Самоконтроль при самостоятельных занятиях физическими упражнениями - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Самоконтроль при самостоятельных занятиях физическими упражнениями

Лыженкова Р.С. 1, Микитюк С.А. 1
1Иркутский Государственный университет путей сообщения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема самоконтроля при самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Дается сравнение высказываний ученых о самоконтроле, о том как он важен при занятиях спортом.

Ключевые слова: студент, самоконтроль, спорт, вуз, здоровье, физическая культура.

Цель работы: Изучить с помощью высказываний ученых, насколько важен самоконтроль при самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Задачи:

1.Изучить литературу, связанную с данной темой

2.Составить объективное мнение о том, насколько важен самоконтроль при самостоятельных занятиях физическими упражнениями

3.Выделить основные пути решения проблемы о недостаточной осведомленности людей о самоконтроле при самостоятельных занятиях физическими упражнениями , составить вывод

1Актуальность:

Значение физической культуры и спорта с каждым днем неуклонно возрастает. Занятия физической культурой и спортом готовят человека к жизни, закаляют тело и укрепляют здоровье, содействуют гармоничному физическому развитию человека, способствуют воспитанию необходимых черт личности, моральных и физических качеств, необходимых будущим специалистам в их профессиональной деятельности. И самоконтроль просто необходим в нашей жизнедеятельности. Самоконтроль позволяет человеку оценивать эффективность занятий физкультурой, соблюдать правила личной гигиены, режим тренировок, закаливания. Регулярно проводимый самоконтроль помогает анализировать влияние физических нагрузок на организм, что дает возможность правильно планировать и проводить тренировочное занятие.

Проблема:

При самостоятельных занятиях физическими упражнениями студенты могут не контролировать себя при занятиях спортом, и это может плохо сказаться на их здоровье. Поэтому самоконтроль является очень важным качеством для студента, который обучается в вузе. И поэтому, проблема в том что студенты недостаточно осведомлены о самоконтроле при самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Анализ литературных источников:

Изучая литературу, мы видим, что занятия спортом – это очень сильное средство оздоровления. Правильная организация тренировочного процесса позволяет улучшить физическое развитие, повысить работоспособность и активизировать функционирование всех систем организма. Однако средства физической культуры нельзя использовать бессистемно и бесконтрольно. В лучшем случае они станут просто неэффективными, а в худшем – нанесут непоправимый вред здоровью. Для исключения отрицательных последствий спорта необходим контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями. Все эти мероприятия сводятся к диагностике состояния организма. [1]

Так же, существуют различные виды контроля – педагогический и врачебный. Разумеется, они важны при занятиях спортом. Но все же особое место имеет самоконтроль при занятии физическими упражнениями. Его основная цель состоит в оптимизации занятий на основе данных о состоянии организма. [2]

И конечно, самоконтроль существенно дополняет данные врачебного и педагогического контроля, способствует правильному выбору форм занятий, подбору оптимальной для каждого занимающегося нагрузки. Уметь анализировать влияние физических упражнений на собственный организм, определять динамику положительных и отрицательных изменений, знать состояние собственного здоровья, осуществлять за ним контроль – задача самоконтроля в частности, и одно из важных направлений в здоровье сбережении студента вообще.Посредством самоконтроля прослеживают изменения в организме, возникающие в ходе выполнения упражнений или тренировок. Это дополняет медицинское сопровождение, а также человек имеет возможность вовремя принять меры по изменению или отмене нагрузок, корректировать план. Кто-то желает укрепить здоровье посредством физкультуры, другие предпочитают настоящий спорт. Так или иначе, самоконтроль при занятиях физическими упражнениями производится для фиксации изменений показателей здоровья. С его помощью определяют состояние параметров физиологии, выносливости, улучшения или ухудшения функций. [3]

Показатели самоконтроля условно можно разделить на две группы: субьективные и обьективные показатели. К субъективным относятся: самочувствие, сон, аппетит, умственная и физическая

работоспособность, положительные и отрицательные эмоции, желание заниматься, переносимость нагрузки, потоотделение, нарушение режима, наличие болевых ощущений.

Самочувствие оценивается как хорошее, удовлетворительное и плохое. Самочувствие отражает наиболее общее состояние организма человека, его центральной нервной системы. Если нет отклонений в состоянии здоровья и человек регулярно тренируется, а форма и содержание тренировки правильно спланированы, то у человека хорошее самочувствие, он полон желания учиться, работать и тренироваться, у него хорошая работоспособность.

В дневнике самоконтроля фиксируется продолжительность и качество сна, процесс засыпания, пробуждение (причина), сновидения, прерывистый или беспокойный сон, бессонница.          

Во время сна в организме человека продолжаются восстановительные процессы, и если человек плохо спит, то нарушаются процессы восстановления, что особенно влияет на функцию центральной нервной системы.

