Актуальность темы. На сегодняшний день страхование выступает одной из древнейших экономических категорий, которая по сей день динамично развивается как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах.
Страхование, с одной стороны, позволяет как физическим, так и юридическим лицам обезопасить себя от неблагоприятных финансовых последствий. С другой же стороны оно является одним из способов концентрации накоплений.
В этой связи страхование как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах обладает достаточно интересной спецификой, системой нормативно-правового регулирования, тенденциями развития, которые, в свою очередь, подлежат детальному исследованию.
Следует подчеркнуть, что наиболее явной сегодня является тенденция глобализации мировой экономики, которая в полной мере затрагивает и рынок страхования. В этой связи стираются законодательные и экономические барьеры в страховании. Все это подтверждает актуальность исследования основ страхования в праве Российской Федерации и зарубежных стран.
Вывод:
Подводя итог проведенному нами исследованию, следует отметить, что история развития страхового законодательства насчитывает немало эпох и этапов. Страховое право и законодательство России совершенствуется государством и законодателем и по сей день. К работе над его развитием привлекаются, безусловно, ученые и юристы-практики.
Интерес для Российской Федерации, несомненно, представляет зарубежный опыт. Необходимо подчеркнуть, что государственное и правовое регулирование, например, в странах континентальной и англо-саксонской правовой семьи кардинально разнятся. Для стран континентальной правовой семьи характерно жесткое регулирование и установление рамок – тарифов, пределов, закрепление типовых договоров о страховании, а также обязательное лицензирование страховой деятельности и надзор за ней. Что касается англо-американской правовой семьи, то здесь можно сказать о том, что нормы права в целом и о страховании, в частности, являются более гибкими и менее абстрактными, чем нормы права романо-германской системы, что придает праву большую казуистичность и меньшую определенность.
Характеризуя правовое и государственное регулирование страховой деятельности в России, также можно отметить целый ряд особенностей. Во-первых, это, конечно же, множественность правового регулирования, что подразумевает наличие большого числа нормативно-правовых актов, регламентирующих в той или иной мере страховую деятельность. В рамках государственного регулирования созданы специальные органы, главная задача которых, безусловно, контроль и надзор за деятельностью страховых компаний. Говоря о механизмах государственного регулирования, то здесь центральное место отводится лицензированию страховой деятельности, которое является на сегодняшний день обязательным для всех без исключения организаций. Лицензия согласно действующему законодательству необходима для осуществления всех видов страхования, при этом деятельность организаций ограничивается перечнем видов страхования, указанных в выданной им лицензии.
В соответствии с законодательством Российской Федерации страхование осуществляется в двух закрепленных законом формах – добровольное и обязательное страхование. Добровольное страхование в настоящее время вызывает множество вопросов, среди которых – понуждение к заключению договора страхование, отсутствие положенных по закону выплат, принятие типичных договоров и правил страхования ко всем видам добровольного страхования и пр. Что касается обязательного страхования, то на сегодняшний день законодательство закрепляет достаточно большое число видов обязательного страхования, которое обязательным является для определенных категорий граждан.
Подводя итог, отметим, что государственное и нормативно-правовое регулирование страховой деятельности в Российской Федерации переживало свое становление и развитие многими веками и переживает и по сей день. Анализ позволяет выделить множество недостатков и пробелов, которым как законодателю, так и правоприменительным и надзорным органам следует уделить большее внимание. В целом тенденция развития страхового рынка в России такова, что сегодня слабые «игроки» уходят с «поля», но при этом зарождается некая монополия нескольких страховщиков, что, конечно же, негативно сказывается, в первую очередь, на конечном потребителе. По итогам проведенного исследования нами были разработаны и предложены следующие рекомендации. В первую очередь, несомненно, необходимо, уделить внимание основам страхового рынка – законодательству. Ряд изменений предложен нами в настоящем исследовании. Во-вторых, необходимо активизировать просветительскую деятельность о значении, достоинствах осуществления страхования, а также правах и обязанностях потребителей в анализируемой сфере. В-третьих, необходимо создать условия для повышения квалификации и качества оказываемых услуг, где основой будет выступать подготовка профессиональных кадров именно для страховой сферы. И, наконец, для развития страхового рынка необходимо совершенствовать и создавать новые стимулы, в том числе налоговые, как для страхователей, так и для страховщиков.