МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ГЕРМАНИИ КОНЦА XIX – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКОВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ГЕРМАНИИ КОНЦА XIX – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКОВ

Савинова А.А. 1, Косован О.Л. 1
1ВлГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: В данной статье представлено описание музыкальной культуры Германии конца XIX – первой половины XX веков. Упоминаются также основные представители музыкальных жанров, и рассмотрено влияние происходящих событий на развитие данного вида культуры.

Ключевые слова: музыкальная культура, композитор, экспрессионизм, немецкая музыка, музыкант.

 

Abstract: This article presents a description of the musical culture of Germany at the end of the 19th - first half of the 20th centuries. The main representatives of musical genres are also mentioned, and the influence of current events on the development of this type of culture is considered.

Key words: musical culture, composer, expressionism, German music, musician.

В конце XIX – начале XX века Германия оставалась страной традиционно музыкальной культуры. Она славилась дирижёрской школой, которую представляли такие исполнители, как Карл Мук, Артур Никиш, Феликс Мотль и др., а также наукой о музыке.

В Берлине музыканты разных национальных школ получали высшее образование. Для немецких композиторов рубеж веков был переходом от одной эпохи к другой. Великие открытия романтизма остались позади; ушли из жизни Р. Вагнер (1813 – 1883), Й. Брамс (1833 – 1897).

Поздние романтические традиции предопределили формирование творчества у таких немецких композиторов, как Макс Регер, Рихард Штраус, Ханс Пфинцер. Хотя они отличаются по масштабам дарования и по художественным принципам, их объединяет общность корней, то есть национально-романтические традиции, а также само время, полное новых веяний.

Пианист и органист, Макс Регер интерпретировал сочинения Баха, писал в полифонических жанрах, возрождая великие традиции немецкой музыки в первые десятилетия XX века.

В начале века очень высок был авторитет Р. Штрауса. Его симфонические поэмы, оперы «Саломея» и «Электра» были ориентирами для многих молодых музыкантов различных стран. Штраус приветствовал новые художественные идеи, имел безграничное техническое мастерство. До первой мировой войны его музыкальные композиции были выражением индивидуалистического сознания, соответствовали понятиям о мире и человеке. Но творчество Р. Штрауса эволюционировало к 10-30 годам XX века. Гитлеровские глашатаи «культурной политики» посчитали, что Штраус, в 30-е годы будучи маститым немецким музыкантом, – подходящая фигура для пропаганды «новых истин». Однако к концу 30-х годов он, и даже Пфицер, были признаны «нежелательными авторитетами». Это пример того, насколько трудным для искусства и его создателей был период истории Германии в начале XX века, принесший Германии и многим странам бедствия двух мировых войн и фашизма.

Немалую роль в формировании эстетики, искусства экспрессионизма и принципов будущего неоклассицизма сыграло творчество Регера, чьё влияние на молодых композиторов было очень значительным. Вскоре неоклассицизм становится ведущим направлением в музыке. Большинство немецких композиторов ищут свое вдохновение именно там. Среди них: Курт Вайль, Макс Буттинг, Карл Амадеус. Позже себя проявили такие композиторы, как Карл Орф, Вальтер Эгк и, наконец, великий немецкий музыкант первой половины XX века – Пауль Хиндемит.

Экспрессионизм широко распространился в немецкой литературе, драматургии, поэзии, живописи, графике, музыке в конце и поcле первой мировой войны. Горячо была воспринята в Германии премьера оперы «Воццек» А. Берга. Влиянию экспрессионизма поддался даже Хиндемит. Но, как и другие немецкие музыканты этого поколения, он быстро миновал этап его воздействия.

20-е годы и начало 30-х были очень насыщенными в культурной жизни Германии. В городах страны развернулось молодёжное музыкальное движение, в котором участвовал и Хиндемит как автор прикладной музыки – «Gebrauchsmusik». Придя к власти, фашисты подчинили объединение своим целям, из-за чего исчезла его живительная сила. Это движение осталось достоянием 20-х – начала 30-х годов.

Творческая деятельность Ханса Эйслера (1898-1962) – единственное в своём роде явление в музыкальной культуре Запада. Композитор был воспитан на традициях национальной классической музыки, закончил школу композиторского мастерства будучи воспитанником Шёнберга, овладел современным профессионализмом, начал сочинять в атональной, затем в серийной технике, усвоил и принципы экспрессионизма новой венской школы. В 1927 году вступил в Компартию Германии, стал одним из деятельных участников агитационно-пропагандистских групп. Именно он был главным создателем боевых песен немецкого пролетариата, нового вида массовой революционной музыки 20-х годов.