Работоспособность оценивается как хорошая, удовлетворительная и пониженная. Обычно при хорошем самочувствии и после крепкого сна у человека проявляется и хорошая работоспособность. Аппетит также может характеризовать состояние организма. Хороший аппетит указывает на нормальный процесс обмена веществ. Человек , выполнив зарядку и туалет, испытывает потребность в приеме пищи. Отсутствие аппетита утром и после тренировки в течение 2-3 часов дает основание считать, что произошло нарушение нормальной функции организма. Аппетит может быть хорошим, умеренным и плохим.

Объективные показатели. К объективным показателям относятся: измерение пульса, артериальное давление, частота дыхания, ЖЕЛ, определение длины и массы тела. Можно вносить в дневник самоконтроля.
Пульс: Общепризнано, что достоверным показателем тренированности является частота сердечных сокращений (пульс), которая в покое у взрослых мужчин равна 70-75, у женщин – 75-80 уд/мин. В состоянии покоя частота зависит от возраста, пола, позы (вертикальное или горизонтальное положение). Контроль за состоянием сердечно - сосудистой системы можно осуществлять ортостатической и клиностатической пробами. Важным показателем является жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Измерить ЖЕЛ вы сможете в поликлинике, в медпункте на стадионе или во врачебно-физкультурном диспансере. Величина ЖЕЛ зависит от пола, возраста, размеров тела и физической подготовленности. В среднем у мужчин она равняется 3,5-5, у женщин – 2,4-4л. Есть простой способ самоконтроля «с помощью дыхания» - проба Штанге. [4]

Самоконтроль же при занятиях физическими упражнениями имеет основную цель – минимизировать возможный риск для здоровья, применяя оптимальные для состояния организма с учетом возрастных изменений нагрузки. Выработка навыка и грамотное, а также дисциплинированное наблюдение за физиологическими изменениями в организме и их анализ позволяет: получать объективные данные о состояния здоровья; установить отклонения от нормы; своевременно принять меры для устранения выявленных отклонений; внести необходимые изменения в систему занятий; увеличить эффективность занятий спортом. Следует учитывать, что самоконтроль важен не только для спортсменов, но и для людей, которые решили заниматься спортом самостоятельно. Тем более, что в этом случае зачастую отсутствует надлежащий врачебный надзор и не всегда есть возможность обратиться к тренеру. [5]

Содержание и результаты исследования:

Чтобы добиться поставленной цели в текущей работе, было проведено исследование. В нем приняли участие студенты ИрГУПС с разных факультетов, в количестве 106 человек.

Опрос проводился с 23 по 24 ноября 2020 года. Итоги опроса были подведены 25 ноября 2020 года.

На первый вопрос « Знаете ли вы что такое самоконтроль?» большая часть, а точнее 93 % , ответила положительно. Ребята, которые ответили , что не знают , что такое самоконтроль составляет 7 %.

На второй вопрос « Как вы считаете, важен ли самоконтроль при занятиях спортом?» положительный ответ имеет больше ответов 93% , чем отрицательный 7 %.

Обоснование результатов исследования.

Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод, что большая часть учащихся ИрГУПС знает , что такое самоконтроль и считает , что он важен при занятиях физическими упражнениями. А ведь это в свою очередь является не маловажным для образования, ведь контролировать себя нужно в любых ситуациях, так как бесконтрольное поведение ни к чему хорошему привести не может.

Вывод:

Регулярные занятия физической культурой не только улучшают здоровье и функциональное состояние, но и повышают работоспособность и эмоциональный тонус. Однако следует помнить, что самостоятельные занятия физической культурой нельзя проводить без самоконтроля. Разнообразие тестов, функциональных проб, а также самоконтроль занимающихся физической культурой позволяют более точно оценить его физическое состояние и правильно подобрать или скорректировать нагрузку, и тем самым избежать травм и перетренированности. Таким образом, можно сказать, что самоконтроль необходим для наибольшей эффективности занятий физической культурой, а также достижения высоких спортивных результатов.

Список литературы:

Готовцев П.И., Дубровский В.И. Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом. М.: Физкультура и спорт, 1984.

Спортивная медицина. Общая патология, врачебный контроль с основами частной патологии: учебник для студентов институтов физической культуры / Под ред. А.Г. Дембо. М.: Физкультура и спорт, 1975.

 Самсонова А.В., Цаллагова Р.Б., Естественно-научные основы физической культуры и спорта: учебник // М.: Советский спорт. – 2014. – С. 312-317.

Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ./Под ред. В.Л. Карпмана. - М.: Физкультура и спорт, 1987.

Физическая культура студента: Учебник под ред. В.И. Ильинича. -М.: Гардарики, 1999. - 448 с.

 

Просмотров работы: 1029