставленных целей с меньшими затратами, чем было запланировано. Несомненно, это свидетельствует о рациональности и высокой эффективности использования финансовых ресурсов муниципалитета.

С другой стороны, профицит бюджета априори отрицателен, как и дефицит. Профицит бюджета означает, что выделенные средства израсходованы не полностью и кто-то (нижестоящие распорядители, получатели бюджетных средств, жители муниципального района) или что-то (программа, проект) просто недополучили их. [7, 8] За счет располагаемого остатка бюджетных средств можно было бы профинансировать дополнительный проект в наиболее значимой для жизни района сфере с целью улучшения качества жизни населения, поскольку некоторые острые вопросы все еще остаются открытыми.

К сожалению, ситуация полного баланса между доходной и расходной частью бывает очень редко и, скорее, даже только в теории, но именно к этому должны стремиться все распорядители бюджетных средств.

Финансовая независимость бюджета – это такое состояние бюджета, при котором собственные доходы покрывают все расходы бюджета. Доходная часть бюджета состоит из собственных доходов – налоговых и неналоговых поступлений, и безвозмездных поступлений с вышестоящих уровней – субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты. [1] Чем ниже доля собственных доходов в общем объеме бюджета и чем ниже процент покрытия этими доходами расходов бюджета, тем выше зависимость местного бюджета от внешних поступлений. Это негативная тенденция, которая повышает финансовые риски муниципалитета: при определенных условиях (изменении законодательства, условий получения трансфертов или просто сокращении их объема), такая зависимость может обернуться для муниципальных органов власти неспособностью выполнить взятые на себя расходные обязательства. Другими словами, покрыть все запланированные расходы. Говоря языком коммерческих финансов, отсутствие самостоятельности муниципалитета в финансах при наихудшем сценарии может привести к банкротству.

Высокая степень зависимости бюджета также указывает на то, что необходимо реформировать существующую бюджетную политику в области доходов. Высокая зависимость местных бюджетов от вышестоящего финансирования характерна для большинства муниципалитетов. Кроме того, эта зависимость есть и на региональном уровне – регионов-реципиентов в России больше, чем регионов-доноров бюджетных средств.

Направленность бюджетных расходов определяет ту сферу жизнедеятельности населения муниципалитета, на которую органы местного самоуправления тратят больше всего бюджетных средств. Россия взяла курс на социальное государство. Основными целями являются социальная защита и поддержка граждан. Сейчас социальная сфера – основное направление расходования бюджетных средств на всех уровнях власти.

Устойчивость бюджета – такое состояние бюджета, при котором он способен приспосабливаться к изменяющимся условиям функционирования. Эта характеристика особенно важна сейчас, когда предприниматели столкнулись с карантином, снижением прибыли, а муниципалитеты – с увеличивающимися расходами на поддержку населения и бизнеса в это тяжелое время. Здесь учитывается еще и способность бюджета обслуживать муниципальный долг при его наличии.

Долговая зависимость бюджета муниципалитета – это соотношение объема финансовых ресурсов местного бюджета, полученных в виде ссуды от других экономических агентов, к общему объему бюджетных средств. Наличие муниципального долга осложняет финансовую ситуацию в муниципальном образовании. Кроме постоянных статей расходов возникают статьи по обслуживанию долга – выплате основной части и начисленных процентов. Как правило, управление муниципальным долгов местными органами власти направлено на недопущение его образования. Это положительная особенность муниципальной бюджетной политики.

Таким образом, для большинства муниципальных характерной чертой финансового состояния является низкий уровень самостоятельности их бюджетов, то есть прямая зависимость доходов бюджета от различного рода безвозмездных поступлений. Из этого вытекает недостаточная финансовая устойчивость муниципалитетов. Несамостоятельность бюджета муниципалитета при определенных условиях может привести к невозможности покрыть все заложенные в бюджет расходы и к кризисному состоянию в районе. Особенно остро этот вопрос встает сейчас, когда на пороге кризиса оказался весь мир. При этом отклонение от курса на социальное государство не допустимо.

В качестве направления улучшения ситуации можно назвать увеличение доли собственных доходов в бюджете муниципалитета. Это можно сделать за счет увеличения налоговых поступлений при помощи проведения работы с налогоплательщиками в предотвращения недополучения налогов в бюджет и выведения компаний из теневого сектора, а также за счет неналоговых поступлений – организация сдачи части муниципального имущества в аренду малому бизнесу. Другими мерами по увеличению собственных доходов можно назвать разработку программ инвестирования и софинансирования прибыльных и социально значимых проектов. Это мероприятие более ресурсоемкое, но оно является одним из самых эффективных в долгосрочной перспективе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 04.11.2019, с изм. от 12.11.2019). URL: http://www.consultant.ru/

2. Грязнова А. Г., Маркина Е. В. Финансы: учебник // Финансы и статистика. 2017. 306 с.

3. Коротина Н. Ю. Инструментарий оценки финансового состояния бюджетов муниципальных образований // Вестник Омского университета. 2019. С. 15-21.

4. Коротина Н. Ю. Финансовая самостоятельность муниципальных образований и проблемы ее обеспечения // Инновационное развитие экономики и образования на современно этапе развития России. 2019. № 50. С. 242-254.

5. Малиновская О. В. Государственные и муниципальные финансы: учеб. Пособие // КноРус. 2015. 235 с.

6. Николаева Т.П. Бюджетная система РФ: учебно-практическое пособие // Изд. центр ЕАОИ. 2017. 140 с.

7. Поветкина Н.А. Эффективность расходования бюджетных средств: проблемы правовой квалификации // Финансовое право. 2015. № 3. 22 с.

8. Шахова И.Ю. Проблема развития ресурсного потенциала региона: теоретические аспекты // Вестник Ивановского государственного университета. Серия : Экономика, 2012. № 2(17). С.39-44. elibrary_17955633_97987801.pdf

Просмотров работы: 6