НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

Ху Шэнси 1, Куликова В.В. 1
1 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, филиал в г. Находке
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: В данной работе рассмотренынаучные школы в области организации труда. Представлены следующие школы управления: школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений, количественная школа.

Ключевые слова: менеджмент, школы управления, предприятие.

Понятие «менеджмент» все чаще встречается в обыденной жизни. На сегодняшний день организуются множество различных семинаров, курсов по менеджменту. Грамотное управление производством беспокоило людей на протяжении многих столетий. Но как отдельная наука «менеджмент» появился в 19-20 вв. Именно в это время начали появляться огромные предприятия, из-за чего возросла нужда в системе управления производством.

В связи с этим, в первой половине 20 века были сформированы четыре школы управления. Хронологически они распложены в следующем порядке: школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений, количественная школа.

Ярким представителем школы научного управления считается Тейлор Ф.У. Так же можно выделить таких ученых как: Г.Л. Ганнт, Ф. Гилберт, Л. Гилберт, Г. Эмерсон и Г. Форд. Представители школы научного управления в основном посвящали свои работы управлению производством. Они выступали за отделение управленческого труда от фактического. Тейлор утверждал, что человек одного типа должен сначала составить план работы, а человек совершенно другого типа должен выполнить ее. Такой подход противоречил старой системе, когда рабочие сами планировали свою работу и выполняли её. Помимо этого, представители школы научного управления отмечали необходимость стимулирования работников, заинтересованности их в увеличении производительности труда. Также признавалось важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе. Большое значение придавалось обучению людей. Основным недостатком данной школы принято считать понятие Тейлора «экономического человека». В основе этого понятие лежало утверждение о том, что единственным движущим стимулом людей являются их материальные потребности. Тейлор ссылался на единство экономических интересов рабочих и менеджеров. Так же сторонники школы не признавали разногласий, противоречий, конфликтов между людьми.

Основателем административной или классической школы считается Анри Файоль. В отличие от школы научного управления представители данной школы рассматривали предприятие в целом. Классическую школу называют еще административной именно потому, что ее представители занимали высокие административные должности в различных учреждениях. Данная школа придерживалась понятиями о том, что руководитель должен ориентироваться на собственные знания, интересы, цели, а у сотрудников существуют строго обозначенные задачи, исключающие индивидуальный подход.

В административной школе были выделены следующие принципы организации труда: четкое разделение труда; передача команд от руководства к рабочим; единство распределения (никто не работает более чем на одного руководителя); ограниченное число сотрудников.

Представители классической школы управления подвергались частой критике из-за игнорирования человека и его потребностей.

Школа человеческих отношений возникла после того, как выяснилось, что установление правил труда и высокая заработная плата не приводят к повышению производительности труда, как полагали представители школы научного управления.

Представители школы исследовали причины человеческого поведения. Именно благодаря им получили широкое распространение тесты на профессиональную пригодность. Основоположник этой школы Э. Мейо считал, что задача менеджмента состоит в том, чтобы в дополнение к формальным отношениям между сотрудниками следует развивать неформальные связи, которые влияют на результат деятельности. Другие представили школы (такие как Френчи, Белл) сравнивают предприятие с айсбергом, в подводной части которого находятся элементы неформальных отношений, а в верхней – формальные. Тем самым подчеркнув значимость этой системы над официально установленными взаимоотношениями. Представители школы человеческих отношений считали, что время от времени работники реагируют гораздо сильнее на давление своих коллег, чем на желания руководителя или денежное поощрение. Заинтересованность сотрудников основывается на разного рода потребностях, которые деньги могут удовлетворить лишь частично. Если менеджер будет заботиться о своих подчиненных, уровень их удовлетворенности будет расти, что приведет к росту производительности труда.

К минусу данной школы относится уделение основного внимания работнику, а не его заданию.

Образование школы науки управления связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других, смежных с ними областей знаний. Наиболее известными представителями данной школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, и другие. Математическая школа управления зародилась в управлении войсками во время Второй мировой войны. Затем количественные методы были перенесены на управление гражданскими предприятиями. Ключевой характеристикой количественной школы является замена словесных рассуждений, символами и количественными значениями. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть описан математическим языком. Так же представители школы акцентируют свое внимание на использовании компьютеров. К недостаткам математической школы можно отнести недостаточный уровень образования у руководителей для применения сложных математических методов и невнимательность к проблеме человеческих отношений.

Сторонники каждой из выделенных школ считали, что нашли ключ к эффективному управлению, достижению целей предприятий. Однако позже исследования доказали, что ответы на вопросы управления были лишь частично правильными в некоторых ситуациях. Тем не менее, каждая из этих школ внесла значительный вклад в управление. Современные предприятия до сих пор используют определенные приемы, возникшие в данных школах.

Список литературы

Школы менеджмента. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://knowledge.allbest.ru/management/3c0b65625a3ad68a4d43a88421306d37_0.html (дата обращения 17.11.2020)

История развития теории и практики менеджмента. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn--80aja6bchgie.xn--p1ai/referat/istoriya_razvitiya_teorii_i_praktiki_menedzhmenta_v_rossii- (дата обращения 17.11.2020)

Просмотров работы: 112