Другая линия творчества Эйслера – музыка к театральным пьесам, больше всего – Брехта. При сотрудничестве с ним написано множество произведений, среди которых – «Высшая мера», в жанре поучительной пьесы, кинофильм «Куле Вампе», инсценировка романа М. Горького «Мать», а позже – музыка к пьесам «Круглоголовые и остроголовые», «Страх и отчаяние в Третьей империи», «Жизнь Галилея», «Швейк во второй мировой войне».

В 20-е и в начале 30-х годов искусство в Германии приобрело новые черты: демократизм тематики, политическая острота, социально-критическая направленность, боевой дух. Творческая деятельность разоблачала наступающий фашизм, вставала на защиту человеческого разума и достоинства, национальных культурных ценностей. Ее диапазон был широчайшим – от «политического театра» режиссёра Эрвина Пискатора, поучительных пьес Брехта и агитационно-пропагандистской музыки Эйслера до серьёзной и глубокой, обращённой к умам слушателей музыки Хиндемита. Приход в 1933 году к власти нацистов оборвал поступательное развитие художественной культуры Германии. Огромное количество ученых, писателей, поэтов, артистов, музыкантов покинуло родину. Оставшиеся в стране и попадавшие под гнет фашизма, творческие деятели стремились внести свою лепту в борьбу. Среди эмигрантов были композиторы Майер, Хиндемит, Дессау, Эйслер, дирижёры К. Ранкль, Г. Шерхен, певец Э. Буш и другие.

В нацистской Германии в сфере музыки официальные власти насаждали примитивные милитаристские по содержанию песни и марши, убогие по своей сути инструментальные и вокальные опусы. Фальсифицируя историческое прошлое, национальные традиции, они «присваивали» себе классику и романтизм, извращали подлинное содержание музыки Бетховена и Вагнера. Была запрещена музыка Хиндемита, Вайля, Эйслера, Хартмана, композиторов новой венской школы. Некоторым музыкантам, оставшимся на родине, удалось прожить эти годы в своеобразной «внутренней эмиграции» – они не исполнялись, их не замечали.

Восстановление страны началось вскоре после падения «третьего рейха». С образованием второго капиталистического государства на немецкой земле, Федеративной Республики Германии, пути развития художественной культуры оказались различными.

В конце 40-х годов в ГДР, на родину, возвратились многие эмигрировавшие при нацистах музыканты. Среди них – Брехт и Эйслер, Дессау, Майер, Буттинг. В формировании новой музыкальной культуры очень важную роль сыграли её новые организационные формы: Союз композиторов ГДР, Академия искусств, членами которой являются и композиторы Эйслер, Майер, Буттинг, Институт музыковедения и другие. На съездах и конференциях музыкантов обсуждали вопросы «для кого и зачем сочиняется музыка», какой она должна быть в Германии того времени в социалистическом обществе.

ФРГ в 50-е годы – один из центров музыкального авангарда. Регулярно проводились фестивали новой музыки, семинары по изучению различных систем композиции. Музыкальная жизнь в ФРГ протекает интенсивно. Славятся своими исполнительскими силами опера в Мюнхене, Гамбурге, Франкфурте-на-Майне. Здесь постоянно выступали крупнейшие дирижёры современности. В ФРГ до 1982 года жил и работал один из интереснейших музыкантов Германии XX века – Карл Орф.

Не умаляя значение музыкальных культур других стран, можно с уверенностью сказать, что музыкальная культура Германии – одно из значительных и интересных явлений мирового музыкального искусства.

Список использованной литературы:

Леонтьева О.Т. Карл Орф. М.: Музыка, 1984.

Левая Т.Т. Пауль Хиндемит. М.: Музыка, 1974.

The OREL Foundation. Hanns Eisler. James Wierzbicki. 2008. [Электронный ресурс] URL: http://orelfoundation.org/composers/article/hanns_eisler/

Deutschlandfunk Kultur. Niedergang der Musikkultur im „Dritten Reich“. Helmut Braun. 2016. [Электронный ресурс] URL: https://www.deutschlandfunkkultur.de/niedergang-der-musikkultur-im-dritten-reich-immer-nur.1024.de.html?dram:article_id=342904

Просмотров работы: 1535