ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТВОРЧЕСТВА ФРАНЦА КАФКИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТВОРЧЕСТВА ФРАНЦА КАФКИ

Калачева Е.А. 1, Косован О.Л. 1
1ВлГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: В данной статье описаны элементы, присутствующие в большинстве произведений немецкоязычного писателя Франца Кафки. Статья составлена на основе эссе и трудов критиков по творчеству Кафки, а также по запискам самого Франца.

Ключевые слова: немецкая литература XX века, проза, Франц Кафка, элементы произведения, парадоксальность, реализм, проблема семьи, свободы, бюрократии.

Франц Кафка – одна из самых важных фигур на литературном поприще XX века. Коллеги Кафки по перу признавали в нем талант. Так, например, Герман Гессе называл Кафку «некоронованным королем немецкой прозы». Сегодня имя этого немецкоязычного писателя известно даже тем, кому никогда не приходилось читать его произведений.

Мастерство Кафки заставляет читателя перечитывать его произведения. Суть развязки не обнаруживается сразу, для ее нахождения произведение должно быть перечитано под иным углом зрения. Тем не менее, всегда остается возможность двойного толкования. В произведениях Кафки привлекают формулируемые вопросы, которые сам читатель никогда точно не осознает [1].

Неоспоримо, что произведения Кафки написаны на лучшем в XX веке немецком языке, ясном и чистом, удивительно контрастирующем с парадоксальностью описываемого. Автор избегает морализаторства, что является неординарным для прозы [2].

Парадоксальный мир его романов и новелл объединен общими чертами. Так, например, произведения часто начинаются с пробуждения главного в четырех стенах. Свободы, простора нет, вам негде вздохнуть полной грудью: даже если действие хотя бы частично происходит на улице («Сельский врач»), то, вероятней всего, во враждебную непогоду или в условиях заточения («В исправительной колонии»).

В подавляющем большинстве описанные в произведениях ситуации обладают ярко выраженной иррациональной подоплекой. Сверхъестественные обстоятельства застают героев Кафки врасплох, в самые неожиданные для них моменты, заставляя испытывать страх перед бытием. Из произведения в произведения живописуется история человека, отдающего себя во власть стихий [3]. При этом герои зачастую безлики, не обладают описанием. Они не наделены интересами, их прошлое не описано. Герои находятся в вечном сомнении, страхе и трепете. Персонажи Кафки не могут понять, что же они реально чувствуют, слышат, знают и переживают, как будто все наблюдаемое – странный сон.

Отчужденность героя от семьи, вызванная натянутыми отношениями Франца с отцом, так же прослеживается в его трудах. Отголоски этих тревог слышны, например, в «Превращении»: Грегор Замза отчужден от семьи и не надеется на понимание и помощь. Отношения самого Франца с отцом были отравлены тем, что юноша обманул отцовские надежды, не желая быть продолжателем семейного торгового бизнеса, который искренне презирал [2]. «Я мог пользоваться тем, что ты давал, но лишь испытывая чувство стыда, усталость, слабость, чувство вины» [4], – писал Кафка в письме к отцу. Отец, в свою очередь, презрительно относился к творчеству сына.

Бюрократия тоже считается постоянным элементом творчества австрийского писателя. Сам Кафка служил страховым агентом, но свою работу он не любил, тяготился ей и считал смыслом своей жизни литературу. В отличие от позиции многих его современников, для него «быть писателем» значило то, к чему он стремился [5]. И если о чем Кафка умел писать и страшно, и путано, и точно, и уморительно смешно, так это о бюрократии. В «Замке» бюрократия показана как нечто нелепое. Чиновники абсолютно бессмысленно отдают распоряжения, которые даже не выполняются, а что происходит за пределами кабинетов – никого не волнует. Местами описание бумажной волокиты вызывает и смех, и печаль одновременно. Однако в «Процессе» чиновничья глупость и бумажная волокита пугают, они представляют собой крайность, монстра, выписывающего герою смертный приговор.

Произведения Франца Кафки – это ясная речь, точная и строгая интонация, которые контрастируют с кошмарным содержанием. Его резкое, черно-белое письмо не украшено никакими поэтическими метафорами. Прозрачность его языка подчеркивает сумрачное богатство его фантазии. Контраст и единство, стиль и содержание, манера и материал слиты в нерасторжимое целое [6]. Есть элементы, которые объединяют стиль писателя, которые отражают его собственное восприятие мира, и конечно способны помочь понять Кафку.

Литература:

Альбер Камю «Надежда и абсурд в творчестве Франца Кафки»;

Григорий Ходасевич «Франц Кафка: “Отверстие, через которое ты впадаешь в мир”»;

Анжелика Синеок «Кафка в нашей жизни»;

Франц Кафка «Письмо отцу»;

Жорж Батай «Кафка»;

Владимир Набоков «Превращение» Франца Кафки

Просмотров работы: 272